Индивидуальный проект "От письма к sms-сообщению"
проект по русскому языку (6 класс)

Кожемякина Евгения Сергеевна

Индивидуальный проект по русскому языку ученика 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rusiny_-_kopiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Информационно-познавательный проект по русскому языку

Диалог культур - диалог поколений

 «От письма к SMS»

Автор: Гатиятуллина Русина Владиславовна

6а класс МОУ «COШ №10»

                                                                      Наставник: Путилова Евгения Сергеевна,

учитель русского языка

Кыштым 2019


Содержание

Введение………………………………………………………………………........................3

Глава 1. От письма к SMS ……………………………..…………………………………….4

Глава 1.1 .Происхождение и особенности эпистолярного жанра………………………...4

Глава 1.2 . История возникновения и особенности SMS-сообщений……………………5-7

Глава 2. Практическое занятие по русскому языку.………………………………………8-9

Заключение…………………………………………………………………………………..10

Список источников………………………………………………………............................11

Приложение

Введение

Тема моей проектной работы выбрана не случайно. Я и мои друзья очень любим общаться друг с другом. Очень хочется поскорее поделиться событиями, мыслями, чувствами. Однако друзья не всегда оказываются рядом и приходится пользоваться интернетом, соцсетями или SMS-сообщениями. Переход к SMS - сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, потому что чувства и мысли общающихся между собой людей остаются за пределами переписки.

Из произведений литературы, рассказов старших я узнала, что раньше, когда не было телефонов, интернета и других быстрых средств связи, люди писали друг другу письма. Это называется эпистолярным жанром.

Актуальность моего проекта продиктована тем, что отход от эпистолярного жанра сделал общение формальным: количество общения увеличилось, а качество – ухудшилось. SMS-сообщения передают только информацию, не передают чувств людей, их отношения друг д к другу, а значит, не укрепляют их дружеские чувства.

Цель проекта: изучение жанра письма, образцов писем и SMS- сообщений.

Задачи:

 - изучить научно - популярную литературу;

-  выявить отличия между письмом и SMS- сообщением;

- установить, почему предпочтение отдаётся SMS- сообщению, а не письму;

- выявить «плюс» и «минус» SMS;

- провести практическое занятие;

- создать буклет с рекомендациями по оформлению различных видов переписки.

Практическая значимость заключается в том, чтобы выявить положительные и отрицательные стороны различных видов письменного общения и разработать рекомендации по оформлению переписки. Материал можно будет использовать на уроках русского языка, а также на классных часа, посвященных культуре речи.


Глава 1. От письма к SMS

Глава 1.1 .Происхождение и особенности эпистолярного жанра

Из истории эпистолярного жанра

Эпистолярная литература – это литературные произведения, в которых используется форма письма.

Автор такого сочинения либо обращается к адресату и сам становится адресантом, либо приводит переписку героев.

Древняя эпистола. Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила – этикет составления корреспонденции.

Образцовые эпистолярные сочинения принадлежат Цицерону, Сенеке, Горацию. В Средние века письмо стало одним из распространённых жанров европейской литературы. Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (16 век). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера.

В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью.

          Особенности эпистолярного жанра.

Для эпистолярного жанра характерны:

- условные эпистолярные формулы-обращения, например:

мой дорогой мальчик; дорогой Сергей Васильевич; милый дружище;

- официальная форма обращения, например:

глубокоуважаемая Светлана Ивановна; уважаемый Юрий Петрович;

- этикетные формулы, например:

не откажите в любезности; давненько мы с вами не виделись, спешу тебя поздравить;

- разговорные обороты, например:

как ты учишься?  Какое ты мне хорошее письмо написала! Как вы живёте?;

- типичные обороты конца письма, например:

С уважением, До свидания, До скорого, Ваш Виктор.

Глава 1.2. История возникновения и особенности SMS-сообщений

Из истории возникновения SMS

SMS (Short Message Service) –

1. Услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.

2. Короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение, использующее для передачи смысла сокращения, заимствования, идеограммы..

        Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, только во Франции за один день люди обмениваются более чем 20 миллионами сообщений, а количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год.

Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ЕТSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями, В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством, На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.

Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу

Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS - оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Особый язык смс-сообщений («текстинг») получил официальное признание как средство коммуникации и передачи информации.

Многочисленные рекламные службы широко пользуются услугами SMS. Можно, например, получить анонсы кинофильмов. Можно оформить подписку на SMS – новости. А уж метеосводки, гороскопы и курсы валют на экране телефона стали нашими постоянными спутниками.

Общение SMS-сообщениями прочно вошло в жизнь.

В разных странах выпущены специальные толковые словари, в них даются объяснения сокращений, используемых в SMS, наиболее короткие варианты написания

тех или иных выражений, а также рекомендации по поводу уместности их употребления в деловой и дружеской переписке. В словарях также упоминаются графические символы, используемые для описания эмоций.

Особенности SMS-сообщений

1) Компрессия (сжатие) текста.

Объем SMS ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Компрессия текста может происходить за счет средств разных языковых уровней:

а)        графических: щас вместо сейчас, скока вместо сколько;

б)        синтаксических: например, исключение Я: Оформляю заказ вместо Я оформляю заказ или  активное использование безглагольных конструкций - Мне на автобусе вместо Мне ехать на автобусе;

в)        морфологических: еду вместо уезжаю, говорил вместо поговорил, поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;

г)        словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами): универ вместо университет;

д)        лексических (часто с использованием иностранных слов): тут вместо здесь, сеть вместо Интернет, shор вместо магазин.

В жертву темпу набора и ограничениям на число знаков в сообщении часто приносятся пробелы и знаки препинания.

2) Общий позитивный, дружелюбный характер сообщений.

SMS могут передавать как  информацию (например: По первому каналу идет фильм "Легенды осени"), так и запрос информации (например: Какие завтра уроки?) или побуждение к действию (например: Позвони).

В SMS нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам – графическим значкам, передающим личные смыслы. Смайлик служит одновременно знаком препинания передачи эмоций. Например, Спасибо за поздравление :) или Опаздываю на первый урок :(.

Можно сказать, что смайлики отвечают основным функциям знаков препинания. Все наши знаки препинания возникли из потребности обозначить членение речи. Они необходимы там, где лексические значения, грамматические формы и порядок слов не могут точно выразить смысл. Они организуют синтаксическую конструкцию так, как это делает интонация в устной речи. Употребление смайликов отвечает всем этим параметрам.

Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью SMS:

- узнать о местонахождении (и планах) адресата, например: Ты где? или Чего не отвечаешь? Чего заблокирован? Опять телефоны отобрали? Ну... Ответь сейчас хотя бы!;

- узнать о самочувствии и настроении адресата, например: Аууу!!!! Ты жива? или Привет! Как 'прошли выходные?;

- сообщить о своем местонахождении (и планах), например: Я ещё в краске. Ещё стричься и сушиться. Короче, минут сорок или Я в кино;

- сообщить о своем самочувствии и настроении, например: В сети буду после 9. Очень плохое настроение и куча домашних дел;

- сообщить о сделанном или увиденном: Ура! Сдала экзамен!;

- выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п., например: Спасибо) И тебе всего.

Все вышеперечисленные тексты предполагают передачу не только (а иногда и не столько)  смысла -объективной информации, но смысла личного - эмоционального отношения, позитивной энергии, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или

сообщить о мимолетном текущем впечатлении.

           SMS: плюсы и минусы

Нам кажется, что SMS можно назвать языком, включив его в группу искусственных языков как специальных языков, которые в отличие от естественных, конструируются целенаправленно и применяются для выполнения отдельных функций естественного языка. А может быть и естественным самосоздавшимся языком, способным выступать посредником межъязыкового и междиалектного общения. Ведь этот язык является одним из средств преодоления языкового барьера. Язык СМС уже принят обществом.

По своей структуре язык SMS может входить в подгруппу смешанных языков, созданных на основе заимствованных из различных языков, частично на основе искусственно придуманных слов, либо как язык, построенный преимущественно на основе интернациональной лексики (как эсперанто и идо).


Глава 2. Проведение практического занятия.

В ходе работы над проектом было проведено практическое занятие в 7 «а» и 7 «б» классах, которое получило название «От письма к смс - сообщениям».

Каждый класс заранее был разделен на рабочие группы. Обучающимся в качестве домашнего задания было предложено проанализировать собранный теоретический материал и подготовить выступления.

1 группе был предложен материал, касающийся эпистолярного жанра (письма)

2 группа работала с теоретическим материалом об SMS – сообщениях

3 группе было дано опережающее задание – самостоятельно подобрать материал, касающийся вопросов электронной переписки.

Этап работы

Действия обучающихся

Представление теоретических знаний

Представители каждой группы, выделив главное в полученном материале, устно ознакомили одноклассников с полученными сведениями.

Выявление особенностей каждого вида переписки

После прослушанной теоретической информации ученикам из другой группы было предложено составить таблицу, в которой нужно отразить «+» и «-« того вида переписки, которую представляла соседняя группа. Таким образом было отработано умение работать с новой информацией и умение анализировать новую информацию.

Обсуждение результатов работы групп

После того, как каждая группа на доске представила результаты своей работы, было организовано совместное обсуждение, где каждый из обучающихся мог дополнить таблицу, показанную другой группой, предварительно аргументировав свое мнение.

Создание продукта деятельности и его представление

На данном этапе каждой группе было дано задание оформить буклет, отразив в нем «+» и «-« того вида переписки, над которым они работали дома, а также составить правила оформления данного вида переписки. (Приложение 1)

Анализ проделанной работы

Участники занятия пришли к выводу о том, что, несмотря на различия в формах различных видов письменного общения, правила оформления этих переписок во многом совпадают, нет идеального вида переписки, так как каждая форма имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

На основе материалов, полученных в ходе практического занятия, мною была составлена брошюра с положительными и отрицательными сторонами каждого вида переписки, а также составлены рекомендации по оформлению разных форм письменного общения. Дополнительно был привлечен материал об электронной переписке, с целью покажать, что прогресс не стоит на месте и происходит дальнейшее развитие вариантов письменного общения.


Выводы

Часто письма и SMS-сообщения, написанные и отправленые одним и тем же человеком, в какой-то мере перекликаются. И тем не менее бывает видна разница. Письмо как правило передает не только события, произошедшие накануне отправления письма, но и настроение, отношение адресанта.

Причины безграмотного SMS – письма можно выделить следующие: во – первых, дети экономят место на SMS – страничках, так как SMS – платная форма общения; во – вторых, учащиеся считают, что SMS – письма не совсем письменная речь, а значит в них допустимы просторечия, любые ошибки, отсутствие знаков препинания. «Пишу, как говорю»- принцип отправляющих SMS-сообщения.

Итак, СМС – сообщения, несмотря на необычность, ненормативность, служат средством общения. Это явление закономерно, так как язык – «живой организм», постоянно развивающийся и отвечающий на новшества в жизни появлением новых языковых явлений, и факт существования нового языка общения признать необходимо.

В ходе работы над проектом цель была достигнута. Был изучен теоретический материал, выявляющий происхождение и особенности жанра письма и SMS-сообщений.

Проведено практическое занятие, где были сопоставлены разновидности переписки. Создана брошюра, в которой отражены рекомендации по оформлению переписки, а также достоинства и недостатки различных видов переписки.

Полученный материал можно использовать как на уроках русского языка и литературы, так и на классных часах по обучению культуре речи.


Список источников

1. Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С. 17.

2. Веретенникова А.Е. Пути совершенствования письменной речи http://www.irex.ru/press/pub/polemika/06/ver/.

3. Сидорова М.Ю. «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зеркало неча пенять...» // http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html.

4. Торчилин В. Гибель письменной речи // http://science.ng.ru/human/2000-05-24/4_speech_death.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку " От письма до SMS сообщения"

Урок - дискуссия предназначен для учащихся 8 класса. На уроке поднимается серьезная тема " Культура речи". Как ребята общаются при помощи СМС...

Конспект урока информатики в 8 классе "Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения"

Конспект урока  информатики в 8 классе "Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения" на деятельностной основе....

Методическое сообщение Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях ИЗО

Цель моего обучения: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальн...

Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»

В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...

Научная конференция "Первые шаги в науку". Тема : SMS – сообщения как новая форма общения 21 в.или Такие разные письма...

Научная конференци   "Первые шаги в науку".   Тема : SMS – сообщения  как новая форма общения 21 в.или  Такие разные письма......