Планирование урока математики для 5 классов на тему: «Позиционные системы счисления». (Урок изучения нового материала) УМК "Математика. Психология, Интеллект" (МПИ)
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
Цели урока:
· Обучающие: ввести понятие "позиционная система счисления", создать его образное сопровождение, исследовать и обобщить его ее основные особенности.
· Воспитывающие: создание условий для совершенствования интеллектуальных ресурсов каждого ученика за счет обогащения форм индивидуального умственного опыта.
· Развивающие: развитие интереса к математике, литературе, активация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческого мышления, математической речи учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Решить задачу: чему равно 84, если 8∙8=54?
Вопрос показался для учащихся странным, ведь они давно знают, что 8∙8=64. А по условию 8∙8=54!? И как связаны числа 54 и 84?
Вопрос не лишен смысла, однако ответить на него мы сможем позже, когда познакомимся с системами счисления.
II. Объяснение нового материала.
Для записи чисел, мы пользуемся цифрами: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифр всего десять (запомните, это важно). Нужно помнить, что значение каждой цифры в записи чисел определяется не только ей самой, но и местом (позицией) которое она занимает в записи числа. Например, число "три" изображается цифрой 3. Можно записать 3, 03, 003, и т.д. В любом случае, цифра 3 стоит справа, и все эти записи обозначают одно и то же число. Если же цифру 3 переместить влево на позицию, то получится 30(три десятка), на две позиции – 300 (три сотни) и т. д. Вот почему запись числа при такой системе называется позиционной. Для позиционной системы характерно, что число разбивается на разряды. Например, запись 798 означает, что число состоит из 8 единиц, 9 десятков и 7 сотен. Единица каждого разряда в 10 раз превосходит единицу предыдущего разряда. Поэтому такая система счисления называется десятичной.
Почему привычная нам система счисления называется десятичной? (Единица каждого разряда в 10 раз превосходит единицу предыдущего разряда)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа с углубленным изучением французского языка № 1265»
Планирование урока математики для 5 классов на тему:
«Позиционные системы счисления».
(Урок изучения нового материала)
УМК "Математика. Психология, Интеллект" (МПИ)
Автор: учитель математики Догова А.Т.
Москва 2015
Цели урока:
- Обучающие: ввести понятие "позиционная система счисления", создать его образное сопровождение, исследовать и обобщить его ее основные особенности.
- Воспитывающие: создание условий для совершенствования интеллектуальных ресурсов каждого ученика за счет обогащения форм индивидуального умственного опыта.
- Развивающие: развитие интереса к математике, литературе, активация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческого мышления, математической речи учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
Решить задачу: чему равно 84, если 8∙8=54?
Вопрос показался для учащихся странным, ведь они давно знают, что 8∙8=64. А по условию 8∙8=54!? И как связаны числа 54 и 84?
Вопрос не лишен смысла, однако ответить на него мы сможем позже, когда познакомимся с системами счисления.
- Объяснение нового материала.
Для записи чисел, мы пользуемся цифрами: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифр всего десять (запомните, это важно). Нужно помнить, что значение каждой цифры в записи чисел определяется не только ей самой, но и местом (позицией) которое она занимает в записи числа. Например, число "три" изображается цифрой 3. Можно записать 3, 03, 003, и т.д. В любом случае, цифра 3 стоит справа, и все эти записи обозначают одно и то же число. Если же цифру 3 переместить влево на позицию, то получится 30(три десятка), на две позиции – 300 (три сотни) и т. д. Вот почему запись числа при такой системе называется позиционной. Для позиционной системы характерно, что число разбивается на разряды. Например, запись 798 означает, что число состоит из 8 единиц, 9 десятков и 7 сотен. Единица каждого разряда в 10 раз превосходит единицу предыдущего разряда. Поэтому такая система счисления называется десятичной.
Почему привычная нам система счисления называется десятичной? (Единица каждого разряда в 10 раз превосходит единицу предыдущего разряда)
Запишем число 1598 в виде суммы разрядных единиц: 1∙1000+5∙100+9∙10+8=1∙103+5∙102+9∙101+8.
Кроме десятичной системы счисления, существуют и другие позиционные системы счисления с любым другим натуральным основанием (кроме 1). Так, в Древнем Вавилоне применялась шестидесятеричная система счисления, сохранившаяся и до наших дней. Деление часа на 60 минут, а минуты – на 60 секунд. В древности широко использовалась двенадцатеричная система. Возможно, даже вы слышали такое определение, как дюжина? То есть 12! И в наше время некоторые предметы считают не десятками, а дюжинами: столовые приборы в сервизе, стулья в мебельном гарнитуре и т.д.
Вернемся к задаче, сформулированной в начале урока. Теперь вы догадались, что числа, входящие в условии задачи, были записаны не в десятичной системе счисления.
Пусть основание неизвестной системы х, тогда число 84 означает 8 единиц второго разряда и 4 единицы – первого. Тогда:
84=8х+4 и 54=5х+4.
8∙8=5х+4, т.к. 8∙8=54.
Решая уравнение, получаем: х=12. Это означает, что числа записаны в двенадцатеричной системе. А значит, 84=8х+4=8∙12+4=100.
Итак, одно и тоже число можно записать по-разному: в системах счисления с разными основаниями. В десятичной системе счисления число 2910 пишется просто 29 (то есть, в нижнем право углу числа принято указывать основание системы счисления).
В системе счисления с основанием 5 используется только пять цифр: 0, 1, 2, 3, 4. Поэтому запись числа 2910=1045:
29 | 5 | |
4 | 5 | 5 |
0 | 1 |
В системе счисления с основанием 3 используется только три цифры: 0, 1, 2. Поэтому 2910=10023:
29 | 3 | ||
2 | 9 | 3 | |
0 | 3 | 3 | |
0 | 1 |
В системе счисления с основанием 2 используется только две цифры: 0 и 1. Поэтому 2910=111012:
29 | 2 | |||
1 | 14 | 2 | ||
0 | 7 | 2 | ||
1 | 3 | 2 | ||
1 | 1 |
Системы счисления с основанием больше 10 необычны – если в десятичной системе счисления используется все десять цифр, то для 12-ричной системы счисления, например, нужно 12 (в том числе, две двузначные – 10 и 11). В таких случаях используются латинские буквы:
Вместо 10 – А, 11 – В и т.д.
III. Подведем итоги:
1. Позиционная система счисления дает возможность записывать любое число с помощью небольшого количества цифр. При этом значение каждой цифры зависит не только от ее вида, но и от ее места(позиции) в записи числа.
2.Одно и то же число можно по-разному записать в позиционных системах счисления с разными основаниями.
IV. Решение задач:
1. Какие цифры используются в системах счисления:
а) с основанием 6; б) с основанием 3?
2.количество предметов на рисунках представьте числами в разных (соответствующих) системах счисления:
3. Найдите и объясните ошибку в одной из записей. Числа записаны следующим образом:
1) 215; 2)13; 3) 196; 4) 1123.
4.Заполните таблицу, указав в клетках количество единиц в группе (для подсказки три клетки заполнены):
Вид группы | Основание системы счисления | |||||
2 | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 | |
Группа I порядка | 2 | |||||
Группа II порядка | 9 | |||||
Группа III порядка | 125 |
5. заполните таблицу, записав в пустые клетки числа в соответствующей системе счисления (за образец возьмите выделенную строку):
Основание системы счисления | |||||
2 | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 |
102 | 23 | 25 | 28 | 2 | 212 |
7 | |||||
145 | |||||
408 | |||||
22 | |||||
1223 | |||||
101002 |
6.Запишите число учеников в вашем классе в десятичной, пятеричной и двоичной системах счисления.
7.Для каждого из чисел 223 , 245, 408, 19812 запишите число:
а) следующее за ним в указанной системе счисления;
б) предшествующее ему в этой системе счисления.
8. Верно ли, что:
а) 208<20;
б) 20<1912;
в) 208<1912;
г) 218<2012?
9. Сравните числа в каждой паре:
а) 9 и 145;
б) 145 и 315:
в) 9 и 315;
г) 345 и 1103;
д) 1103 и 19;
е) 345 и 19.
Использованные источники
- Математика: учебник для 5 класса: в2 ч. Ч.1/ Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2002.
- Изучая математику: книга для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
- За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/07/picture-75902.jpg)
Урок информатики в 10 классе "Ценность времени" по теме "Позиционные системы счисления"
Цели урока:Образовательная:· Обеспечить повторение основных понятий темы «Позиционные системы счисления»;· Соз...
Урок информатики в 9классе по теме: Двоичная система счисления
Цели урока:Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить переводить двоичные числа в десятич...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-237842-1366033804.jpg)
Урок в 8 классе "Перевод из двоичной системы счисления в десятичную"
Разработка урока информатики по теме "перевод из двоичной системы счисления в десятичную"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-155509-1354356472.jpg)
Презентация на тему "Позиционные системы счисления. Математические основы"
Целью презентации является систематизация математических понятий о системах счисления, позиционных и непозиционных, применение методов перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377474-1389184964.jpg)
Мастер-класс по теме: «Пути преодоления неуспеваемости при изучении нового материала»
Фрагмент урока для 7 класса по теме: "Земноводные" для учителей на педсовете по теме"Диагноз неуспеваемость. Пути преоделения неуспеваемости при изучении нового материала". Как итог мастер-класса подв...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538906-1416938839.jpg)
Урок по предмету информационные технологии в 6 классе по теме "Двоичная система счисления"
Урок по предмету информационные технологии в 6 классе по теме "Двоичная система счисления"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-1131279-1553752422.jpg)
Дидактический материал по теме "Графические диктанты на уроках математики 6 класс"
В разработке представлен теоретический материал и презентации к урокам....