Методическая разработка урока русского языка "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок изученгия нового материала в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondrashkova_yu.b._antonimy.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
5 класс
Кондрашкова Юлия Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Антонимы»
Цели урока: дать понятие об антонимах; показать роль антонимов в речи.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, ноутбук, иллюстрация, карточки, учебник.
Планируемые результаты.
- Личностные: навык сотрудничества со сверстниками;
- Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- Предметные: учащиеся научатся находить антонимы и пользоваться в речи; понимать роль антонимов в речи как средства выразительности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивационный этап.
Девизом нашего урока будет фраза: «Ученье - свет, а неученье - тьма».
3.Актуализация знаний.
Задание 1.
В каком предложении есть синонимы?
1. Я вышел и увидел большую серую кошку
2. Весна давно пришла и согнала снег.
3. Игра получилась интересной, захватывающей.
Задание 2.
1 Этот человек был известным и популярным.
2. Над цветами кружили осы и пчёлы.
3. Мягко стелет, да жёстко спать.
Задание 3.
Какое из этих утверждений ошибочное:
1. Синонимы – это слова, одинаковые по написанию и произношению, но разные по смыслу.
2. Омонимы – это слова одной и той же части речи
3. Омоформы – это слова, которые относятся к разным частям речи.
4. Определение темы урока.
Задание
Вставьте пропущенные буквы в словах. Составьте из пропущенных и выделенных букв слово.
1. Умей не только брать, но и отд…вать. 2. Уче…ье свет, а неученье – тьма. 3. Легко стелет, да жёс…ко спать. 4. Бедность учит, а б…гатство портит. 5. Лучшая вещь новая, лучший друг старый. 6. Ласточка день нач…нает, а соловей кончает. 7. Умная ложь лучше глупой правды. (Верный ответ. Антоним).
Что вы можете сказать о лексическом значении слов с пропущенными буквами? (Примерный ответ. Эти слова противоположны по смыслу).
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Антонимы)
5. Постановка целей и задач урока.
Прочитайте выразительно эти предложения? Что представляют собой данные предложения? (Примерный ответ. Это пословицы).
Комментарий
Пословицы и поговорки богаты антонимами.
Подумаем, что нам нужно знать, чтобы попасть в страну Антонимов?
(Примерный ответ. Путь в страну Антонимов лежит через темный лабиринт. Чтобы пройти этот лабиринт, нам нужно знать следующее:
1. Что такое антонимы.
2. Роль антонимов в речи.
Мы должны научиться:
1. Выделять антонимы в речи.
2. Подбирать к слову антонимическую пару.
6. Работа по теме урока.
На доске появляется иллюстрация двух лабиринтов. Учитель объясняет детям правила игры. (Правила игры. Ученики делятся на две группы. Лабиринт можно пройти в 3 этапа. На иллюстрации лабиринта им соответствуют три красных кружка. Двигаться по лабиринту можно с помощью фишек с магнитом. После каждого удачно выполненного задания один из учеников группы переставляет фишку с одного кружка на другой. Побеждает та группа, которая найдёт выход из лабиринта. Чтобы победить, нужно выполнить все задания верно).
Задание.
СЛЕВА | ТИХИЙ |
ДОБРЫЙ | ХОЛОДНЫЙ |
ГОРЯЧИЙ | ЗЛОЙ |
ГРОМКИЙ | ВЫСОКИЙ |
Какое задание можно придумать? (Примерный ответ. Провести соответствие)
Какие слова лишние? (СЛЕВА. ВЫСОКИЙ.)
Подберите к ним антонимы и сделайте морфемный разбор этих слов.
Комментарий
Помните, что у наречия нет окончания.
Задание (письменно)
Сделать морфемный разбор и к выделенным морфемам подобрать антонимы.
(Для 1-ой группы)
1. Приехать. 2. Входить. 3. Носик. 4. Разуть.
(Для 2-ой группы)
1. Выходить. 2. Обуть. 3. Носище. 4. Уехать.
Вывод
Попробуйте дать определение антонимам. (Антонимы – это слова с противоположным значением)
Комментарий
Это слово древнегреческого происхождения. «Анти» - против, вместо. «Онома» - имя. Греческая приставка «анти» встречается во многих словах: антивоенный, антибиотик, антипатия, антипод.
Комментарий ученика:
Антонимическую пару могут иметь не только слова, но и части слова (морфемы).
Задание.
Учащиеся садятся по двое. За одним столом должны оказаться ученики из двух групп. Ученик показывает своему противнику карточку с иллюстрацией. Его противник должен назвать как можно больше слов, обозначающих признак или действие, изображённые на карточке, и подобрать к этим словам антоним. Пример. На карточке изображён радостный мальчик с тёмными волосами. Тогда ученик должен сказать следующее: РАДОСТНЫЙ – ГРУСТНЫЙ, ТЁМНЫЙ – СВЕТЛЫЙ и т. д.
Слово учителя.
Скажите, слова СВЕТЛЫЙ и ТЕМНО можно назвать антонимами? (Нет)
Почему? (Примерный ответ. Это слова с противоположным лексическим значением, но они относятся к разным частям речи. Следовательно, эти слова нельзя назвать антонимами.
Какой можно сделать вывод?
Вывод.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Задание. Завершите пословицу так, чтобы во второй части появился антоним.
(Для 1-ой группы)
1.Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня).
2. Нет худа без… (добра).
3. Умная ложь хуже глупой… (правды).
(Для 2-ой группы)
1. Знай больше, говори… (меньше)
2. Умей взять, умей и … (отдать)
3. Корень учения горек, а плод… (сладок)
Вывод.
Какую роль играют антонимы в речи? (Примерный ответ. Антонимы являются средствами выразительности).
Комментарий.
Где ещё встречаются антонимы? (Примерный ответ. В названиях литературных произведений: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тонкий и Толстый» А. П. Чехова, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского).
Сопоставим наши выводы с теорией из учебника.
7. Первичная проверка полученных знаний.
В следующих заданиях нужно выбрать цифру с верным вариантом и сложить соответствующие этим цифрам числа.
Задание №1. (Для обеих групп) (Формулировка заданий проецируется на экран)
Выберите верные утверждения:
1. Антонимы – это слова с противоположным значением.
2. Антонимы – это слова, которые относятся к разным частям речи.
3. Антонимические пары могут иметь только глаголы.
4. Антонимическую пару могут иметь не только слова, но и части слов.
5. Антонимы являются средствами выразительности.
6. Антонимы, синонимы, омонимы являются лексическими разрядами слов.
Задание №2.
В каких строках ошибочно подобраны антонимичные пары:
1. РАДОСТНО – ГРУСТНО; СВЕТЛЫЙ -ТЁМНЫЙ; ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ.
2. ВЕРХ - ВНИЗ; ДРУГ- ВРАГ; ГОРЯЧИЙ - ХОЛОДНЫЙ.
3. ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ; РАДОВАТЬСЯ - ГРУСТИТЬ; ГРЯЗНЫЙ – ЧИСТОТА.
4. ВЗЯТЬ ОТДАТЬ; ГОВОРИТЬ – МОЛЧАТЬ; УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ.
5. СВЕТ – ТЬМА; ВОЛЯ – ПЛЕН; МЯГКИЙ – ЖЁСТКИЙ.
Задание №3.
В каких строчках есть слова с антонимичными приставками:
1. ПРИЕХАТЬ – ОТЪЕХАТЬ; ПОЗВОНИТЬ – ПЕРЕЗВОНИТЬ; УХОДИТЬ – ЗАХОДИТЬ.
2. ВХОДИТЬ – ВЫХОДИТЬ; ПРИУЧИТЬ – ОТУЧИТЬ; ПРИБЕЖАТЬ – УБЕЖАТЬ.
3. ПРИБЕЖАТЬ – ЗАБЕЖАТЬ; ПОДНЕСТИ – УНЕСТИ; ЗАДУТЬ – ПОДУТЬ.
Какое число у вас получилось? (Верный ответ. 23)
Комментарий к заданию № 2.
Слова ВЕРХ, ВНИЗ относятся к разным частям речи, поэтому они не являются антонимами.
Занимательная лингвистика.
Попробуйте подобрать антонимы к многозначным словам.
Что такое многозначные слова?
Мягкий (о хлебе) - … (чёрствый)
Мягкий (о шаге) - … (тяжёлый)
Мелкий (о дожде) - … (частый)
Мелкий (о водоёме) - … (глубокий)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.
1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
2. Антонимы являются средствами выразительности.
Чему мы научились?
1. Выделять антонимы в речи
2. Подбирать к слову антонимическую пару.
Слово учителя.
Попробуйте оценить свою работу на уроке. Поставьте на полях своей тетради следующие символы:
! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения.
+ - испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий.
- - не мог самостоятельно выполнить ни одного задания.
? – затрудняюсь в оценивании.
Домашнее задание.
Написать лингвистическую сказку о стране Антонимов (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»
Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку
Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...