Конспект урока составленного по технологической карте. 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Бакирова Марина Викторовна

 

Конспект урока составленного по технологической карте.Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока составленного по технологической карте.

Бакирова Марина Викторовна

Татарстан, Нурлатский район, город Нурлат

Муниципальное автономное общеобразовательное

 учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

Учитель русского языка и литературы

Конспект урока составленного по технологической карте.

Конспект урока составленного по технологической карте.

Преподаватель – Бакирова Марина Викторовна

Предмет – Русский язык

Урок в 5 классе.

Тип урока:  комплексного применения ЗУН

Цели: 

Лингвистические цели

1.Повторить спряжение глагола.

2. Коррекция изученных способов действий при написании безударны  личных окончаний

глаголов

Деятельностная  цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии

(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Развивающие цели:    

1.Развивать монологическую речь учащихся.    

 2.Учить четко отвечать на поставленные вопросы.

 3.Развивать логическое мышление, формировать устойчивость мыслительной деятельности

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления

учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения

писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи урока (для учащихся):

 - учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

 - учиться ставить учебные задачи;

 - учиться организации работы в парах и в группах;

 - систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

 - научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

 - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

 - учиться контролировать и оценивать себя.

Раздаточный материал: - карточки с заданиями;

Необходимое оборудование: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.  Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова - издю4-е, М.: Баласс, 2012. ( соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования)  

                                 

 

Технологическая карта.  Правописание букв гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.


Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу

.


I этап. Организационный момент.


Ребята, закройте глаза, опустите голову. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:


Я буду внимательным.

Буду думать, думать, думать.

Буду сосредоточенно размышлять.

Буду догадлив, старателен.


-Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

I этап. Организационный момент.



Коммуникативные УУД


Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.


1.Повторить спряжение глагола.

2. Коррекция изученных способов действий при написании безударны  личных окончаний

глаголов















Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.











Работать с текстом.

Уметь найдите ошибки в рассуждениях по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки.




Организовать фронтальную работу .



Фронтальный опрос на вопросы.












Учить правильно формулировать свои мысли


Выявление места и причины затруднения




II этап. Актуализация знаний.



Вопросы для обсуждения:

1.По какой части речи шла работа на предшествующих уроках? Чему вы учились на этих уроках?


2.Вспомните, для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Поясните свой ответ примерами.

3.Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

4. Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?






 Работа с текстом


1.        Глагол летишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на -еть: лететь ( суффикс -е- перед ть)



2.        Броса_шь. Ставлю ударение : брасА_шь. Окончание безударное . Ставлю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на -ить ( суффикс -и- перед ть), относится ко 2 спряжению, следовательно, в форме броса_шь нужно писать букву и.


II этап. Актуализация знаний.


Сформулируйте основной вопрос урока, попытайтесь дать на него ответ.   (Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов).


Сформулируйте учебные задачи.

- Учиться ставить глагол в неопределенную форму.

- Научиться безошибочно определять спряжение глагола.

- Запомнить все личные окончания глаголов.

- Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.


Познавательные УУД


III этап. Изучение нового материала.







Оценивать правильность выполнения заданий













Учиться строить алгоритм.



















Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах)




Оценивать правильность выполнения заданий












Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.











Уметь достраивать алгоритм, доказывать свою точку зрения

 



Организовать работу по изучению правописания личных окончаний глаголов













Учить детей строить алгоритм



















Организовать работу в парах























Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

III этап. Изучение нового материала.



  1. Дополнить схему-алгоритм, чтобы было легче писать окончания    глаголов.

1.Проверить, ударные или безударные личные окончания имеет глагол.


                                               Окончание

Безударное                                                 ударное

                                                        Вывод: пиши, как слышишь                                                    

                                                        -ешь, ет, ете, ут( ют)- глагол              

                                                     1 спряжения, ишь, ит, им, ите,

                                                          ат (ят)- глагол 2 спяжения.



   2.Поставь глагол в

неопределенную форму,

учитывая вид личной формы,

определи, оканчивается ли он

на - ить

                         

         нет                                                             да

Вывод: данный глагол                      Вывод: данный глагол

относится к 1 спряжению              относится ко 2 спряжению

и имеет окончания                               и имеет окончания

ешь,ет,ете,ут(ют)                                 ишь, ит, им,  ат(ят)







2.У вас на партах карточка со словами:



        Наступа…т,  ве…т,  слыш…м,  ду…т,  исчеза...шь, чувству...м,  лета...м,  сине…т,






        та…т,  дыш…т,  ожива…т,  люб...м,  смотр...м,  пробега...шь,  свет...т,  гон...м.




Первый участник называет 5 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.


После    выполнения   задания    «первый»  делает   проверку  и   оценивает  «второго»   по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму, - 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение, - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем учащиеся меняются ролями. На всю работу  отводится 5 минут.



Какие слова у вас вызвали трудности при выборе гласной  в написании окончания?






слыш…м        дыш…т         ,  смотр...м        гон...м






-Какой цепочки не хватает в нашем алгоритме, для того чтобы определить спряжение таких слов как « дышать», « смотреть» , « брить» и др.?




1.Проверить, ударные или безударные личные окончания имеет глагол.

                                           Окончание

Безударное                                                 ударное

                                                        Вывод: пиши, как слышишь                                                    

                                                        -ешь, ет, ете, ут( ют)- глагол              

                                                    1 спряжения, ишь, ит, им, ите,

                                                          ат (ят)- глагол 2 спяжения.


2Определите является ли

         слово исключением


            нет                                                      да                        ..        


брить, стелить- 1 спряжение

  гнать, дышать, держать, смотреть

 слышать, видеть, ненавидеть

 зависеть, терпеть,  обидеть, вертеть-

              2 спряжение                


   3.Поставь глагол в

неопределенную форму,

учитывая вид личной формы,

определи, оканчивается ли он

на - ить

                         

         нет                                                             да

Вывод: данный глагол                      Вывод: данный глагол

относится к 1 спряжению              относится ко 2 спряжению

и имеет окончания                               и имеет окончания

ешь,ет,ете,ут(ют)                                 ишь, ит, им,  ат(ят)







III этап. Изучение нового материала.


Коллективная работа



Регулятивные УУД



Коммуникативные УУД




Познавательные УУД
























Работа в парах

Работа в парах


- Почему не справились со всеми  заданием?












Какие слова у вас вызвали трудности при выборе гласной  в написании окончания?



Регулятивные УУД


Личностные УУД



IV этап. Закрепление изученного.




Работать с информацией, представленной в форме  алгоритма






Выполняют физкультминутку


   

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах.





























Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь




Организовать самостоятельную работу, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.




Организовать физкультминутку



Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.


































Организовать фронтальную работу


IV этап. Закрепление изученного



Используя алгоритм, выполните  самостоятельно упр. 593.


Самопроверкой по эталону. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.





Выполнение  физкультминутку



I уровень-

самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.



II уровень-

сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

   Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

III уровень-

еще более сложный, т. к. в нем  встречаются глаголы-исключения.

   Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

IV уровень-

самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.


   ______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.



IV этап. Закрепление изученного.


 


Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)









Познавательные УУД












Коммуникативные УУД





















Регулятивные УУД












VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.


Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

























Домашняя работа





Отвечают на вопросы, оценивают.




Оценивание   знания, пользуясь диагностической картой. ( +, -)



















Выбор домашнего задания









Выявление пробелов в знаниях, выявление самых трудных моментов на уроке.




















Объяснение домашнего задания.


II. Итог урока. Рефлексия деятельности.


- Со всеми поставленными  задачами вы справились? 

-При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?


-Оцените свои знания, пользуясь диагностической картой. ( +, -)



1.Я знаю личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений



2. Я знаю слова- исключения из правила « Правописание безударных личных окончаний глаголов»


3. Я правильно определяю вид глагола, умею ставить в неопределенную форму


4.Я могу работать по алгоритму, правильно писать окончания глаголов


5. Я всё запомнил и  могу работать без алгоритма.



6. Я смогу объяснить эту тему товарищу














Домашняя работа ( по выбору)


1.Упр.596 ( Озаглавить текст, Выписать слова

 с пропусками букв.

 Указать вид и спряжение всех глаголов)


2. Упр.596 ( Озаглавить и списать весь текст,

вставляя  пропущенные  буквы. Указать вид и

 спряжение всех глаголов. Найти простое нераспространенное

 предложение, добавить однородные члены и записать его.)


3.упр.594. Творческое задание. Опираясь на

 словосочетания из упр. 593, составить небольшой

рассказ. Определить и записать тему рассказа.

 Над глаголами, которые вы использовали

 в тексте, написать спряжение ).








II. Итог урока. Рефлексия деятельности.






Коммуникативные УУД

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 6 классе «Типы речи»

Цели деятельности учителя: познакомить с термином «морфология», повторить и обобщить известный материал по теме; развивать способность к языковому анализу; поддерживать интерес к изучению русского язы...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе "Умножение дроби на дробь"

Конспект урока математики с технологической картой в 6 классе  "Умножение дроби на дробь" по ФГОС по УМК Н.Я. Виленкина...

План-конспект урока по истории (Технологическая карта). "Русская правда" Ярослава Мудрого.

Одним из составляющих компонентов проблемы преподавания истории в школе является отсутствие мотивации к уроку истории у обучающихся. В последнее время, в интересах детей вообще отсутствует школа, что ...


 

Комментарии

Бакирова Марина Викторовна

Конспект урока составленного по технологической карте.