Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Козлова Евгения Геннадьевна

конспект+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_6_klass.rar167.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА: «Морфемный и словообразовательный разбор слова»

6 класс

Учитель: Козлова Е. Г.

ПЛАН УРОКА

Тема: Морфемный и словообразовательный разбор слова

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1.        Образовательная:

 -       Повторить и закрепить порядок морфемного разбора слова;

-       повторить и закрепить порядок словообразовательного разбора слова;

-       уметь отличать морфемный и словообразовательный разборы;

-      формировать навык составления предложения из отдельных слов.

2.        Воспитательная:

-    воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение;

-     воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования;

-     воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;

3.        Развивающая:

-   развивать практические навыки словообразовательного и морфемного анализа состава слова, самостоятельной работы;

-      закрепить у учащихся умение определять способы образования слов;

-      развивать навыки грамотной речи;

-      развивать навыки самостоятельной работы и  ответственности.

научить практически использовать полученные в результате анализа знания.

        

Оборудование:

1.        Компьютер;

2.        проектор;

3.        презентация «Морфемный и словообразовательный разбор слова».

 

Межпредметные связи:

Литература, история.

Ход урока

1.        Организационный момент: 2 мин.

- Здравствуйте!

- Садитесь. Есть ли отсутствующие? Ребята, вы готовы к уроку? У всех на партах тетради, ручки, карандаши и дневники. Мы начинаем урок. Тема нашего урока «Морфемный и словообразовательный разбор слова». (СЛАЙД №1). 

Откройте тетради, запишите дату, «классная работа», тему урока.

2.        Опрос учащихся по пройденным темам: 6 мин.

- Итак, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цели нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?

(Учащиеся – будем повторять порядок морфемного и словообразовательного разбора слова) СЛАЙД №1

- А теперь отгадайте загадку:

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,

Весь же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)

-Ребята, мы сейчас составили новое слово. Из чего же состоит слово? (из корня, суффикса, приставки, основы и окончания)

- Какая наука изучает состав слова?        

- Что такое морфема? СЛАЙД №2

  • Какие части слова входят в основу?
  • Какие слова называются однокоренными?
  • Как образуются формы слова?
  • Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?

Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: дом — домовой — надомный — домоводство.

  • Что такое словообразование?
  • Какие способы образования слов вам известны?

3.        Изучение нового учебного материала. 20 мин.

-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться делать морфемный и словообразовательный разборы?

- А где вам могут пригодиться полученные на уроках знания и умения?

Вы уже давно умеете разбирать слово по составу, да и словообразовательным разбором мы занимались. Сначала мы повторим морфемный разбор слова. 1 мин

1.СЛАЙД №3- Морфемный разбор слова - это выделение значимых частей (морфем) слова, из которых  оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.

План морфемного разбора.

1.Окончание.

2. Основа.        приволжский

3.        Корень.

4.        Приставка.

5.        Суффикс.

5 -мин

2.        Практическая работа

- Сейчас мы закрепим ваши знания на практике. На доске написаны слова в трех вариантах. Эти слова нужно разобрать по составу, то есть сделать морфемный разбор.

1 вариант: черноглазая, поблагодарить, изложение;

2 вариант: полевод, примирять, безынтересный;

3 вариант: верхолаз, презабавный, загореться.

Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях разбор 5 мин.

- Ребята, давайте проверим вашу работу.

СЛАЙД № 4.

- Поднимите руки, кто сделал все правильно? У кого ошибки? В каких морфемах?

Молодцы. С заданием справились.

3.- Переходим ко второй части нашей темы: «Словообразовательный разбор слова».

  • СЛАЙД №5. Что такое словообразование?
  • Какие способы образования слов вам известны?
  • Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе в слове указывается только то, с помощью чего оно образовано.

Приволжский – волжский – Волга.

4.        Работа с учебником. Выполнение упр. 179.

•        Это словообразовательный разбор слов.

прадедуш ка <- дедушка <- дед, раскрасавец <— .красавец. <— .красивыи <- краса,

сверхготовность <—.готовность, <— готов.ый,

бесчеловечный <— человечный <— человек.

ненаучный <— .научный <— наука

прескучный <— скучный <— скука

доледниковый <— ледниковый <—ледник <—дед.

- Чем отличаются морфемный и словообразовательный разборы?

Физкультминутка  1.5 мин

4. Закрепление учебного материала   мин.

Задание 1. СЛАЙД №7

- Посмотрите, на экране вы видите слова. Составьте из данных слов предложение.

- Кто уже составил? Кто автор этих строк? Из какого произведения?

Давайте запишем это предложение в тетрадь.

-Ребята, а из-за чего поссорились Троекуров и А.Г. Дубровский, ведь они были лучшими друзьями? (надменность, грубость, бестактность, невоспитанность)

- А можно ли говорить обидные слова, шутить, задевая слабые стороны человека? Конечно, нет. Так вы можете потерять друга. А как вы относитесь к дружбе? Есть ли у вас лучшие друзья? Очень хороший пример дружбы нам дает сам А.С.Пушкин.

Дружба – это тоже человеческое счастье. Дорожите ей!

Задание 2. СЛАЙД №8,9

- Перед вами способы словообразования.  Нужно распределить помещенные ниже слова по способу словообразования. Делаем упражнение 5 мин.

При приставочный

        преподнести, привстать

Суф суффиксальный

        летчик, парашютистка

При приставочно-суффиксальный

Пре престранный, сотрудник, пригорок

Сло сложение

        электровоз, турпоход, кресло-кровать, птицеф птицефабрика, юнкор, ТЮЗ, МГУ

Пер переход одной части речи в другую

        раненый, больной, учительская

Летчик, парашютистка, электровоз, престранный, преподнести, пригорок, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, кресло-кровать, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, птицефабрика.

- Кто хочет ответить? Отвечают 3 ученика. Затем учитель открывает слайд, и ученики проверяют упражнение.

6.        Задание на дом

§ 35, упр.181, ответить на вопросы на странице 76.

- Правило выучите наизусть.

5.        Подведение итогов урока.

-А теперь давайте вернемся обратно к началу урока и вспомним цели.

СЛАЙД №1.

Комментируется каждая цель урока.

Выставление оценок за урок, их комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...