УРОК ПИСЬМА "Письмо-сообщение о картине И. И. Левитана "Владимирка" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
УРОК НАПИСАНИЯ ПИСЬМА ДЛЯ 6 КЛАССА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pro_i._levitana_ryabova_s._4.docx | 67.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
6-й класс
Письмо-сообщение о картине И.Левитана
«Владимирка»
Цели урока:
1. Обучить школьников писать сочинение, опираясь на краеведческий материал.
2. Воспитывать гордость за свою малую родину.
3. Способствовать развитию речи учащихся и расширить их кругозор.
Средства обучения:
портрет И.И. Левитана;
репродукция картины «Владимирка», других картин художника (2–3).
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем учиться писать письмо о родном крае.
Всем нам известно имя замечательного русского художника-передвижника И.И. Левитана. Запишем тему урока «Письмо-сообщение о картине И.И. Левитана “Владимирка”».
И.И. Левитан был художником-пейзажистом, мастером реалистического пейзажа. На полотнах Левитана – скромная природа средней полосы России, на многих из них изображена Волга.
Удивительно: этот художник умел средствами живописи вызвать у зрителя ощущение звука. Смотришь на его картины – и, кажется, слышишь, как шелестят опавшие листья, кричат чайки, гудит пароход, звенит мартовская капель, мелодично звонят колокола. Каждый пейзаж Левитана окрашен определенным настроением. Это и трагическая скорбь («Над вечным покоем»), и одиночество («Вечерний звон»), и безысходная тоска («Владимирка»), и легкая грусть («Золотая осень»), и радость («Март»).
Картины Левитана могут быть названы патриотическими в самом точном значении этого слова. Чувство любви к родным местам рождается как будто бы из незначительных вещей, таких хотя бы, как мостки через речку, старый осокорь, шумящий листьями на ветру, или заросли вереска, омытые летним дождем.
2. Проверка работы в группе
Сообщение учеников,
которые получили задание поработать в библиотеке и узнать, как был связан И.И. Левитан с нашим краем.)
1-й ученик. Знаете ли вы, какие картины написал И.И. Левитан в нашем крае? (Самые известные: «У омута», «Владимирка».)
2-й ученик.
Знаете ли вы о ежегодных левитановских праздниках, которые прошли в нашем районе? (Уже прошло 15 праздников.)
Первый левитановский праздник состоялся 29 августа 1992 года. Он был посвящен 100-летию пребывания художника в нашем крае и его знаменитой картине «Владимирка». Всего же за время, проведенное в деревне Городок (сейчас она вошла в состав деревни Пекша), И.И. Левитан написал около 20 картин, этюдов и эскизов. На первом празднике был заложен мемориальный камень, но все мечтали о большем – создать дом-музей И.И. Левитана. К 135-летию со дня рождения художника была проведена первая большая экскурсия «Тропой Левитана».
В 1999 г. левитановский праздник стал «праздником с трауром пополам»: недостроенный дом-музей И.И. Левитана сгорел. Ответа на вопрос «что делать дальше?» пока нет. Осталась все-таки надежда, что Дом пейзажа имени И.Левитана будет достроен.
– Сегодня наша задача – написать письмо о картине И.И. Левитана «Владимирка», созданной в нашем крае.
Обратите внимание на слова, написанные на доске (пейзаж, живопись, эскиз, этюд, набросок, палитра, мольберт). Кто может объяснить их значение?
Учащиеся поясняют часть слов. Часть слов может объяснить учитель.
3. Рассказ ученика о картине «Владимирка».
На полотне художник изобразил дорогу «Владимирка» – народное название существовавшего с XVI в. этапного пути арестованных, пересылаемых в Сибирь из Москвы или через Москву. Ссыльные с наполовину обритыми головами, по 8–12 человек прикованные наручниками к толстому железному пруту, шли пешком. Лишь дворяне и бывшие офицеры могли ехать на лошадях. «Владимирка» упоминается в народных поговорках. О ней пели в народных и тюремных песнях («По дороге большой, что Владимирской исстарь зовется»...). Дорога проходила по владимирской земле и шла через деревни Старое Семенково, Старое Анино, севернее Старых Петушков, затем проходила через Липну, Пекшу, Болдино. Лучше всего сохранился участок старой Владимирки в деревне Старое Семенково. На протяжении 300 метров до сих пор сохранились громадные булыжники, отшлифованные лаптями каторжан, колесами и кандалами, а в лесу у деревни видны валы по обочинам Владимирского тракта, поросшие соснами и березняком.
И. Левитан «У омута» |
И.И. Левитан подарил картину «Владимирка» Третьяковской галерее.
4. Беседа по картине.
– Что изображено на полотне?
(– Дорога Владимирка.
– Владимирка в 1892 году, когда здесь жил И.И. Левитан.
– На картине мы видим дорогу, столбик и человека. Столбик деревянный.)
– Это не столбик. На картине изображена деревянная часовня, или голубец. Она стояла у дороги в эти годы. Часовни могут быть входные (можно войти) и невходные (голубцы, столбцы). Часовни могли быть у дорог, в поле, на кладбище, в богатом доме. Перед нами – голубец.
Рассказ том, как родился замысел картины, оставила С.П. Кувшинникова. «...Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительно тихой прелести. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: “Постойте. Да ведь это Владимирка, по которой когда-то, звеня кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда”. Присев у подножия голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как много скорбного передумано здесь, у этого голубца. На другой же день Левитан с большим холстом был на этом месте...»
– Какие цвета преобладают в палитре художника на этой картине? (или: Какова картина по колориту?)
(Зеленые, много серого, цвет дороги. Нет солнца.
Небо пасмурное – это задумано художником, потому что дорога очень тяжелая. Ее называли печальной.)
– Что важно для вас в этой картине?
(Великий художник в пейзаже изобразил прошлое владимирской земли.
Мы узнали, что это не простая дорога, а этапный путь в Сибирь для арестантов.
Каторжников перестали гнать по ней с 1860-х годов XIX в., мы можем посмотреть, как спустя больше столетия, изменились эти места.
Мы можем написать родным, которые не были в Третьяковке, об этой картине.)
5.
Объяснение правил написания письма.
– Существуют правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). Сначала определяем, кому будем писать. (Будем писать деду, другу, брату, подруге.)
– Письма бывают деловые и неофициальные. Смотрим на доску (учитель открывает записи).
(Эта классификация может быть дополнена, т.к. единой в учебной практике не существует.)
Формы письма:
1) традиционная (бумажная);
2) электронная (по электронной почте).
Виды письма:
прошение
сообщение
уведомление
благодарственное письмо
рекомендательное письмо
извинения
поздравление
соболезнование
письмо из путешествия
– Правильная структура письма должна включать в себя некоторые компоненты:
1. Обращение.
2. «Приступ» – какая-либо любезность, комплимент, пожелание в адрес получателя.
3. Изложение сути вопроса, которое должно быть обязательно интересно адресату. Обязательно несколько раз обращаться к нему, называть.
4. Заключение. Оно состоит из подписи и выражения знаков почтения (при необходимости).
Какое письмо напишем мы? (Частное, письмо-сообщение.)
– Не будем забывать о красной строке в письме. Ее используем для каждой новой мысли, делим текст на абзацы. Когда пишем письмо, представим человека, его читающего. Начинаем письмо с обращения. К.Г. Паустовский заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова». Нет одинаковых писем, как нет одинаковых людей. Поэтому письмо каждого из нас будет индивидуальным.
Теперь мы наметим план письма. Какие пункты вы предложите?
(Рассказ о Левитане.
И. Левитан |
Сообщение о том, что изображено на картине.
Свои мысли.
Левитановские места сегодня.)
– Свои мысли – это хорошо. Но они должны быть не пунктом плана, а передаваться всем настроением письма, его языком. Предлагаю вам несколько вопросов. (Учитель открывает вопросы на доске.)
6. Работа над черновиком.
– Попробуем написать черновик. Вы получили распечатанные вопросы, ответим на них. Читаем задания.
Задание 1. Напишите небольшое вступление: как вы начнете рассказ о картине «Владимирка»?
Задание 2. Рассмотрите картину. Подберите слова:
Цвет серый, мрачный, тоскливый (...).
Дорога пыльная, большая (...).
Художник размышляет, сопереживает (...).
Задание 3. Поделитесь в письме своим впечатлением о картине.
Задание 4. Сообщите, что находится в этих местах сейчас.
7. Домашнее задание: перечитайте свои письма и отредактируйте их.
С.Н. РЯБОВА,
г. Петушки,
Владимирская обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"
Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...
Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе
Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...
Урок закрепления в форме игры, в 7 классе. Тема урока: Выражения, тождества, уравнения. По учебнику: Алгебра 7 класс. Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.
Данный урок проводиться в конце темы: Выражения, тождества, уравнения. С целью, выявить уровень усвоения пройденного материала по теме. Закрепление пройденного материала проходит в виде игры, которая ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...