Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Употребление имен прилагательных в речи
Цели: 1. Сформировать понимание особенностей употребления прилагательных в художественной речи, показать роль прилагательных в речевом высказывании;
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;
3. Воспитывать любовь к чтению, к художественному слову, прививать любовь к искусству и родной природе.
Ход урока
1. Организационный момент
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
-Добрый день, ребята! Какое у вас настроение?
2. Мотивация учащихся.
-Ребята! Попробуйте отгадать, о чём у нас на уроке пойдёт речь.
Приём «Загадка».
Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!
- О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? Имя прилагательное
Учитель: Несомненно, имена прилагательные помогают представить предмет ярко,
красочно, точно. Послушайте стихотворение А.С. Пушкина
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный?
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
- О каком времени года пишет А.С.Пушкин? А вы любите зиму? Я тоже её люблю. Мы все с нетерпением ждали это прекрасное время года.
-Ребята, сравните два предложения (слайд №1: Выпал снег.
Слайд №2: Выпал легкий серебристый снег.)
- Какое из этих предложений вам больше нравится? Какую роль сыграли прилагательные во втором предложении? Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока (учащиеся формулируют тему урока: "Употребление имен прилагательных в речи").
Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока
3.Этап целеполагания.
- Как вы думаете, ребята, какова цель нашего занятия?
На доске слова помощники, которые помогут сформулировать цель урока
Повторим……имя прилагательное
Научимся……….. употреблять прилагательные в речи
4. Работа с эпиграфом урока.
-Посмотрите на высказывание писателя К.Г.Паустовского:
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
- Ребята, как вы понимаете эти слова? В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые особенно, потому что в них содержится образность, которая передается различными художественными средствами. Какие из них вы знаете? Что такое эпитет? Для чего нужен он автору? (Чтобы ярче нарисовать картину, передать чувства автора, отношение к тому, что он изображает.)
5. Работа с поэтическим текстом.
-Посмотрим, какую роль играют прилагательные в художественных текстах. Вы любите стихи? Выразительное чтение учителем стихотворения В. Выркина «Ищу слова»
Ищу слова.
Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные.
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко.
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
-Вдумайтесь в это стихотворение. О чем оно? Для чего нужно искать подходящие слова? (слова должны нести добро, свет, они должны звать на хорошие поступки)
- А вы совершаете хорошие поступки?
-Какие эпитеты вам понравились? Как вы думаете, что значит лучистое слово, приведите примеры таких слов (мамочка, солнышко и др.)
Кто-нибудь из вас пишет стихи? Скажите, вам помогают в написании стихов эпитеты?
А сейчас, ребята, я предлагаю вам побывать в роли поэтов, за 5 минут вспомните и напишите подходящие по смыслу эпитеты к существительным, попробуйте их «озарить». (Затем один представитель от каждой пары зачитывает слова, в классе разбираются наиболее интересные, необычные имена прилагательные, способные "озарить" существительное).
Существительное | Возможные варианты |
ЗИМА | снежная, белая, вьюжная, метелистая, морозная, сердитая, косматая, пуховая, хрустальная Запоздалая; ранняя; суровая; долгожданная; студеная; преждевременная; холодная; малоснежная; долгая; мягкая; студеная |
СНЕГ | искристый, белый, блестящий, лучистый, ослепительный, почерневший, сверкающий, серебристый, слепящий, чистый, яркий и нежданный, первый, ранний, свежевыпавший, свежий, влажный, колкий, колючий, крупный, лёгкий, леденистый, липкий, мелкий, мокрый, мохнатый, мягкий, обильный, пушистый, редкий, скрипучий, сухой, талый, тяжёлый, холодный... |
СНЕГИРЬ | Привлекательный, заметный; небольшой; крепкий; яркий; красногрудый; бодрый; веселый; неторопливый; уравновешенный; осторожный |
СНЕЖИНКА | ажурная; изящная; воздушная; невесомая; блестящая; искристая; пушистая; ледяная; крохотная; сияющая, изумительная; радужная; ослепительная; прелестная |
Оцените себя в листах самооценки.
-Итак, слова помогают нам красиво мыслить, совершать добрые поступки, а также заниматься творчеством.
6. Работа с прозаическим текстом
-а теперь посмотрим, какую роль играют прилагательные в прозе. В описании природы они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, передают настроение писателя. Сейчас вы в этом убедитесь. Мы познакомимся с отрывком К.Г.Паустовского «Первый снег» (выразительное чтение текста подготовленным учеником, на партах у учащихся тексты).
-Какое впечатление произвел на вас текст, какие картины у вас получились? Озаглавьте текст, составьте план, запишите в тетрадь. Оцените себя в листах самооценки
-Ребята, какие эпитеты делают это описание таким ярким? Найдите в тексте и подчеркните все эпитеты (проверка). Оцените себя в листах самооценки
--Групповая работа: 1 группа выписывает из текста прилагательные, характеризующие небо, 2 – снег, снежинки, 3 – луну, птиц, землю (проверка на слайдах).
туманное небе
пасмурное высокое небо
небо было очень светлое, белое
мелкий снег
одинокие снежинки
густой снег
большая серая птица
одинокая луна
нарядная земля
Оцените себя в листах самооценки
7. Работа с репродукциями картин
-Ребята, умение всматриваться, наблюдать, любить природу характерно не только для поэтов, и писателей, но и для художников. Посмотрите, каким увидели снег художники В.Поленов, И.Шишкин, И.Крачковский. Какие из предложений текста подойдут к этим картинам? Посмотрите внимательно, может быть, картины подсказали вам ещё какие-либо эпитеты к слову «снег».
8.Физкульминутка
-Мы много успели сделать, но впереди ещё большая работа, и мы немного прервёмся и восстановим силы.
Все ребята дружно встали (встать около парты)
И на месте зашагали (ходьба на месте)
На носочках потянулись (потянуться)
И друг к другу повернулись (повороты)
Как пружинки мы присели (приседания)
А потом тихонько сели (садятся за парты).
9. Творческая работа "Дополни предложения"
-Художниками вы были, а теперь представьте себя писателями. Перед вами текст, в котором отсутствуют прилагательные, попробуйте его «расцветить». Подберите такие прилагательные-эпитеты, чтобы текст получился красивым.
Зимнее утро в лесу.
Лес еще спит. Зябко кутаются в свои …..шубы….сосны. Дремлет…пень.
Но вот первые……лучи коснулись земли, и от их ……прикосновения вспыхнули и заискрились……огоньки. На ……ветку сосны взлетела птица, дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали.….звездочки-снежинки.
-Сравните эти два текста, какой из них вам больше нравится? Какой текст получился красивым? Что помогло вам создать такую яркую, образную картину?
10. Творческое задание.
-Сегодня на уроке мы говорили о прекрасном времени года – зиме. Вспомните, в каких стихотворениях известных поэтов вы встречались с зимой:
Ф.И.Тютчев: Зима-чародейка.
И.С.Никитин: Здравствуй, гостья-зима!
А теперь вы попробуйте представить её в разных образах. Например, зима-почтальон, которая разносит письма-снежинки, зима-художница, у нее есть удивительная кисть, которой она рисует на окнах узоры, зима-красавица, зима-труженица.
11.Домашнее задание.
-Ребята, эту работу вы продолжите дома. Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, оглянитесь вокруг, и в привычных образах вы сможете увидеть удивительные вещи.
Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру или стихотворение на тему: «Какой я представляю зиму».
Индивидуальное задание 2 учащимся: подобрать из учебника литературы стихотворения, прозаические отрывки по теме «Зима».
12.Подведение итогов.(учитель совместно с учащимися подводит итог урока)
-Сегодня мы работали с художественными текстами и выяснили роль прилагательных в них. Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?
-Имена прилагательные придают речи образность, точность, меткость, выразительность. Речь становится нарядной, изысканной, неповторимой. Мы увидели, как по-разному используют эпитеты писатели и поэты, создавая выразительные, яркие произведения. Тексты, с которыми мы работали, объединяет любовь к родной природе, восхищение ее красотой. - Имя прилагательное по частоте употребления занимает 3 место после имени существительного и глагола. Давайте чаще употреблять эту часть речи, и тогда наша речь будет красивой, яркой и понятной
13.Контрольно-оценочный этап.
Оцените результаты своей работы на уроке в листах самооценки, какие у кого оценки?
- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?
4.Устная рефлексия. Приём «Закончи предложение»
Интересным показалось …
Полезным было …..
Мне трудно было…..
Я понял….
Я справился с заданиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/01/picture-54328.jpg)
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/09/picture-142305-1396988405.jpg)
Урок по сингапурской системе "Употребление имен прилагательных в речи"
Конспект в помощь молодым специалистам...
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".
Разработка урока. Презентация, технологическая карта, приложение....
Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс
Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-184949-1433142732.jpg)
Урок по русскому языку: "Не с именами прилагательными" Технологическая карта.
Цели:- образовательная – научить применять правило для написания не с прилагательными;выработать навыки грамотного письма в трудных случаях;- развивающая – развивать внимание к русскому слову; отработ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-234031-1543411420.jpg)
конспект урока русского языка "Морфологический разбор имени прилагательного"
разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени прилагательного"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-1281315-1603548869.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....