Методическое сообщение Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях ИЗО
методическая разработка

Цель моего обучения: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальные и физические факторы: отрицательное влияние извне (социум), дефекты здоровья, низкое развитие интеллекта, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа «Содружество»

Методическое сообщение

Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях ИЗО

Автор педагог дополнительного образования Андрейченко Ю.А.

Москва

2018

        В своей работе я опираюсь на педагогический опыт известных личностей в педагогике Ш. Амонашвили с его личностным подходом в обучении, В. Шаталова с отличительными принципами успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостности, И. Якиманской с идеей личностно-ориентированного подхода, а также И. Волкова, Е. Ильина и других практиков.

        Цель моего обучения: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальные и физические факторы: отрицательное влияние извне (социум), дефекты здоровья, низкое развитие интеллекта, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся и другие.

        Наблюдения за работой учащихся показывают, что одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их интересны; другие работают быстро, но рисунки с большим количеством ошибок; третьи - не справляются с поставленными задачами, потому что неорганизованны; четвертые - работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Поэтому я разделила (условно) для проведения индивидуальной работы учащихся на три группы:

  1. Слабая - ученики, имеющие слабую подготовку к изобразительной деятельности.
  2. Средняя - ученики, у которых слабо развит художественный вкус, творческое воображение.
  3. Сильная - ученики, имеющие способности, а также умения и навыки в изобразительной деятельности.

        Для реализации поставленных целей и получения ситуации успеха у учащихся предлагаются разные задания (карточки-задания) по теме, в зависимости от категории учащихся. Например, при изучении темы «Домашние животные», «слабым» учащимся предлагаются схемы поэтапного рисования кошки. Таким образом, учащиеся методом «срисовывания» получают навык рисования кошки, причем ее необходимо нарисовать не одну, а с котятами, т.е. еще парочку, уменьшив их в размере. «Средним» предлагается, также с помощью схем, изобразить не одно, а несколько разных домашних животных, например, корову и собаку. Ну а «сильной» группе учащихся требуется самостоятельно выразить свой замысел по теме.

Соответственно, структура занятий может иметь три и более варианта:

Вариант 1:

        Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания «слабой» группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся «средней» и «сильной» группам. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант 2:

        После объявления темы, задач занятия предлагается задание для самостоятельной работы «сильной» и «средней» группам учащихся, а со «слабой» группой проводится индивидуальная работа. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант3:

        Учащиеся «сильной» группы сразу приступают к выполнению задания, о теме которого слышали на прошлом уроке. С учащимися «слабой» и «средней» групп проводится индивидуальная работа с выдачей карточек заданий. В конце занятия – анализ детских работ.

        Изучая сложную пространственную тему «Перспектива», использую компьютерные технологии, презентации, выполненные с помощью графического редактора, проверка знаний также происходит по средствам компьютерных технологий.

        Проводя опрос учащихся по теоретическому материалу, например, по теме «Портрет и его виды» я пользуюсь методом «первого», т.е. первый учащийся, который ответит на «отлично» в течение недели опрашивает желающих рассказать материал ему. Проблема «доверия» и объективности оценивания учащихся «первым» со стороны учителя находится под контролем.

        Для «слабых» учащихся готовлю «открытые» тесты, кроссворды, подготовленные другими учащимися, а также раскраски, другой занимательный материал.

        Для стимулирования самостоятельного, творческого подхода, предлагаю учащимся придумать сложные примеры самим, например, по теме «Город будущего», «Какое оно космическое пространство?» Для слабых по данной теме предлагается специальная литература, книги, иллюстрации, образцы рисунков других детей.

        Иногда использую метод «микропреподавания», т.е. одному учащемуся дается возможность самостоятельно провести часть урока, например, преподать «мастер-класс» по рисованию «Мезенского коня». Некоторые дети очень желают побыть в этой роли, заранее подходят, берут материал, тренируются, чтобы затем перед классом выступить, в этот процесс очень тянутся «слабые» ученики.

        

        Иногда использую метод «опережающего обучения», т.е. домой выдается тема для самостоятельного изучения и учащимся необходимо подготовить материал по теме будущего занятия, для более глубокого усвоения материала ими, в классе же идет закрепление при помощи метода диалогового общения ученик-учитель. Например, тема «Иллюстрирование сказок. Творчество В. Васнецова»

        Использование нравственных ситуаций путем критического подхода к изучаемой теме, например, «Дети и насилие», «Коррупция в России», «Береги родную природу» и другие. При изучении таких тем дети могут проявить свой социальный опыт.

        Метод «коллективного поиска истины» дает возможность объединиться в группы по собственному выбору с целью поиска истины. Например, на занятии  по теме «Конструкция: часть и целое. Понятие модуля» детям предлагается из модулей геометрических тел создать город будущего, где они с помощью совместных усилий, договоров приходят к одному мнению и выполняют коллективную работу. Здесь присутствует психологический момент решения поставленной задачи.

        Во время практической деятельности учащихся включаю мелодичную, классическую, романтичную, музыку для придания атмосферы расслабления, комфорта, а иногда наоборот экспрессивную, для придания живости. Для каждой темы выбирается разный стиль музыкального оформления урока.

        Особое место в своей работе уделяю приемам создания психологического комфорта и эмоционального благополучия детей. Смех, шутки, а иногда и шалости, считаю не только яркой формой выражения радостных переживаний детей, но и способом и результатом познания, формой выявления убежденности и утверждения своей правоты, а материнская забота, нежность, чуткость учителя к настроению и самочувствию детей дает положительные результаты в освоении предмета «Изобразительное искусство».

        Оригинальность предлагаемых методических решений состоит в том, что перед педагогом стоит задача – увлечь учащихся искусством, поэтому важную роль играет личные качества педагога – его эмоциональность, актерские навыки, способности самого педагога-художника.

        Перед учащимися всегда есть свобода выбора, т.е. уровень сложности, учащиеся могут выбрать на их собственное усмотрение, но всегда в приоритете оценивания стоят следующие критерии: аккуратность, качество, выполнение работы с желанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства

П л а н 1.     Условия возникновения и актуальность опыта 2.     Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

" Индивидуальный подход к учащимся на занятиях танцами – характер и способы взаимодействия"

При обучении  брейка  необходимо  учитывать психологические особенности детей (темперамента); уровень их физиологической подготовленности (важно использовать и учитывать благоприятные (...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования

Методический материал  представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник р...

Педагогический проект "Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности через систему социокультурного партнёрства школы-интерната"

Проблема: развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся во внеурочное время средствами дополнительного образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных ...

Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках ИЗО"

В связи с внедрением ФГОС и нового закона РФ «Об образовании» возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Известно, что в младших классах авт...