Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Смирнова Алиада Ивановна

Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

в 10 «А» классе по теме

«Русский язык в мировом культурном контексте».

Дата проведения 11.10.2013

Учитель Смирнова А. И.

Цель: осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи.

Ход урока.

1. Ответ по индивидуальным заданиям по лексическому значению слов «язык» и «народ» на основе «Толкового словаря русского языка» и «Философского словаря».

2. Подготовленное выразительное чтение отрывка из выступления филолога И. Волгина «Русский язык как русский дом» (упр. № 45).

Групповая работа:

– выделение ключевых слов, фраз

филологические проблемы

существование во времени и пространстве

синонимичное историческое понимание

средство общения

нравственный эталон

– работа по словарю, выяснение лексического значения слов «эталон», «ментальность», «симпозиум», «вербальный», «стандартизация».

– подготовленное групповое задание по проблеме: синонимичны ли слова «язык» и «нация».

Вопрос к классу:

Почему филологов волнует проблема современного состояния языка?

3. Работа с текстом упр. № 49 «Русский язык и современный социум».

Словарный диктант –

– функционирование языка в обществе

– информационный и событийный мир

– социальные и глобальные процессы

– появление варваризмов

– СМИ заговорили на языке топы

– молодёжный сленг

– наступление канцелярита

– жонглирование прецедентными текстами

– вывод языка и речи из заколдованного круга

        В. Что определяет этот диктант? (тему, идею, это план). Запишите 4-ый абзац текста.

        1) укажите средства связи между предложениями;

        2) определите стиль текста, обоснуйте своё мнение;

        3) составьте тезис – причина популярности сленга.

        Работа в группах. Выводится на экран:

1. В каком слове первый звук звонкий?

        – причина

        – шестидесятые

        – всё

        – юмор

2. Определить связь словосочетаний:

        – творческое начало

        – элементы рекламы

        – языковая игра

        – заимствование элементов

        – воспринимается как явление

4. Подведение итогов.

В. Что знали о «языке» и что узнали? Возможно ли движение в современном мире от «языка – к речи»?

Домашнее задание.

1. Самопроверка и оценка словарного диктанта.

2. Написание сочинения-размышления (по выбору): «Является ли средством общения и нравственным эталоном современный язык?», «Верить ли, что язык является существования нации?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Разработка открытого урока в 7-8 классах по теме "Экстремальные виды спорта" для школ с углубленным изучением английского языка

Урок является дополнительным по теме «Экстремальные виды спорта» Аудиоматериал использован из (Opportunities Intermediate, Russian Edition, Longman) ...

Урок-исследование в 8 классе по теме: "Русский литературный язык и его стили"

Цели:1. Образовательные:  - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;- повторить материал о многообразии функций языка и ...

Открытый урок географии в 6 классе по теме: "Части Мирового океана".

Создание условии для осознания и осмысления новой учебной информации  средствами частично – поискового метода....

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»....

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...