ПРОГРАММА КУРСА " Говорим и пишем правильно"10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorim_i_pishem_68.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании МС _________ _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________200___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 52» _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»____200___г. |
ПРОГРАММА КУРСА
Говорим и пишем правильно
10-11 класс
Срок реализации программы 2013 -2016 уч. год
Гарлик Галины Александровны,
учитель русского языка и
литературы,
высшая категория
Барнаул
2013
Пояснительная записка
Курс обеспечивает осмысление системы знаний о языке, развитие коммуникативной и языковой компетенции учащихся, совершенствование устойчивых навыков владения языком и речевой культурой. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
• овладение основными нормами русского литературного языка;
• создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
• совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
• обучение анализу текста, его интерпретации;
• формирование языковой и лингвистической компетенций;
• формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
• развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов ( два года обучения) и предназначена для учащихся 10-11 классов. В 2014-2015 учебном году в рабочую программу внесены изменения: в 10 классе( курс рассчитан на 32 часа. ( основание: Положение о промежуточной аттестации от 30.08.13). Изучение темы «Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов» сжато на 2 часа за счет уплотнения материала.
Содержание курса
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (3 ч)
Речь устная и письменная. Особенности словесного ударения в русском языке. Особенности произношения заимствованных слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (6 ч)
Особенности лексического состава слов. Точность словоупотребления. Предупреждение ошибок, связанных с неточностью словоупотребления. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (2 ч)
Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной и разговорной речи
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую
Тема 4. Морфология (5 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (18 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов прилагательных, глаголов и причастий. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Правописание омонимичных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение (9 ч)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Секреты и коварство русской пунктуации. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение (9 ч)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте. Бессоюзные сложные предложения. Знание контекста в использовании знаков препинания. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие - и их нормативное употребление.
Тема 9.(2 ч.) Культура речи как лингвистическая дисциплина, ее предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.
Основное понятие правильной речи - нормы литературного языка.
Основной критерий хорошей речи - коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: богатство, точность, ясность, выразительность, уместность. Типичные речевые ошибки.
Тема 10. Текст и его особенности (12 ч)
Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. Микротема. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений Нормативный повтор, повтор - недочет и способы его исправления в тексте. Стили и типы речи. Стилевые особенности и строение разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). текстов. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи Текст и его анализ. Создание текста и его редактирование.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса учащиеся должны :
осознавать неразрывную связь развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практически уметь самостоятельно анализировать и оценивать тексты разной стилистической принадлежности, приобрести опыт проведения первых научных исследований.
Учебно- методическое обеспечение
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005.
- Арахарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написания рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
- Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
- Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М., 2005.
- Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.
- Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998.
Календарно тематическое планирование
№ занятия | дата | Название разделов и тем | Всего часов | Формы занятий | Примечание (корректировка) |
10 класс | |||||
1 | 1.09 | Речь устная и письменная. Особенности словесного ударения в русском языке. | 1 | Беседа, Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов | |
2 | 8.09 | Орфоэпические нормы русского языка. Особенности произношения заимствованных слов. | 1 | Работа со словарями. Отработка произношения слов, составление транскрипций. | |
3 | 15.09 | Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения. | 1 | Продолжение работы с орфоэпическим словариком. | |
4 | 22.09 | Особенности лексического состава слов. Точность словоупотребления. | 1 | Работа с тестами(А2), редактирование текстов | |
5 | 29.09 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | Работа в группах, создание таблицы | |
6 | 6.10 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | Работа в парах,(В8) | |
7 | 13.10 | Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). | 1 | Анализ текста Работа со словарями синонимов, антонимов. Редактирование упражнений (устранение речевых ошибок) | |
8 | 20.10 | Книжная и разговорная лексика. | 1 | . Наблюдение за использованием средств художественной выразительности в текстах. | 27.10 |
9 | 27.10 | Трудности лексического анализа слов. | 1 | Лексический анализ текстов | |
10 | 10.11 | Лексическое значение морфем. | 1 | Сопоставительный анализ морфемного состава слов. | |
11 | 17.11 | Морфемный анализ слов. | 1 | Работа со словообразовательным словарем (В1) | |
12 | 24.11 | Система частей речи в русском языке. | 1 | Работа с текстом,задание КИМов | |
13 | 1.12 | Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. | 1 | Работа с текстом,задание КИМов | |
14 | 8.12 | Служебные части речи, их роль в тексте. Правильное употребление служебных частей речи | 1 | Работа с текстом,задание КИМов | |
15 | 15.12 | Орфоэпические нормы. | 1 | Словарная работа | |
16 | 22.12 | Трудные случаи разграничения языковых явлений. | 1 | Работа на разграничение омонимичных частей речи. | |
17 | 12.01 | Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. | 1 | Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста | |
18 | 19.01 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | 1 | Работа в парах Алгоритм, | |
19 | 26.01 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | 1 | тест | |
20 | 2.02 | Виды орфограмм в корне слова | 1 | Работа в парах, алгоритм | |
21 | 9.02 | Виды орфограмм в корне слова | 1 | Практикум, тест | |
22 | 16.02 | Виды орфограмм в корне слова | 1 | практикум | |
23 | 2.03 | Трудные случаи правописания окончаний. | 1 | Словарные диктанты.. | |
24 | 16.03 | Правописание падежных и родовых окончаний. | 1 | Исправление искаженного текста | |
25 | 30.03 | Трудные случаи правописания суффиксов | 1 | Беседа-практикум | |
26 | 6.04 | Трудные случаи правописания суффиксов | 1 | Тестовая работа | |
27 | 13.04 | Правописание служебных частей речи. | 1 | Работа с тестами | |
28 | 20.04 | Правописание омонимичных частей речи. | 1 | Проверь себя | |
29 | 27.04 | Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 1 | Алгоритм, редактирование | |
30 | 4.05 | Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 1 | Работа с тестами(пары) | |
31 | 11.05 | Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов. | Работа с тестами(индивидуальная) | ||
32 | 18.05 | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов | 1 | Работа с тестами по орфографии | |
11 класс | |||||
1 | 4.09 | Особенности связи слов в словосочетании и предложении. | 1 | Разбор заданий(В3) | |
2 | 11.09 | Правильное употребление словосочетаний. | 1 | Редактирование(работа в парах) | |
3 | 18.09 | Предложение как речевое высказывание. Простое предложение. | 1 | Синтаксический разбор и моделирование предложений | |
4 | 25.09 | Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах различных стилей. | 1 | Работа с текстом | |
5 | 2.10 | Простое осложненное предложение. | 1 | Работа с текстом | |
6 | 9.10 | Знаки препинания в осложненном предложении | 1 | Пунктуационный разбор | |
7 | 16.10 | Секреты и коварство русской пунктуации. Тире в простом предложении | 1 | Редактирование предложений с нарушением синтаксических норм | 30.10. |
8 | 23.10 | Вводные слова и предложения | 1 | Работа с тестом | 13.11 |
9 | 30.10 | Обособленные члены предложения в текстах различных стилей | 1 | Конструирование предложений с обособленными членами предложения.. | |
10 | 13.11 | Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы оформления прямой речи на письме. | 1 | Анализ текстов | 20.11 |
11 | 20.11 | Различные способы цитирования. | 1 | Конструирование предложений | |
12 | 27.11 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | Алгоритм,задания КИМов | |
13 | 4.12 | Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. | 1 | Анализ текстов(групповая работа) | |
14 | 11.12 | Знание контекста в использовании знаков препинания. | 1 | Беседа,работа с текстом | |
15 | 18.12 | Знаки препинания сложносочиненном предложении. | 1 | Алгоритм, практикум | |
16 | 25.12 | Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте | 1 | Работа с текстом | |
17 | 15.01 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 | Алгоритм, практикум | |
18 | 22.01 | Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте | 1 | Работа с текстами | |
19 | 29.01 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них | 1 | Разбор предложений | |
20 | 5.02 | Основные знаки препинания, их нормативное употребление. | 1 | Работа с текстом | |
21 | 12.02 | Культура речи как лингвистическая дисциплина. Типичные речевые ошибки. | 1 | Редактирование текстов | |
22 | 19.02 | Коммуникативные качества хорошей речи | 1 | Кодекс правильной речи | |
23 | 26.02 | Текстоведение. Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. | 1 | Работа с текстами, проблемный словарик | |
24 | 5.03 | Способы связи предложений в тексте. | 1 | Разбор тестовых заданий | |
25 | 12.03 | Нормативный повтор, повтор - недочет и способы его исправления в тексте.. | 1 | Анализ текстов | |
26 | 19.03 | Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности | 1 | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей | |
27 | 2.04 | Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. | 1 | Пунктуационный анализ текста | |
28 | 9.04 | Смысловое членение речи, абзац. | 1 | Работа с текстом | |
29 | 16.04 | Создание текста. Подготовка рабочих материалов | 1 | Подбор рабочих материалов | |
30 | 23.04 | Редактирование. | 1 | Взаимопроверка, разбор текстов | |
31 | 30.04 | Итоговое занятие, контрольное тестирование. | 1 | Тестовая работа | |
32 | 7.05 | Итоговое занятие, контрольное тестирование. | 1 | Тестовая работа | |
33 | 14.05 | Резерв | 1 | ||
34 | 21.05 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Говорим и пишем правильно.10-11 класс"
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основны...
Программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 класса.
Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»
Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно»для 10 общеобразовательного класса...
Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».
Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...
Рабочая программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"11 класс
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов....