Индивидуальный проект "От письма к sms-сообщению"
проект по русскому языку (6 класс)
Индивидуальный проект по русскому языку ученика 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rusiny_-_kopiya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Информационно-познавательный проект по русскому языку
Диалог культур - диалог поколений
«От письма к SMS»
Автор: Гатиятуллина Русина Владиславовна
6а класс МОУ «COШ №10»
Наставник: Путилова Евгения Сергеевна,
учитель русского языка
Кыштым 2019
Содержание
Введение………………………………………………………………………........................3
Глава 1. От письма к SMS ……………………………..…………………………………….4
Глава 1.1 .Происхождение и особенности эпистолярного жанра………………………...4
Глава 1.2 . История возникновения и особенности SMS-сообщений……………………5-7
Глава 2. Практическое занятие по русскому языку.………………………………………8-9
Заключение…………………………………………………………………………………..10
Список источников………………………………………………………............................11
Приложение
Введение
Тема моей проектной работы выбрана не случайно. Я и мои друзья очень любим общаться друг с другом. Очень хочется поскорее поделиться событиями, мыслями, чувствами. Однако друзья не всегда оказываются рядом и приходится пользоваться интернетом, соцсетями или SMS-сообщениями. Переход к SMS - сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, потому что чувства и мысли общающихся между собой людей остаются за пределами переписки.
Из произведений литературы, рассказов старших я узнала, что раньше, когда не было телефонов, интернета и других быстрых средств связи, люди писали друг другу письма. Это называется эпистолярным жанром.
Актуальность моего проекта продиктована тем, что отход от эпистолярного жанра сделал общение формальным: количество общения увеличилось, а качество – ухудшилось. SMS-сообщения передают только информацию, не передают чувств людей, их отношения друг д к другу, а значит, не укрепляют их дружеские чувства.
Цель проекта: изучение жанра письма, образцов писем и SMS- сообщений.
Задачи:
- изучить научно - популярную литературу;
- выявить отличия между письмом и SMS- сообщением;
- установить, почему предпочтение отдаётся SMS- сообщению, а не письму;
- выявить «плюс» и «минус» SMS;
- провести практическое занятие;
- создать буклет с рекомендациями по оформлению различных видов переписки.
Практическая значимость заключается в том, чтобы выявить положительные и отрицательные стороны различных видов письменного общения и разработать рекомендации по оформлению переписки. Материал можно будет использовать на уроках русского языка, а также на классных часа, посвященных культуре речи.
Глава 1. От письма к SMS
Глава 1.1 .Происхождение и особенности эпистолярного жанра
Из истории эпистолярного жанра
Эпистолярная литература – это литературные произведения, в которых используется форма письма.
Автор такого сочинения либо обращается к адресату и сам становится адресантом, либо приводит переписку героев.
Древняя эпистола. Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила – этикет составления корреспонденции.
Образцовые эпистолярные сочинения принадлежат Цицерону, Сенеке, Горацию. В Средние века письмо стало одним из распространённых жанров европейской литературы. Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (16 век). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера.
В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью.
Особенности эпистолярного жанра.
Для эпистолярного жанра характерны:
- условные эпистолярные формулы-обращения, например:
мой дорогой мальчик; дорогой Сергей Васильевич; милый дружище;
- официальная форма обращения, например:
глубокоуважаемая Светлана Ивановна; уважаемый Юрий Петрович;
- этикетные формулы, например:
не откажите в любезности; давненько мы с вами не виделись, спешу тебя поздравить;
- разговорные обороты, например:
как ты учишься? Какое ты мне хорошее письмо написала! Как вы живёте?;
- типичные обороты конца письма, например:
С уважением, До свидания, До скорого, Ваш Виктор.
Глава 1.2. История возникновения и особенности SMS-сообщений
Из истории возникновения SMS
SMS (Short Message Service) –
1. Услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.
2. Короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение, использующее для передачи смысла сокращения, заимствования, идеограммы..
Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, только во Франции за один день люди обмениваются более чем 20 миллионами сообщений, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.
Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ЕТSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями, В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством, На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.
Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу
Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS - оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Особый язык смс-сообщений («текстинг») получил официальное признание как средство коммуникации и передачи информации.
Многочисленные рекламные службы широко пользуются услугами SMS. Можно, например, получить анонсы кинофильмов. Можно оформить подписку на SMS – новости. А уж метеосводки, гороскопы и курсы валют на экране телефона стали нашими постоянными спутниками.
Общение SMS-сообщениями прочно вошло в жизнь.
В разных странах выпущены специальные толковые словари, в них даются объяснения сокращений, используемых в SMS, наиболее короткие варианты написания
тех или иных выражений, а также рекомендации по поводу уместности их употребления в деловой и дружеской переписке. В словарях также упоминаются графические символы, используемые для описания эмоций.
Особенности SMS-сообщений
1) Компрессия (сжатие) текста.
Объем SMS ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней:
а) графических: щас вместо сейчас, скока вместо сколько;
б) синтаксических: например, исключение Я: Оформляю заказ вместо Я оформляю заказ или активное использование безглагольных конструкций - Мне на автобусе вместо Мне ехать на автобусе;
в) морфологических: еду вместо уезжаю, говорил вместо поговорил, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;
г) словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами): универ вместо университет;
д) лексических (часто с использованием иностранных слов): тут вместо здесь, сеть вместо Интернет, shор вместо магазин.
В жертву темпу набора и ограничениям на число знаков в сообщении часто приносятся пробелы и знаки препинания.
2) Общий позитивный, дружелюбный характер сообщений.
SMS могут передавать как информацию (например: По первому каналу идет фильм "Легенды осени"), так и запрос информации (например: Какие завтра уроки?) или побуждение к действию (например: Позвони).
В SMS нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам – графическим значкам, передающим личные смыслы. Смайлик служит одновременно знаком препинания передачи эмоций. Например, Спасибо за поздравление :) или Опаздываю на первый урок :(.
Можно сказать, что смайлики отвечают основным функциям знаков препинания. Все наши знаки препинания возникли из потребности обозначить членение речи. Они необходимы там, где лексические значения, грамматические формы и порядок слов не могут точно выразить смысл. Они организуют синтаксическую конструкцию так, как это делает интонация в устной речи. Употребление смайликов отвечает всем этим параметрам.
Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью SMS:
- узнать о местонахождении (и планах) адресата, например: Ты где? или Чего не отвечаешь? Чего заблокирован? Опять телефоны отобрали? Ну... Ответь сейчас хотя бы!;
- узнать о самочувствии и настроении адресата, например: Аууу!!!! Ты жива? или Привет! Как 'прошли выходные?;
- сообщить о своем местонахождении (и планах), например: Я ещё в краске. Ещё стричься и сушиться. Короче, минут сорок или Я в кино;
- сообщить о своем самочувствии и настроении, например: В сети буду после 9. Очень плохое настроение и куча домашних дел;
- сообщить о сделанном или увиденном: Ура! Сдала экзамен!;
- выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п., например: Спасибо) И тебе всего.
Все вышеперечисленные тексты предполагают передачу не только (а иногда и не столько) смысла -объективной информации, но смысла личного - эмоционального отношения, позитивной энергии, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или
сообщить о мимолетном текущем впечатлении.
SMS: плюсы и минусы
Нам кажется, что SMS можно назвать языком, включив его в группу искусственных языков как специальных языков, которые в отличие от естественных, конструируются целенаправленно и применяются для выполнения отдельных функций естественного языка. А может быть и естественным самосоздавшимся языком, способным выступать посредником межъязыкового и междиалектного общения. Ведь этот язык является одним из средств преодоления языкового барьера. Язык СМС уже принят обществом.
По своей структуре язык SMS может входить в подгруппу смешанных языков, созданных на основе заимствованных из различных языков, частично на основе искусственно придуманных слов, либо как язык, построенный преимущественно на основе интернациональной лексики (как эсперанто и идо).
Глава 2. Проведение практического занятия.
В ходе работы над проектом было проведено практическое занятие в 7 «а» и 7 «б» классах, которое получило название «От письма к смс - сообщениям».
Каждый класс заранее был разделен на рабочие группы. Обучающимся в качестве домашнего задания было предложено проанализировать собранный теоретический материал и подготовить выступления.
1 группе был предложен материал, касающийся эпистолярного жанра (письма)
2 группа работала с теоретическим материалом об SMS – сообщениях
3 группе было дано опережающее задание – самостоятельно подобрать материал, касающийся вопросов электронной переписки.
Этап работы | Действия обучающихся |
Представление теоретических знаний | Представители каждой группы, выделив главное в полученном материале, устно ознакомили одноклассников с полученными сведениями. |
Выявление особенностей каждого вида переписки | После прослушанной теоретической информации ученикам из другой группы было предложено составить таблицу, в которой нужно отразить «+» и «-« того вида переписки, которую представляла соседняя группа. Таким образом было отработано умение работать с новой информацией и умение анализировать новую информацию. |
Обсуждение результатов работы групп | После того, как каждая группа на доске представила результаты своей работы, было организовано совместное обсуждение, где каждый из обучающихся мог дополнить таблицу, показанную другой группой, предварительно аргументировав свое мнение. |
Создание продукта деятельности и его представление | На данном этапе каждой группе было дано задание оформить буклет, отразив в нем «+» и «-« того вида переписки, над которым они работали дома, а также составить правила оформления данного вида переписки. (Приложение 1) |
Анализ проделанной работы | Участники занятия пришли к выводу о том, что, несмотря на различия в формах различных видов письменного общения, правила оформления этих переписок во многом совпадают, нет идеального вида переписки, так как каждая форма имеет как положительные, так и отрицательные стороны. |
На основе материалов, полученных в ходе практического занятия, мною была составлена брошюра с положительными и отрицательными сторонами каждого вида переписки, а также составлены рекомендации по оформлению разных форм письменного общения. Дополнительно был привлечен материал об электронной переписке, с целью покажать, что прогресс не стоит на месте и происходит дальнейшее развитие вариантов письменного общения.
Выводы
Часто письма и SMS-сообщения, написанные и отправленые одним и тем же человеком, в какой-то мере перекликаются. И тем не менее бывает видна разница. Письмо как правило передает не только события, произошедшие накануне отправления письма, но и настроение, отношение адресанта.
Причины безграмотного SMS – письма можно выделить следующие: во – первых, дети экономят место на SMS – страничках, так как SMS – платная форма общения; во – вторых, учащиеся считают, что SMS – письма не совсем письменная речь, а значит в них допустимы просторечия, любые ошибки, отсутствие знаков препинания. «Пишу, как говорю»- принцип отправляющих SMS-сообщения.
Итак, СМС – сообщения, несмотря на необычность, ненормативность, служат средством общения. Это явление закономерно, так как язык – «живой организм», постоянно развивающийся и отвечающий на новшества в жизни появлением новых языковых явлений, и факт существования нового языка общения признать необходимо.
В ходе работы над проектом цель была достигнута. Был изучен теоретический материал, выявляющий происхождение и особенности жанра письма и SMS-сообщений.
Проведено практическое занятие, где были сопоставлены разновидности переписки. Создана брошюра, в которой отражены рекомендации по оформлению переписки, а также достоинства и недостатки различных видов переписки.
Полученный материал можно использовать как на уроках русского языка и литературы, так и на классных часах по обучению культуре речи.
Список источников
1. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С. 17.
2. Веретенникова А.Е. Пути совершенствования письменной речи http://www.irex.ru/press/pub/polemika/06/ver/.
3. Сидорова М.Ю. «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зеркало неча пенять...» // http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html.
4. Торчилин В. Гибель письменной речи // http://science.ng.ru/human/2000-05-24/4_speech_death.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку " От письма до SMS сообщения"
Урок - дискуссия предназначен для учащихся 8 класса. На уроке поднимается серьезная тема " Культура речи". Как ребята общаются при помощи СМС...
Конспект урока информатики в 8 классе "Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения"
Конспект урока информатики в 8 классе "Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения" на деятельностной основе....
УРОК ПИСЬМА "Письмо-сообщение о картине И. И. Левитана "Владимирка" (6 класс)
УРОК НАПИСАНИЯ ПИСЬМА ДЛЯ 6 КЛАССА....
"Учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся на этапе сообщения новых знаний"
Городские педагогические чтения. Выступления по теме:...
Методическое сообщение Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях ИЗО
Цель моего обучения: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальн...
Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»
В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...
Научная конференция "Первые шаги в науку". Тема : SMS – сообщения как новая форма общения 21 в.или Такие разные письма...
Научная конференци "Первые шаги в науку". Тема : SMS – сообщения как новая форма общения 21 в.или Такие разные письма......