Открытый урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Открытый урок в 6 классе по теме "Повторение изученного об имени существительном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 29.11 КБ |
povtorenie_ob_imeni_sushch_6_klass.pptx | 305.24 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.58 КБ |
rabochiy_list.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Цель урока:
- Обучающая: Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, учить анализировать текст.
- Развивающая: Создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
- Воспитательная: Воспитывать чувство доброты и милосердия.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, листы с рабочими материалами для учащихся.
На доске: эпиграф урока.
Знания должны увеличиваться с добротой
Фазиль Искандер
ХОД УРОКА
- Организационный момент. (слайд № 1) (Число, классная работа)
- Проверка домашнего задания. (слайд № 2,3)
- Ребята, обратите внимание на эпиграф урока. Можете прочитать его? (нет).
- А что случилось? (слова перепутались)
- Давайте восстановим предложение. «Знания должны увеличиваться с добротой».
( Фазиль Искандер).
- Как вы понимаете эти слова? (На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
- А что такое доброта? (Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.) (слайд № 4)
- Объявление темы урока, определение целей урока.
- Скажите, ребята, а какой частью речи является слово доброта?
- О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?
( Совместное определение целей)
- Работа по теме урока.
- Что же мы знаем об имени существительном?
- Составление кластера .(слайд 5)
- Используя кластер, составьте связный рассказ об имени существительном.
- Повторение морфологического разбора имени существительного.
- Морфологический разбор слова «с добротой», разбор его по составу.
Знания должны увеличиваться с добротой3. (Ф.Искандер.)
4.Подберите однокоренные слова с корнем добр- (устно).
- А какие добрые слова вы знаете? Это должны быть обязательно существительными.
Добрые слова: мир, любовь, уважение, нежность, милосердие, сострадание, родители, улыбка, счастье, ребёнок, ласка, забота, помощь, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, внуки, надежда(слайд № 6)
- А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы прослушали хорошее стихотворение Марка Лисянского:
Читает подготовленная ученица.
***
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
- Физминутка. (Слайд № 7)
- Давайте отдохнём, ребята.
- Сейчас я буду называть имена существительные, а вы, если услышите сущ. 1-го склонения – хлопок, сущ. 2-го скл. - руки вверх, сущ. 3 скл. – хлопаете глазками.
Дорога, солнце, пятёрка, дождь, верность, молодёжь, книга, учебник, тишина, школа, мармелад, тушь.
- Работа с текстом.
А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.) (Слайд № 8)
- Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
- Какова основная мысль текста? (Чуткое отношение к животному, любовь и забота о животном). (Слайд № 9)
- Чувствуем ли мы отношение автора к животному? (Сочувствует собаке, сопереживает ей). ). (Слайд № 9)
- Как вы это поняли? (Автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: собачка, колясочка). (Слайд № 9)
- Проведём мини-исследование: подсчитаем, сколько существительных употребил автор в 1 абзаце текста. (Слайд №9) 14 существительных.
- О чем это говорит?
- Самостоятельная работа. (Слайд 10)
- Найдите в тексте сложные слова и выпишите их.
_______________________________________________________________
- Выпишите из текста собственные имена существительные.
_______________________________________________________________
- Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение.
Одушевлённые___________________________________________________
Неодушевлённые_________________________________________________
- Итог урока.
Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили? Достигли ли вы намеченной цели?
А наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? (Слайд № 11)
Будете ли вы после сегодняшнего урока чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям, к животным?
Будем ли пополнять наши знания?
А закончить наш сегодняшний разговор о доброте мне хотелось бы хорошей песней. (Прослушивание песни о доброте)
Помните: (слайд 12)
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые – дела плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. (слайд 10)
- Задание на дом: 1 группа – мини-сочинение «Что такое доброта?» 2 группа – тест (Слайд № 11)
Рефлексия. Ребята, на столе перед вами лежат смайлики, выберите себе тот, который соответствует вашему настроению.
Спасибо за урок! (слайд 12)
Контрольный тест: Фамилия, имя ……………………………..
Выберите правильный вариант ответа, обведите его кружком.
- просклонять существительное, это значит:
а) изменить по падежам б) изменить его по числам
в) изменить его по родам
- выберите существительное 1 склонения в форме Р.п.
а) к весне б) к ночи
в) у земли г) на коне
- выберите правильную форму слова богатырь в словосочетании прочитал о …..
а) богатыри б) богатырю
в) богатыре г) богатырём
- у существительных 3 склонения окончание И пишется в :
а) И.п., Р.п. и Д.п. б) Р.п., Д.п. и П.п.
в) И.п., В.п. и Т.п. г) Р.п., Д.п. и Т.п.
- при склонении существительного образуются:
а) новые слова б) формы одного слова
в) новые части речи
6.Поставьте существительное в нужной падежной форме.
а)Написал: Маш..., Мари.., Марь.., Наташ.., Наталь.., Натали…
б)Подошел к яблон.., яблоньк.., сирен.., матер.., мам.., дочк…
в)Рассказал о Яблон.., яблоньк.., сирен.., матер.., мам..,Мари…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 З нания должны увеличиваться с Добротой.
3 Знания должны увеличиваться с добротой. Фазиль Искандер
Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим . 4
Кластер 5
Добрые слова Мир , любовь, уважение, нежность, милосердие, сострадание, родители, улыбка, счастье, ребёнок, ласка, забота, помощь, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, внуки, надежда. 6
Физкультминутка Существительные 1-го склонения – хлопок существительные 2-го склонения - руки вверх; существительные 3 склонения – хлопаете глазками. 7
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто (то) перебил его собачк … ногу. Кость ср… слась , но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоно …ку? Доставлять слабому животному такой тру… - неоправданная жестокость. Но хозяин пр … вык к своей послушной и старательной собачк … Бросить охоту он тоже (не) мог. Раздумья пр …несли свои плоды. Он см… стерил маленькую двухколёсную колясоч (?)ку, в которой и стал в… зить Ладу до места охоты. Там он разбирал колясоч (?)ку, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от д… роги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. 8
9 Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух. Какова основная мысль текста? Чувствуем ли мы отношение автора к животному? Как вы это поняли? Проведём мини-исследование : подсчитаем, сколько существительных употребил автор в 1 абзаце текста.
10 Самостоятельная работа. 1. Найдите в тексте сложные слова и выпишите их. __________________________________________________ 2. Выпишите из текста собственные имена существительные. _________________________________________________ 3. Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение. Одушевлённые ______________________________________ Неодушевлённые ____________________________________ _
11 Знания должны увеличиваться с добротой. Фазиль Искандер
12 Помните : Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые – дела плоды. Добрые сердца – сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
13 Задание на дом: 1 группа – мини-сочинение «Что такое доброта?» 2 группа – тест
14 Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Контрольный тест: Фамилия, имя ……………………………..
Выберите правильный вариант ответа, обведите его кружком.
- просклонять существительное, это значит:
а) изменить по падежам б) изменить его по числам
в) изменить его по родам
- выберите существительное 1 склонения в форме Р.п.
а) к весне б) к ночи
в) у земли г) на коне
- выберите правильную форму слова богатырь в словосочетании прочитал о …..
а) богатыри б) богатырю
в) богатыре г) богатырём
- у существительных 3 склонения окончание И пишется в :
а) И.п., Р.п. и Д.п. б) Р.п., Д.п. и П.п.
в) И.п., В.п. и Т.п. г) Р.п., Д.п. и Т.п.
- при склонении существительного образуются:
а) новые слова б) формы одного слова
в) новые части речи
6.Поставьте существительное в нужной падежной форме.
а)Написал: Маш..., Мари.., Марь.., Наташ.., Наталь.., Натали…
б)Подошел к яблон.., яблоньк.., сирен.., матер.., мам.., дочк…
в)Рассказал о Яблон.., яблоньк.., сирен.., матер.., мам..,Мари…
Предварительный просмотр:
Рабочий лист.
Фамилия, имя_____________________________________________________________________
1.Кластер
Трогательно было глядеть на Афанасия Григорьевича, когда кто-то перебил его собачке ногу. Кость срослась, но осталась хромота. Что было делать дальше? Завести другую собаку? Брать на охоту хромоножку? Доставлять слабому животному такой труд – неоправданная жестокость. Но хозяин привык к своей послушной и старательной собачке. Бросить охоту он тоже не мог.
Раздумья принесли свои плоды. Он смастерил маленькую двухколёсную колясочку, в которой и стал возить Ладу до места охоты. Там он разбирал коляску, прятал её в специальную сумку, вешал за спину и охотился с не уставшей от дороги собакой. Окончив охоту, он собирал коляску, сажал в неё Ладу и вёз домой. Собака в коляске – удобная мишень для шуток и насмешек. Однако настоящие охотники понимали Афанасия Григорьевича и сочувствовали ему. (По Н. Минху.)
- Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух.
- Какова основная мысль текста?
- Чувствуем ли мы отношение автора к животному?
- Как вы это поняли?
- Проведём мини-исследование: подсчитаем, сколько существительных употребил автор в 1 абзаце текста.
Самостоятельная работа.
- Найдите в тексте сложные слова и выпишите их.
_______________________________________________________________
- Выпишите из текста собственные имена существительные.
_______________________________________________________________
- Найдите и выпишите из текста 3 одушевлённых и 3 неодушевлённых существительных, укажите их склонение.
Одушевлённые___________________________________________________
Неодушевлённые_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"
Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах ...
Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте
Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"
В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....
Открытый урок русского языка "Великое русское слово"
Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают, что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...