Урок по теме: "Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом"
план-конспект урока по русскому языку (8, 9 класс)
Урок по повторению темы при подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
punktuatsiya_pri_odnorodnyh_chlenah_s_obobshchayushchim_slovom.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку по теме:
Пунктуация при однородных членах
с обобщающим словом.
9 класс.
Тема: «Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом».
Цели урока:
- повторить знания об обобщающих словах при однородных членах;
- отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
- Развивать умение употреблять обобщающие слова в письменной и устной речи
- Развивать творческое мышление и самостоятельность учащихся
Оборудование:
Учебники, компьютер, проектор, таблицы, карточки, алгоритм, оценочный лист
Тип урока:
Комбинированный урок
Форма урока:
Урок-практикум.
План урока:
- Вводно-мотивационный этап.
- Проверка д/з.:
А)упр. 283(5предложений.) б)Блиц-опрос.
- Анализ предложений.
- Сформулируй правило(«Незаконченное предложение»).
- Составление алгоритма.
- Заполнение таблицы.
- Игра «Кто быстрее?».
- С/р. в парах ( 5 мин).
9. Д/З. (из сборника тренир. тестов выполнить задания В10 из вариантов №1-3; дополнительное:
выписать из худ. произведения 3 предложения с обобщающим словом и однородными членами предложения или упр. 283, ч.2)
10.Итоговая с/р.( 7 мин.)
11. Подведение итогов.
12.« Найди ошибку».
1 Вводно-мотивационный этап. Дети стоят.
Здравствуйте!
Мы продолжаем подготовку к экзаменам. Тема нашего урока...
Те навыки, которые вы приобретёте сегодня, пригодятся вам на экзамене (ГИА- задание В 10 ), а также при написании диктанта по СП. У нас только один урок по этой теме. Вы должны научиться в конце урока находить в предложении обобщающее слово и ставить правильно знаки препинания. Работать мы будем по следующему плану, посмотрите на доску... В конце урока напишем с/р, а если успеем, то побываем в роли редактора.
Садитесь.3апишите число и тему урока.
2. Проверка домашнего задания.
-Что же такое однородные члены предложения?
-Дома вы повторяли теоретический материал, также выполняли упр.283(5 предл.).
А)Проверим упражнение(на оборотной стороне доски ).
\) Лес зазвенел, застонал, затрещал. [0, 0,О].
- Слышно было сопенье паровоза, свистки, рожок стрелочника. [О, О, 0].
- Сад наполнился шумом, смехом. [О, О]
- Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. [ 0,0,0,].
- Внизу в синих, жёлтых, лиловых пятнах мерно качалось отражение города. [О, О, О]. Поменяйтесь тетрадями, проверьте, поставьте оценку в оценочный лист. Критерии оценок
посмотрите (на доске).
У всех так? Кто допустил ошибки? Разберём их
Б) Блиц-опрос
- А теперь повторим теоретический материал. У вас на столах листочки с заданиями для «Блиц-опроса». На каждый вопрос 3 варианта ответа. Выберите по одному правильному и обведите его в кружочек. На эту работу у вас 1 мин.
(Слайд № 1)
-Сформулируйте правило: что такое однородные члены предложения?
(отвечают 2-3 человека).
-Все так отметили? Молодцы!
3. Объяснение нового материала.(Анализ предложений. Фронтальная беседа)
-Что такое обобщающие слова?
-Давайте разберём с вами предложения, написанные на доске.
1) Коломну омывают реки: Ока, Москва-река, Коломенка.
-Назовите однородные члены(Ока, Москва-река, Коломенка)
-Каким членом предложения они являются?(Подлежащим)
-Как одним словом можно заменить эти однородные члены? (Реки)
-На какой вопрос оно отвечает, каким членом предложения является? (Подлежащим) Следовательно, реки- это общее наименование для однородных членов. И называется такое слово обобщающим. Составим схему: [©:О,О,0]
-Где стоит обобщающее слово по отношению к однородным членам предложения? (впереди) Запишите.
-Теперь разберём 2 предложение.
На площади Советской, на улице Зелёной, на станции Голутвин -везде собрались горожане для празднования дня города.
-Назовите однородные члены. Чем они являются в предложении?
-Назовите обобщающее слово. Чем оно является? Где стоит по отношению к однородным? Составим схему: [О,О,О-©] Запишите.
3 предложение.
Все эти книги: «Последний Новик», «Басурман», «Ледяной дом»-написал Лажечников.
-Назовите однородные члены и обобщающее слово. Чем оно являются в предложении?
Где стоит обобщающее слово?
Схема: [©:0,0, 0-...] (Слайд№ 2)
4.Итак, сформулируем правило : «Что такое обобщающее слово». Те, у кого не получается самостоятельно, могут воспользоваться карточкой «Незаконченное предложение» 1 мин.
(Слайд №3)
-Прочитайте, что у вас получилось.(1 человек). У кого не так? Исправьте.
А теперь повернитесь и проговорите вслух друг другу это правило.
5. Составление алгоритма.
-Мы дошли до самого сложного шага: знаки препинания в предложениях с обобщающим словом. Давайте составим алгоритм ,основываясь на предложениях. (Учитель проговаривает алгоритм, затем проецируется алгоритм на экран.)(Слайд № 4)
Попробуйте устно воспроизвести данный алгоритм. Прочитайте его(спросить 2 учеников).
-Этим алгоритмом мы будем пользоваться сегодня на уроке, а также на последующих уроках он вам пригодится. Запишите.
Слайд № 4:
6. Заполнение таблицы.
У вас на столах таблицы: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. (Слайд № 5)Заполните с помощью алгоритма 1 и 3 графы. 2 мин.
Проверка с помощью проектора. Самопроверка. Анализ ошибок (Слайд № 6)
7.Игра.
А теперь немножко поиграем. Разобьёмся на 3 группы. Задание: составить предложение с
однородными членами из слов, данных вашей группе. Найти обобщающее слово в классе (на стенах в классе развешаны листочки).
Время-2 мин. На доске составить предложение.(1 чел. от группы подходит и берёт задание).
Проверяем (Слайд № 7). Оцениваем. Запишите предложения.
---------------------------------------------------------------------------------------
Стадионы Коломны: «Авангард», «Труд».
«Горизонт», «Русь»-это кинотеатры Коломны.
Молодёжные центры: «Выбор», «Русь»- организуют досуг школьников.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Молодцы! Немного отдохнули и опять поработаем.
8.Выполним с/р № 1 в парах. Время выполнения-5 мин. (Слайд № 8-9)
Проверяем по контрольным картам( Самопроверка)(Слайд№10-11)
Какие ошибки вы допустили? Разберём.
Поставьте оценку.
9. Д/з: из сборника тренир.тестов выполнить задания В10 из вариантов№1-3; дополнительное:
выписать из худ. произведения 3 предложения с обобщающим словом и однородными членами предложения или упр. 283, ч.2
10. Мы подошли к итоговой с/р, которую будем выполнять по вариантам..
Перед вами - тест.(Слайд№12-13)
В 1 зад. Подберите схему к каждому предложению. Обратите внимание, что знаки препинания не
расставлены.
Во 2 зад. Надо найти предложение с пунктуационной ошибкой.
В 3 зад. Определить место обобщающего слова по отношению к однородным членам
Время работы-7 минут Кто сделает раньше, выполните дополнительное задание № 4(на оценку)
Самопроверка.(Слайды №114-15)
11.Подведение итогов.
Итак, цель нашего урока была научиться находить обобщающие слова в предложениях с
однородными членами ,а также ставить знаки препинания при них.
От чего зависит выбор знака препинания при обобщающих словах? (от позиции)
(Повторяют алгоритм)
12. Редактирование текста.
Слайд № 1
1. | Однородные члены предложения- это члены предложения А)одного рода; Б) одного падежа, числа, лица; В)которые отвечают на вопрос одной и той же части речи |
2. | Синтаксически(в предложении) однородные члены А)являются разными членами предложения Б)являются одним членом предложения В) не являются членами предложения. |
3. | Однородные члены предложения относятся А) одновременно к разным членам предложения; Б) к одному и тому же члену предложения; В) ни к одному из членов предложения, они независимы. |
Слайд № 3(незаконченное предложение)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обобщающие слова отвечают на……….вопросы,что и однородные члены предложения, являются ……….членом предложения, что и однородные, и относятся к……. тому же слову.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 4:Алгоритм
- Найди в предложении обобщающее слово.
- Определи, где оно стоит
Перед однородными членами После однородных членов
Ставь двоеточие ставь тире
3. Определи, заканчивается ли предложение однородными членами
Да Нет
Ставь точку Ставь тире
Слайды № 5-6
Место обобщ.слова | Пример | Схема |
……… однородными членами предложения | В Коломне несколько высших учебных заведений: пединститут,политехнический институт, МЭСИ. | |
……. однородных членов | Бобреневский, Старо-Голутвинский, Свято-Троицкий,Ново-Голутвинский -эти монастыри Коломны стали центром духовной жизни не только города, но и всей России. | |
……… однородными членами, но после них предложение продолжается. | Спортсмены разных стран: Голландии,Германии,Норвегии-приняли участие в чемпионате Европы по скоростному бегу на коньках,который проходил в Коломне. |
Место обобщ.слова | Пример | Схема |
Перед однородными членами предложения | В Коломне несколько высших учебных заведений: пединститут,политехнический институт, МЭСИ. | [©: 0,0,0] |
После однородных членов | Бобреневский, Старо-Голутвинский, Свято-Троицкий,Ново-Голутвинский -эти монастыри Коломны стали центром духовной жизни не только города, но и всей России. | [ О, 0, 0, 0 - ©] |
Перед однородными членами, но после них предложение продолжается. | Спортсмены разных стран: Голландии,Германии,Норвегии-приняли участие в чемпионате Европы по скоростному бегу на коньках,который проходил в Коломне. | [@: 0,0,0-...] |
Слайд№8-9(с/р в парах)
---------------------------------------------------------------------------------------
1 вариант
1) Вставьте в предложение однородные члены, составьте схему:
- Туман накрыл всё……….(речку, поле, луг)
2) Вставьте в предложение обобщающее слово. Расставьте знаки препинания:
. Ни холод ни дождь…не могло остановить отца(ничто)
3) Подберите к обобщающему слову однородные члены:
Снегом покрыло всё….
4)Дополнительное:
Найдите в предложении 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки:
- В научном гародке есть всё-библиотеки, кинатеатры, институты, и школы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 вариант
1) Вставьте в предложение однородные члены, составьте схему:
- Весной в лесах поют мастера птичьих песен……….(дрозды, жаворонки, соловьи)
2) Вставьте в предложение обобщающее слово. Расставьте знаки препинания:
. Луг поля деревья….покрыть снегом(всё)
3) Подберите к обобщающему слову однородные члены:
В корзине лежали разные фрукты……
4)Дополнительное:
Найдите в предложении 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки:
- Из-под ножки пасыпались разнацветные камешки-красные, голубые, и зелёные
Слайд № 10-11 (контрольная карта к с/р в парах):
1вариант:
1)Туман накрыл всё: речку, полк, луг.
2) Ни холод, ни дождь- ничто не могло остановить отца.
3) Снегом покрыло всё: и деревья, и дома, и дороги.
4)(дополнительное):
В научном городке есть всё: библиотеки, кинотеатры, институты и школы.
2 вариант:
1)Весной в лесах поют мастера птичьих песен: дрозды, жаворонки, соловьи.
2) Луг, поля, деревья-всё покрыто снегом.
3) В корзине лежали разные фрукты: яблоки, груши, сливы, виноград.
4)(дополнительное):
Из-под ножки посыпались разноцветные камешки: красные, голубые и зелёные.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 12.(с/р итоговая.) 1 вариант:
I) Подберите схему к предложению. Знаки препинания расставлены не все.
- И всё это огромная и пышная вершина клёна, белизна яблонь, синева неба поражало своей густотой, свежестью и новизной.
- Родина складывается из конкретных и зримых вещей изб, деревень, рек, песен, сказок.
- Горы, кроны деревьев, ручей всё поплыло и закачалось в холодном свете.
А) О,0,0-©
Б) ©:0,0, 0-..
в) ©:O,0,0, 0, 0.
2) Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
- Белые облака, лес, дорога- всё радовало глаз.
- Она бескорыстно заботилась обо всех: о детях, о любимом, о старых родителях
- Всюду: вверху и внизу пели жаворонки.
3) Определи место обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения.
- Книги, картины, мебель-всё было вынесено из комнаты.
- В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа ,и мысли.
- Всё вокруг: и окраина леса, и дача, и старый сад -было освещено прозрачным лунным светом.
А)После однородных членов.
Б) Впереди однородных членов.
В)Перед однородными членами, но после них предложение продолжается.
4). Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:
1. Из предложения взять обстоятельство места:
- Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу.
2. Добавить сказуемое предложения:
- Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева.
3. Добавить подлежащее предложения:
- В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце.
- Продолжить получившееся предложение однородными членами к обобщающему слову
Слайд № 13. 2 вариант:
1) Подберите схему к предложению. Знаки препинания расставлены не все.
- Кузов кареты, вожжи,шины колёс всё мокрое и сверкает на солнце.
- В человеке всё должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
- Грибы подосиновики, маслята, сыроежки лежали в корзине.
А) О,0,0-©
Б) © : 0,0, 0 -..
в) © :иO,и0,и0,и 0.
2) Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
- В лесах, на лугах, в полях-всюду стали распускаться первые цветы.
- Она очень любила сладости-конфеты, зефир, мармелад.
- Всё вокруг: и окраина леса, и дача, и старый сад-было освещено прозрачным лунным светом.
3) Определи место обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения.
- Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья.
- Весной в лесу поют мастера птичьих песен:дрозды, жаворонки, соловьи.
- Все: и молодые, и пожилые, и дети-собрались на центральной площади города.
А)После однородных членов.
Б) Впереди однородных членов.
В)Перед однородными членами, но после них предложение продолжается.
4). Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:
1. Из предложения взять обстоятельство :
- Ребята принесли грибы в корзине
2. Добавить сказуемое предложения:
- На комоде лежат старинные часы.
3. Добавить подлежащее предложения:
- Экзотические фрукты продаются в магазине.
- Продолжить получившееся предложение однородными членами к обобщающему слову
Слайд № 14(контрольная карта к итоговой с/р):
1 вариант:
I) И всё это: огромная и пышная вершина клёна, белизна яблонь, синева неба- поражало своей густотой, свежестью и новизной. Б) ©:0,0, 0-..
-Родина складывается из конкретных и зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок. в) ©:O,0,0, 0, 0
-Горы, кроны деревьев, ручей- всё поплыло и закачалось в холодном свете. А) О,0,0-©
2) -Белые облака, лес, дорога- всё радовало глаз.
-Она бескорыстно заботилась обо всех: о детях, о любимом, о старых родителях
-Всюду: вверху и внизу- пели жаворонки.
3) -Книги, картины, мебель-всё было вынесено из комнаты. А)После однородных членов.
-В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа ,и мысли. Б) Впереди однородных членов.
-Всё вокруг: и окраина леса, и дача, и старый сад -было освещено прозрачным лунным светом.
В)Перед однородными членами, но после них предложение продолжается.
4)
В лесу поражает всё: пение птиц, шелест травы………
Слайд № 15:
2 вариант:
1)Кузов кареты, вожжи,шины колёс -всё мокрое и сверкает на солнце. А) О,0,0-©
-В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. в) © :иO,и0,и0,и 0.
-Грибы: подосиновики, маслята, сыроежки -лежали в корзине. Б) © : 0,0, 0 -..
2)
- В лесах, на лугах, в полях- всюду стали распускаться первые цветы.
- Она очень любила сладости: конфеты, зефир, мармелад.
- Всё вокруг: и окраина леса, и дача, и старый сад- было освещено прозрачным лунным светом.
3) Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья. А)После однородных членов.
Весной в лесу поют мастера птичьих песен: дрозды, жаворонки, соловьи. Б) Впереди однородных членов.
Все: и молодые, и пожилые, и дети- собрались на центральной площади города. В)Перед однородными членами, но после них предложение продолжается.
4).
В корзине лежат фрукты: яблоки, груши, сливы…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".
Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Презентация и технологическая карта к уроку по русскому языку в 5 классе "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом"
Презентация к уроку и технологическая карта...
Проверочная работа по теме: «Пунктуация при однородных членах с обобщающими словами».11 класс
Проверочная работа по теме "Пунктуация при однородных членах с обощающим словом" 11 класс 3 варианта...
однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах. тест
данная презентация содержит 2 теста по теме: "Однородные члены предложения" и "Обобщающее слово при однородных членах предложения"...
Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"
Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами...