Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа адресована учащимся 10 - х классов и разработана на основе УМК Н.Г. Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_10_russkii.docx | 123.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Республиканский центр образования и психолого-медико-социальной помощи»
(Центр дистанционного обучения детей –инвалидов, детей с ОВЗ и
детей, находящихся на длительном лечении)
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «РЦОИПМСП» _________Г.Д.Дугаржапова ________С.П.Новокрещенных
Протокол № ___ «___» _____________2015г. «___»_____________2015 г.
от «_31__»августа 2015 г.
Рабочая программа
Предмет _________русский язык___________________________________
Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная
Класс _________10 а в______________________________________
Учебный год _____2015 -2016______________________________________
Количество часов _______68______________________________________
Разработчик(и) программы_____Базарова М.Б.._Дашидондокова Э.А.________________
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______от
«31 » августа 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2007 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
При изучении программы используется методический комплекс:
1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
2. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2009
3.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
По учебному плану школы на изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 часов.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
· формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
· дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
· освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | |
Контрольные работы, тесты | Развитие речи | |||
1 | Введение. | 1 | - | - |
2 | Фонетика, графика, орфоэпия | 3 | 1 | |
3 | Лексика, фразеология, лексикография | 16 | 2 | 3 |
4 | Морфемика и словообразование | 3 | 1 | |
5 | Морфология и орфография. | 16 | 3 | 1 |
6 | Части речи. Имя существительное | 4 | 1 | 1 |
7 | Имя прилагательное | 6 | 1 | |
8 | Имя числительное | 2 | 1 | |
9 | Местоимение | 2 | 1 | |
10 | Глагол. Причастие. Деепричастие | 6 | 1 | 2 |
11 | Наречие. | 2 | 1 | |
12 | Слова категории состояния | 2 | 1 | |
13 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия | 5 | 1 | 1 |
14 | Повторение и обобщение | 2 | ||
Всего часов | 68 | 13 | 10 |
Содержание предмета русский язык 10 класс
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование, Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 3Ч, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования: и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлог
Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать:
· связь языка и истории, культуры русского и других народов;
· основные единицы и уровни языка;
· орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;
уметь:
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· осуществлять речевой самоконтроль;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
· создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
· совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение; групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;
Предметное содержание учебного процесса: межпредметный
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.
Учебно-методическое обеспечение
- Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск : Взгляд, 2003.
- Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2005.
- Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1987.
- Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.
- Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2000..
- Горшков, А. И. Русская стилистика : учебное пособие/ А.И. Горшков. – М., 2001.
- Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М. : Экзамен, 2005.
- Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2001.
- Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Творческий центр,2002.
- Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.: Айрис, 1996.
- Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.
- Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.»/ М. А. Сенькова, О. Г. Шадрина, Н. А. Паюсова. – Курган, 2004.
- Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М., 2002..
- Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2005.
- Энциклопедия: Русский язык/ Гл. редактор Каракулов Ю. Н. – М., 1998.
Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
1) Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„ 1990.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.— 4-е изд.— М., 1999.
- Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина.—-2-е изд., дораб.—М., 1998.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.
- В.В. Иванова.—4-е изд., дораб, — М., 1999.
- Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997.
- Потиха 3.А. Школьный словарь строения слов русского языка.—2-е изд.—М., 1998.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.—2-е изд., перераб.—М., 1991.
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 3-е изд., перераб.— М., 1994,
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.— М., 1997.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе
№ урока | Тема урока | Количество | Дата | Домаш- нее задание Уч. Гольцовой | |||
1 | Слово о русском языке. Слово и его значение. | 1 | Упр. 3 | ||||
2 | Однозначность и многозначность слов | 1 | Упр. 5 | ||||
3 | Изобразительно-выразительные средства | 1 | Упр. 11 | ||||
4 | Лингвистический анализ текста | 1 | |||||
5 | Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов. | 1 | Упр. 14 | ||||
6 | Паронимы, их употребление. Словари паронимов. | 1 | Упр. 19 | ||||
7 | Синонимы. Их употребление. Словари синонимов. Антонимы. Их употребление. | 1 | Упр. 29 | ||||
8 | Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста. | 1 | |||||
9 | Происхождение лексики СРЯ | 1 | Упр. 36 | ||||
10 | Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк» | 1 | |||||
11 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы. | 1 | Упр. 41 | ||||
12 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | |||||
13 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | Упр. 47 | ||||
14 | Обобщающий урок: лексикография. | 1 | Вопросы и задания стр. 32 | ||||
15 | Диктант | 1 | |||||
16 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпия. | 1 | Упр. 52, 53; вопросы и задания стр.40 | ||||
17 | Готовимся к ЕГЭ. Тест. | 1 | |||||
18 | Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. | 1 | Вопросы и задания стр. 47, 49 | ||||
19 | Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. | 1 | Упр. 78, 79 | ||||
20 | Формообразование. Понятие парадигмы. | 1 | Вопросы и задания стр. 58 | ||||
21 | Изложение с творческим заданием. | 1 | |||||
22 | Принципы русской орфографии. | 1 | Вопросы и задания стр. 61 | ||||
23 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | Упр. 94, 96 | ||||
24 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 | Упр. 106 | ||||
25 | Обобщающие упражнения. Тест. | 1 | |||||
26 | Употребление гласных после шипящих. | 1 | Упр.112 | ||||
27 | Употребление гласных после Ц. | 1 | Упр. 116 | ||||
28 | Диктант | 1 | |||||
29 | Употребление букв Э, Е, Ё и сочетаний ЙО в различных морфемах | 1 | |||||
30 | Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. | 1 | Упр. 120, 123 | ||||
31 | Правописание двойных согласных. | 1 | Упр. 128 | ||||
32 | Лингвистический анализ текста | 1 | |||||
33 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ-, ПРИ-. Гласные Ы – И после приставок. | 1 | Упр. 143 Упр. 152 | ||||
34 | Урок обобщения и повторения | 1 | |||||
35 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | |||||
36 | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 1 | Упр. 159 Вопросы и задания стр. 104 | ||||
37 | Готовимся к ЕГЭ. Тест. | 1 | |||||
38 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Упр. 169 | ||||
39 | Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. | 1 | Упр.192 | ||||
40 | Изложение с творческим заданием. | 1 | |||||
41 | Правописание сложных имён существительных. | 1 | Упр. 194 | ||||
41 | Контрольный диктант | 1 | |||||
43 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Упр. 199 | ||||
44 | Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. | 1 | Упр. 212 | ||||
45 | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 1 | Упр. 216 | ||||
46 | Правописание сложных имён прилагательных. | 1 | Упр. 220 | ||||
47 | Изложение с дополнительным орфографическим и грамматическим заданием | 1 | |||||
48 | Имя числительное как часть речи | 1 | Упр. 222, 225, 230; вопросы и задания стр. 151 | ||||
49 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | |||||
50 | Местоимение как часть речи. | 1 | Упр. 234 | ||||
51 | Диктант | 1 | |||||
52 | Глагол как часть речи. | 1 | Упр. 241, 258 | ||||
53 | Тест | 1 | |||||
54 | Причастие как часть речи. | 1 | Упр. 262, 270 | ||||
55 | Лингвистический анализ текста | 1 | |||||
56 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Упр.275 | ||||
57 | Изложение | 1 | |||||
58 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 1 | Упр. 279, 286 | ||||
59 | Диктант | 1 | |||||
60 | Слова категории состояния. | 1 | Упр.291 | ||||
61 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | |||||
62 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Упр. 296. 301 | ||||
63 Р/Р | Изложение | 1 | |||||
64 | Союз как служебная часть речи. | 1 | Упр. 304, 306 | ||||
65 | Тест | 1 | |||||
66 | Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | Упр. 308 Упр. 309 | ||||
67 | Повторение и обобщение пройденного | 1 | Упр. 323, 326 | ||||
68 | Контрольный диктант | 1 |
Контрольно-измерительные материалы
Входная диагностика
Диктант.
Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносили туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде. Донца, в тени береговой зеленили девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – все было так прелестно в это милое утро...
Я побывал в скиту – там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.
Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз.
А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, и опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля...
(246 слов) (И. Бунин)
Контрольная работа№ 1
Тест
1. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая гласная в корне?
а) п..томки, возл..гать, состр..дание;
б) м..рить, зат..ряться, с..бака;
в) об..зательный, л..чение, сист..матический;
г) на..дить, пл..вец, выт..рать.
2. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква?
а) п..дедушка, пр..кричать, посм..треть;
б) с..езд, ад..ютант, от..явленный;
в) пр..умножить, пр..крыть, п..красный;
г) ал..юминий, трол..ейбус, пропел..ер.
3. В каком варианте ответа перечислены все примеры, где на месте пропуска пишется е?
А) разогр..вать; В) с..реневый;
Б) сер..бристый: Г) соб..ру.
а) А, Б, В, Г;в) А, В;
б) А, Б; г) А, Б, Г.
4. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
а) управление; в) приготовлю;
б) средство; г) издалека.
5. Какое из приведенных ниже слов образовано приставочно-суффиксальным способом?
а) обменять; в) покупать (товар);
б) обменный;г) покупатель.
6. В каком слове нет окончания?
а) вскачь; в) пиши;
б) шел;г) овощ.
7. Какое слово образовано безаффиксным способом?
а) прячь; в) юный;
б) синь; г) пень.
8. Во всех словах какого ряда мягкий знак не пишется?
а) ил(?)люзия, вос(?)мой, плащ(?), ноч(?);
б) мяч(?), вскач(?), прелест(?), туч(.?);
в) ил(?)люзия, замуж(?), мяч(?), туч(?);
г) мяч(?), плащ(?), ноч(?), замуж(?).
9. Во всех словах какого ряда пишется удиоенная согласная?
а) гал(?)ерея, мож(?)евельник, ак(?)редитация, кар(?)икатура;
б) шос(?)е, кар(?)икатура, бар(?)икада, ак(?)умулятор;
в) компромис(?), гал(?)еря, ак(?)редитация, экспрес(?)ия;
г) мож(?)евельник, ак(?)умулятор, экспрес(?)ия, компромисс?).
10. Найдите строку, в которой есть слова только с формообразующими аффиксами.
а) окнами, беги, мети, красивее;
б) посмотрел, прочитай, красивее, окнами;
в) бежал, посмотрел, прочитай, давайте;
г) мети, красивее, посмотрел, окнами.
Контрольный диктант №2
У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника; другой – молодой парень, с густыми черными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешевые мешки, лежал на спине, положив руки под голову, и глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звезды.
Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всей видимости, господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.
Овцы спали. На сером фоне зари, начавшей уже покрывать восточную часть неба, видны были силуэты неспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.
В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.
(А. Чехов)
Грамматическое задание
1. Сделать морфологический разбор одного существительного .
2. Графически обозначить орфограммы именных частей речи в предложениях первого абзаца.
Контрольный диктант №3
Загадки природы
Присмотрись к живым существам в природе и обнаружишь столько тайн, секретов, ключ к которым искать и искать! В последнее время становится ясно, что еж, например, изучен недостаточно. Нам, преследуемым аллергиями, страдающим даже от некоторых лекарств, в пору позавидовать ходячим колючкам. В действительности еж защищен мощнее, чем зримой своей оградой. Нет пока ответа на простой вопрос: что позволяет ежу безболезненно выдерживать, например, чудовищные дозы ядов? Гадюка укусит – пустяк. Расправится по-свойски со змеей, и хоть бы что. Для кого множественные укусы пчел гибельны, ежу все на здоровье. Раз при опытах ежа ужалили одновременно пятьдесят две пчелы. Лошади бы смерть неминучая, а ежик по-прежнему бодр и деловит.
И помни, пожалуйста: ежу совсем неплохо живется дома, в лесу, не стремится он к вам в городскую квартиру.
(124 слова)
Грамматическое задание
1) Выполните орфографический анализ наречий:
одновременно, по-прежнему, неплохо, безболезненно, по-свойски.
2) Выполните морфологический разбор одного наречия и слова категории состояния.
- Определите синтаксический статус выделенных слов (является ли членом предложения, если является, то каким).
Контрольная работа №4
Контрольное сочинение
(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
(3)Одно из таких чувств – чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.
(9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно – не модно? (12)Не нужно?
(13)Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
(16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
(26)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
(27)И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» - милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (ЗЗ)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова, (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
(З5)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36)Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
(37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих – обиды, лишения, хамство, - изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.
(40)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.
(По Д. Гранину)
Задание
1) Написать сочинение-рассуждение.
2) Определить проблему текста.
3) Прокомментировать проблему.
4) Определить позицию автора.
5) Аргументировать свою позицию.
6) сделать вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....