Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
в 10 «А» классе по теме
«Русский язык в мировом культурном контексте».
Дата проведения 11.10.2013
Учитель Смирнова А. И.
Цель: осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи.
Ход урока.
1. Ответ по индивидуальным заданиям по лексическому значению слов «язык» и «народ» на основе «Толкового словаря русского языка» и «Философского словаря».
2. Подготовленное выразительное чтение отрывка из выступления филолога И. Волгина «Русский язык как русский дом» (упр. № 45).
Групповая работа:
– выделение ключевых слов, фраз
филологические проблемы
существование во времени и пространстве
синонимичное историческое понимание
средство общения
нравственный эталон
– работа по словарю, выяснение лексического значения слов «эталон», «ментальность», «симпозиум», «вербальный», «стандартизация».
– подготовленное групповое задание по проблеме: синонимичны ли слова «язык» и «нация».
Вопрос к классу:
Почему филологов волнует проблема современного состояния языка?
3. Работа с текстом упр. № 49 «Русский язык и современный социум».
Словарный диктант –
– функционирование языка в обществе
– информационный и событийный мир
– социальные и глобальные процессы
– появление варваризмов
– СМИ заговорили на языке топы
– молодёжный сленг
– наступление канцелярита
– жонглирование прецедентными текстами
– вывод языка и речи из заколдованного круга
В. Что определяет этот диктант? (тему, идею, это план). Запишите 4-ый абзац текста.
1) укажите средства связи между предложениями;
2) определите стиль текста, обоснуйте своё мнение;
3) составьте тезис – причина популярности сленга.
Работа в группах. Выводится на экран:
1. В каком слове первый звук звонкий?
– причина
– шестидесятые
– всё
– юмор
2. Определить связь словосочетаний:
– творческое начало
– элементы рекламы
– языковая игра
– заимствование элементов
– воспринимается как явление
4. Подведение итогов.
В. Что знали о «языке» и что узнали? Возможно ли движение в современном мире от «языка – к речи»?
Домашнее задание.
1. Самопроверка и оценка словарного диктанта.
2. Написание сочинения-размышления (по выбору): «Является ли средством общения и нравственным эталоном современный язык?», «Верить ли, что язык является существования нации?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Разработка открытого урока в 7-8 классах по теме "Экстремальные виды спорта" для школ с углубленным изучением английского языка
Урок является дополнительным по теме «Экстремальные виды спорта» Аудиоматериал использован из (Opportunities Intermediate, Russian Edition, Longman) ...

Урок-исследование в 8 классе по теме: "Русский литературный язык и его стили"
Цели:1. Образовательные: - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;- повторить материал о многообразии функций языка и ...

Открытый урок географии в 6 классе по теме: "Части Мирового океана".
Создание условии для осознания и осмысления новой учебной информации средствами частично – поискового метода....

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».
Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»....
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...
- Мне нравится (1)