Технологическая карта урока "Антонимы" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

технологическая карта "Антонимы" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_antonimy_5_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Технологическая карта урока                                                                Каримова Э.С.

Русский язык

 5 класс

«Антонимы»

Тема: Антонимы.

Тип урока: Урок развития умений  (комплексного применения  знаний и умений).

Цели:  

Образовательные:

. познакомить учащихся с понятием "Антонимы";

. научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;

. расширить лексический запас учащихся.

. определить значение термина «антонимы». закрепить изученные способы действий;

. сформировать новые способы действия по изучению новой темы: «Антонимы».

. создание условий для усвоения новой темы, развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов        деятельности

Развивающие:

. подбирать антонимы к указанным словам,

. группировать их по общему смысловому признаку,

. пользоваться словарем антонимов,

. использовать антонимы как средство выразительности в своей речи,

. формировать у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых

 компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.

. уметь находить антонимы в тексте.

. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

. развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

. развивать умение работать с текстом.

Воспитательные:

 воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку, толерантность.

Планируемые результаты:

Предметные:   знать определение антонимов, уметь  подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.

Личностные:  осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основе мирного поведения.

Метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму).

Познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов   в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Оборудование: ПК, раздаточный материал, листы формата А4.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. 1. Организационный момент.

1 мин.

1.Приветствие.

Проверка готовности учеников к уроку. Психологический настрой на плодотворную работу.

Приветствуют учителя. Подписывают число, словарь, оставляя строку для написания темы урока.

Личностные, коммуникативные. Цель – мотивация на учебу, создание доброжелательной атмосферы.

  1. 2.Актуализация знаний.

7 мин.

-Ребята, на доске записаны слова:

1.Ложь                            2.День.

3. Рассвет                      4. Зло

5. Солнце                       6. Высокий

7. Лето                           8. Черный

- Подберите к ним слова с  противоположным значением.

П

Р

А

В

Д

А

Н

О

Ч

Ь

З

А

К

А

Т

Д

О

Б

Р

О

Л

У

Н

А

Н

И

З

К

И

Й

З

И

М

А

Б

Е

Л

Ы

Й

Учитель спрашивает, как называются противоположные по смыслу слова? – Ответ  найдете, если прочтете в столбике ключевое слово.

Учитель просит назвать и записать тему сегодняшнего урока. 

На доске записаны слова. Какое лингвистическое явление они  иллюстрируют? крупный, огромный, громадный, исполинский, гигантский, большой, значительный, грандиозный.

-Как вы думаете, что/ кто описывается  данными прилагательными?  (слон, небоскреб, успех)

- Делим ребят на три группы. Подберите  из группы синонимов наиболее точный по смыслу  признак к каждому существительному:

Слон,  небоскреб, успех

-По какому принципу  вы подобрали к каждому существительному прилагательное?

Учитель открывает слайд, на котором изображены слон, успех, небоскреб.

-Ребята, а теперь попробуйте подобрать к синонимам  слова с противоположным значением.

- Составьте и запишите предложение, опираясь на данный слайд.

- Какой частью речи они являются?

- Как называются такие слова?

- Какие слова мы будем изучать сегодня на уроке?

Ученики записывают ответы:

Правда, ночь, закат, добро, луна, низкий, зима, белый.

Антонимы.

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Подписывают тему.

Группируют синонимы.

Составляют предложение с антонимами.

Познавательные, регулятивные.

  1. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин.

- Чему мы должны научиться  на данном уроке?

Использовать в речи антонимы.

Регулятивные, познавательные.

  1. 4.Первичное закрепление.
  2.  5 мин.

Учитель называет номер упражнения, которое следует выполнить.

Читают задание к упражнению. Выполняют его.

Познавательные.

  1. 5. Работа в парах.

8 мин.

Учитель выдает задания под одним и тем же номером (два небольших текста, в которых к пяти выделенным словам необходимо подобрать антонимы).

Один ученик выполняет задание, другой – контролирует правильность выполнения задания и результат (имеет образец выполнения). При выполнении следующего задания дети меняются ролями.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные.

  1. 6.Физминутка (прием «Верные – неверные утверждения»)

2 мин.

Учитель называет пары слов (6-8 пар).

Если они являются антонимами (попарно), дети хлопают в ладоши.

Коммуникативные.

  1. 7.Творческое применение знаний (групповая форма работы).

8 мин.

Учитель выдает листы формата А4, делит класс на четыре команды, назначает капитанов каждой из них, говорит задание (каждая команда должна придумать наибольшее количество антонимов за определенное время (2 минуты) в зависимости от принадлежности антонимов к определенной части речи. Названия команд: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Наречие».

Вызывает капитанов по очереди.

Дополнительное задание капитанам команд. Назвать три пары антонимов другой команды (любой).

Участники команд активно беседуют, называя соответствующие слова. Капитаны записывают антонимы на отдельный лист.

Читают получившиеся антонимы.

Капитаны отвечают вслух.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные.

  1. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 мин.

Изучаемый параграф учебника и  упражнения из него.

Знакомятся с условиями домашней работы, задают вопросы  по выполнению.

Личностные, коммуникативные.

9.Рефлексия (подведение итогов занятия).

 5 мин.

Учитель задает вопросы индивидуально. Доволен (довольна) ли ты своим результатом или нет и почему?

Какие антонимы не удалось определить и почему?

Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

Выставление оценок с комментариями.

Вопрос ученику.

Как ты думаешь, каков сегодня твой результат? Оцени свой ответ на уроке.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные.

                                                                   Литература

Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. –  М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока составленного по технологической карте. 5 класс.

Конспект урока составленного по технологической карте.Соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...