УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Г» КЛАССЕ НА ТЕМУ: "Восприятие системы образов стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" через изобразительное творчество"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по творчеству М.Ю.Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_lermontov.doc | 64.5 КБ |
prezentatsiya_m.yu_.lermontov.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
- М.Ю. Лермонтов
- ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
- УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- В 5 «Г» КЛАССЕ
- НА ТЕМУ:
- "Восприятие системы образов стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" через изобразительное творчество"
Цели урока:
- Обучающие:
- продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
- вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
- закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;
- продолжить обучение декламационному чтению;
- вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.
- Развивающие:
- развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
- развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
- способствовать развитию творческого воображения;
- развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность;
- воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
- воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Оборудование: презентация; фонохрестоматия: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», шум моря; раздаточный материал для учащихся, краски, альбомные листы.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя
В этом году наша страна отмечает 200- летие со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Именно о его творчестве мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Сколько лет уже прошло, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе,дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».
(Запись темы урока в тетради)
Сегодня вы сами попробуете открыть и узнать тайны этого замечательного стихотворения: побудете в роли художников. Вот задача нашего урока. В конце урока мы поделимся своими впечатлениями и попробуем ответить на вопрос: «В чём секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус»?
Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память,но и душа, сердце.
Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Их сообщения приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Страницы жизни М.Ю. Лермонтова
Группа биографов
1 ученик. Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш.
В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.
2 ученик. Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею чёрный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее…и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье…
3 ученик. Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.
Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.
4 ученик. Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.
Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе…
5 ученик. В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.
Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.
В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Учится в нём только 2 года, т.к. за свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета. Он уезжает в Петербург.
Учитель. Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
(Включить запись шума моря)
3. Подготовка к восприятию стихотворения
– Как вы думаете, что увидел Лермонтов? Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.
– Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (Человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
– Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
– Какое море в тихую погоду, в бурю? Посмотрите репродукции картин Айвазовского.
Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».
(Включить фонохрестоматию стихотворение «Парус»)
4. Работа с текстом стихотворения «Парус»
Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.
Анализ текста
– Какими словами рисует Лермонтов море? (Голубое,лазурь, луч солнца)
– А какого цвета парус? (Белый)
– Белый, лазурный, голубой, золотой.
– Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (Эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые,рождают чувство радости)
– Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (Парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)
– А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий". Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева, Лермонтов встретил у него определение паруса как одинокого.
– Может быть, вы знаете или догадываетесь,почему?
(Добавляю: «отдаленный» – только о парусе, а«одинокий» – не только о парусе, но и о человеке,о человеческой жизни.)
– Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? (Картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)
Парус между небом и землёй: бездонное небо,морская глубина и парус.
Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (Самого поэта, его размышления)
Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении всё важно. Первое, что бросается в глаза, – это многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике.
– Сколько раз употребляется слово парус? (Один)
– Чем потом заменяется оно? (Местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
– Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе?
– Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей. Смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки – о парусе и о том, что его окружает, следующие две – о состоянии души лирического героя)
– Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой далёкой страной.
Любимый прием – антитеза («край родной» – «страна далёкая», «ищет» – «кинул»,«под ним» – «над ним»).
Работа с таблицей
– Поговорим подробнее о каждой строфе,вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.
1 строфа
– Что видим? (Море, небо, паруса, затишье)
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться:сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы,какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то фраза была бы построена иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их особенно заметными, выделенными,придаёт им дополнительную силу.
Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.
Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.
– Как читаем 1 строфу? (Спокойно,повествовательно)
– А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.
– Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
– А где находится по отношению к нам парус:далеко или близко? Докажите.
– Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.
– А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (Нет)Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
2 строфа (1 группа самостоятельно в тетради)
– Что видим? (Парус, шторм, волны, ветер, мачта)
– Как читаем? (Взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
– Лермонтов часто использует прием олицетворения,чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».
– А парус? (И парус также полон напряжения:мачта гнётся и скрипит)
– А где сейчас по отношению к нам находится парус? (Близко, мы слышим скрип мачты)
– Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.
3 строфа
– Что видим? (Ослепляющий своей красотой морской пейзаж)
– Как читаем? (Светло, торжественно)
– А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (На палубе парусника) Какое чудо! –Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
– В природе воцарился покой. А парус? («А он,мятежный, просит бури») Парус назван«мятежным». Каково значение этого слова?
Работа со словарём. «Мятежный» –тревожный, неспокойный, бурный.
Например, мятежная душа.
Словарь Ожегова
– Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) Почему жизнь поэта можно назвать мятежной?
– На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека,гордится им.) В союзе «а» заключено противопоставление спокойного пейзажа и бури, шторма. Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом.
– А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали.
– Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.
5. Выразительное чтение стихотворения«Парус»
– Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю. Лермонтов. Вглядитесь в его картину.
- А теперь вам предоставляется удивительная возможность побывать в роли художника: передать свое понимание образа «паруса» в стихотворении. Какой ваш парус, нарисуйте.
(Включить запись шума моря)
6. Заключительное слово учителя
– Вы сегодня занимались изобразительным творчеством. У всех получились замечательные иллюстрации. Если кто-то хочет рассказать нам о них, пожалуйста, начинайте.
(Дети по желанию анализируют свои работы)
7. Заключение
– Наш урок подходит к концу. Мы обязательно устоим выставку ваших иллюстраций. У нас еще много интересных встреч с произведениями М.Ю. Лермонтова! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.
8. Домашнее задание
- Выучить стихотворение наизусть
2. Творческое задание по выбору: составить кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.
Дерзайте!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Парус»
Родители поэта Мария Михайловна- Юрий Петрович- из знатного дворянского капитан в отставке рода Столыпиных
Бабушка М.Ю.Лермонтова , Елизавета Алексеевна Арсеньева
Дом у Красных ворот, в котором родился Лермонтов.
М.Ю.Лермонтов в детском возрасте. Неизвестный художник. 1817-1818 гг.
В апреле 1815 г. Лермонтовы уехали в имение Е.А.Арсеньевой – Тарханы пензенской губернии, где и прошло раннее детство поэта.
Детские года поэта Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжёлые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями. 1817-1818г.
Талант М.Ю.Лермонтова был многогранен. Неоспорим поэтический гений Лермонтова. Поражала его музыкальность, он играл на скрипке и фортепиано. Лермонтов был также наделён незаурядным даром живописца. Он мог бы стать большим художником, если бы занимался живописью и графикой профессионально . Пейзаж с двумя берёзами. Акварель М.Ю.Лермонтова. 1820-е годы.
В 1828 году Лермонтов поступает в Благородный пансион при Московском университете, а в 1830 году становится студентом отделения словесности. В 1832 г. За свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета. Он уезжает в Петербург.
Стихотворение «Парус» М.Ю.Лермонтов в 18-летнем возрасте приехал учиться в школу Гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Он отправился прогуливаться по городу, вышел на набережную и увидел раскинувшуюся гладь моря.
АЙВАЗОВСКИЙ И.К. «Бурное море ночью» «Ялта»
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 1832
Лермонтовские места
Лермонтовсий сквер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО в 6 классе на тему "Сатирические портретные образы"
Урок знакомит учащихся с приёмами художественного преувеличения, карикатурой, дружеским шаржем, формирует умение находить смешные, саркастические образы. Содержит презентацию....
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме " Разнообразие музыкальных образов. Кантата"
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме "Разнообразие музыкальных образов. Кантата" с использованием электронных образовательных ресурсов....
урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков
урок музыки в 4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Планирование урока математики для 5 классов на тему: «Позиционные системы счисления». (Урок изучения нового материала) УМК "Математика. Психология, Интеллект" (МПИ)
Цели урока:· Обучающие: ввести понятие "позиционная система счисления", создать его образное сопровождение, исследовать и обобщить его ее основные особенности...