Методическая разработка урока русского языка "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок изученгия нового материала в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrashkova_yu.b._antonimy.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 5 класс

 Кондрашкова Юлия Борисовна,

 учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Антонимы»

Цели урока: дать понятие об антонимах; показать роль антонимов в речи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, ноутбук, иллюстрация, карточки, учебник.

Планируемые результаты.

  1. Личностные: навык сотрудничества со сверстниками;
  2. Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  3. Предметные: учащиеся научатся находить антонимы и пользоваться в речи; понимать роль антонимов в речи как средства выразительности.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивационный этап.

Девизом нашего урока будет фраза: «Ученье - свет, а неученье - тьма».

3.Актуализация знаний.

Задание 1.

В каком предложении есть синонимы?

1. Я вышел и увидел большую серую кошку

2. Весна давно пришла и согнала снег.

3. Игра получилась интересной, захватывающей.

Задание 2.

1 Этот человек был известным и популярным.

2. Над цветами кружили осы и пчёлы.

3. Мягко стелет, да жёстко спать.

Задание 3.

Какое из этих утверждений ошибочное:

1Синонимы – это слова, одинаковые по написанию и произношению, но разные по смыслу.

2. Омонимы – это слова одной и той же части речи

3. Омоформы – это слова, которые относятся к разным частям речи.

4. Определение темы урока.

Задание

Вставьте пропущенные буквы в словах. Составьте из пропущенных и выделенных букв слово.

1. Умей не только брать, но и отд…вать. 2. Учеье свет, а неученье – тьма. 3. Легко стелет, да жёс…ко спать. 4. Бедность учит, а б…гатство портит. 5. Лучшая вещь новая, лучший друг старый. 6. Ласточка день нач…нает, а соловей кончает. 7. Умная ложь лучше глупой правды. (Верный ответ. Антоним).

Что вы можете сказать о лексическом значении слов с пропущенными буквами? (Примерный ответ. Эти слова противоположны по смыслу).

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?  (Антонимы)

5. Постановка целей и задач урока.

Прочитайте выразительно эти предложения? Что представляют собой данные предложения? (Примерный ответ. Это пословицы).

Комментарий

Пословицы и поговорки богаты антонимами.

Подумаем, что нам нужно знать, чтобы попасть в страну Антонимов?

 (Примерный ответ. Путь в страну Антонимов лежит через темный лабиринт. Чтобы пройти этот лабиринт, нам нужно знать следующее:

1. Что такое антонимы.

2. Роль антонимов в речи.

Мы должны научиться:

1. Выделять антонимы в речи.

2. Подбирать к слову антонимическую пару.

6. Работа по теме урока.

На доске появляется иллюстрация двух лабиринтов. Учитель объясняет детям правила игры. (Правила игры. Ученики делятся на две группы. Лабиринт можно пройти в 3 этапа. На иллюстрации лабиринта им соответствуют три красных кружка. Двигаться по лабиринту можно с помощью фишек с магнитом. После каждого удачно выполненного задания один из учеников группы переставляет фишку с одного кружка на другой. Побеждает та группа, которая найдёт выход из лабиринта. Чтобы победить, нужно выполнить все задания верно).

Задание.

СЛЕВА

ТИХИЙ

ДОБРЫЙ

ХОЛОДНЫЙ

ГОРЯЧИЙ

ЗЛОЙ

ГРОМКИЙ

ВЫСОКИЙ

Какое задание можно придумать? (Примерный ответ. Провести соответствие)

Какие слова лишние? (СЛЕВА. ВЫСОКИЙ.)

Подберите к ним антонимы и сделайте морфемный разбор этих слов.

Комментарий

Помните, что у наречия нет окончания.

Задание (письменно)

Сделать морфемный разбор и к выделенным морфемам подобрать антонимы.

(Для 1-ой группы)

1. Приехать. 2. Входить. 3. Носик. 4. Разуть.

(Для 2-ой группы)

1. Выходить. 2. Обуть. 3. Носище. 4. Уехать.

Вывод

Попробуйте дать определение антонимам. (Антонимы – это слова с противоположным значением)

Комментарий

Это слово древнегреческого происхождения. «Анти» - против, вместо. «Онома» - имя. Греческая приставка «анти» встречается во многих словах: антивоенный, антибиотик, антипатия, антипод.

Комментарий ученика:

Антонимическую пару могут иметь не только слова, но и части слова (морфемы).

Задание.

Учащиеся садятся по двое. За одним столом должны оказаться ученики из двух групп. Ученик показывает своему противнику карточку с иллюстрацией. Его противник должен назвать как можно больше слов, обозначающих признак или действие, изображённые на карточке, и подобрать к этим словам антоним. Пример. На карточке изображён радостный мальчик с тёмными волосами. Тогда ученик должен сказать следующее: РАДОСТНЫЙ – ГРУСТНЫЙ, ТЁМНЫЙ – СВЕТЛЫЙ и т. д.

Слово учителя.

Скажите, слова СВЕТЛЫЙ и ТЕМНО можно назвать антонимами? (Нет)

Почему? (Примерный ответ. Это слова с противоположным лексическим значением, но они относятся к разным частям речи. Следовательно, эти слова нельзя назвать антонимами.

Какой можно сделать вывод?

Вывод.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Задание. Завершите пословицу так, чтобы во второй части появился антоним.

(Для 1-ой группы)

1.Не откладывай на завтра то, что можешь сделать… (сегодня).

2. Нет худа без… (добра).

3. Умная ложь хуже глупой… (правды).

(Для 2-ой группы)

1. Знай больше, говори… (меньше)

2. Умей взять, умей и … (отдать)

3. Корень учения горек, а плод… (сладок)

Вывод.

Какую роль играют антонимы в речи? (Примерный ответ. Антонимы являются средствами выразительности).

Комментарий.

Где ещё встречаются антонимы? (Примерный ответ. В названиях литературных произведений: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тонкий и Толстый» А. П. Чехова, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского).

Сопоставим наши выводы с теорией из учебника.

7. Первичная проверка полученных знаний.

В следующих заданиях нужно выбрать цифру с верным вариантом и сложить соответствующие этим цифрам числа.

Задание №1. (Для обеих групп) (Формулировка заданий проецируется на экран)

Выберите верные утверждения:

1. Антонимы – это слова с противоположным значением.

2. Антонимы – это слова, которые относятся к разным частям речи.

3. Антонимические пары могут иметь только глаголы.

4Антонимическую пару могут иметь не только слова, но и части слов.

5. Антонимы являются средствами выразительности.

6. Антонимы, синонимы, омонимы являются лексическими разрядами слов.

Задание №2.

В каких строках ошибочно подобраны антонимичные пары:

1. РАДОСТНО – ГРУСТНО; СВЕТЛЫЙ -ТЁМНЫЙ; ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ.

2. ВЕРХ - ВНИЗ; ДРУГ- ВРАГ; ГОРЯЧИЙ - ХОЛОДНЫЙ.

3ДОБРЫЙ - ЗЛОЙ; РАДОВАТЬСЯ - ГРУСТИТЬ; ГРЯЗНЫЙ – ЧИСТОТА.

4. ВЗЯТЬ ОТДАТЬ; ГОВОРИТЬ – МОЛЧАТЬ; УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ.

5. СВЕТ – ТЬМА; ВОЛЯ – ПЛЕН; МЯГКИЙ – ЖЁСТКИЙ.

Задание №3.

В каких строчках есть слова с антонимичными приставками:

1. ПРИЕХАТЬ – ОТЪЕХАТЬ; ПОЗВОНИТЬ – ПЕРЕЗВОНИТЬ; УХОДИТЬ – ЗАХОДИТЬ.

2. ВХОДИТЬ – ВЫХОДИТЬ; ПРИУЧИТЬ – ОТУЧИТЬ; ПРИБЕЖАТЬ – УБЕЖАТЬ.

3. ПРИБЕЖАТЬ – ЗАБЕЖАТЬ; ПОДНЕСТИ – УНЕСТИ; ЗАДУТЬ – ПОДУТЬ.

Какое число у вас получилось? (Верный ответ. 23)

 Комментарий к заданию № 2.

Слова ВЕРХ, ВНИЗ относятся к разным частям речи, поэтому они не являются антонимами.

Занимательная лингвистика.

Попробуйте подобрать антонимы к многозначным словам.

Что такое многозначные слова?

Мягкий (о хлебе) - … (чёрствый)

Мягкий (о шаге) - … (тяжёлый)

Мелкий (о дожде) - … (частый)

Мелкий (о водоёме) - … (глубокий)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. Антонимы являются средствами выразительности.

Чему мы научились?

1. Выделять антонимы в речи

2. Подбирать к слову антонимическую пару.

Слово учителя.

Попробуйте оценить свою работу на уроке. Поставьте на полях своей тетради следующие символы:

! – всё было отлично, задания выполнял без затруднения.

+ - испытывал затруднение при выполнении некоторых заданий.

- - не мог самостоятельно выполнить ни одного задания.

? – затрудняюсь в оценивании.

Домашнее задание.

 Написать лингвистическую сказку о стране Антонимов (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку

Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...