Урок по развитию речи в 5 классе "Что такое общение?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок по развитию речи в 5 классе "Что такое общение?" Цель урока: показать значение языка в жизни людей и раскрыть его основную функцию - общение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе
Тема урока: Что такое общение?
Цель урока: интенсивное формирование речевой деятельности учащихся – вначале преимущественно устной, позже письменной.
- Интрига.
- Летом многие из нас любят собирать грибы. Попробуем попросить двух грибников рассказать о своих впечатлениях от прогулки в лес.
Предлагаю прочитать два текста
- В лесу грибов много. Ну там сыроежки. Иногда встречаются подберёзовики. Больше всего мне попалось маслят. Я их брал. А вот мухоморы портят лес. Такие противные, ядовитые. Набрал я грибов много. Завтра пойду ещё.
- Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам тёмно – красный, испустил из – под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая и умненькая. …Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли – это очень старая сыроежка…
Чей рассказ о прогулке в лес за грибами вам понравился больше? Почему?
(Ответы ребят: Первый рассказчик перечисляет разные виды грибов, разделяя их на съедобные и несъедобные. Рассказ как отчёт: грибов много, ноне все годятся в суп. После такого рассказа и в лес не захочешь пойти.
Второй рассказчик – поэт, владеющий словом. Его даже мухомор заинтересовал своей праздничной, яркой, весёлой одеждой Почему бы не остановиться и не полюбоваться белыми панталончиками, спускающимися из – под шляпки?)
Слово учителю.
Мы провели сопоставление двух рассказов грибников о прогулке в лес, и, я думаю вам захотелось научиться описывать свои впечатления так, как это сделал второй рассказчик, замечательный автор, мастер слова Михаил Михайлович Пришвин.
Древние римляне открыли очень интересную науку – риторику.
Запишем это красивое слово и толкование к нему: Риторика – это наука о красноречии.
Законам риторики, т. е. красивой, правильной речи, должен учиться всякий человек. Но наше сопоставление двух рассказов убедило нас в том, что второй рассказчик, умеющий красиво описать свои впечатления, владеет и искусством общения. Он не просто гулял в лесу и собирал грибы, он вглядывался в чудо природы, удивлялся, похваливал прекрасный наряд грибов, разговаривал с каждым, как с одушевлённым существом, не отвергая ни красавчика, ни обыкновенного.
Сегодня мы и поговорим о законах общения, столь важных для каждого из нас.
2.Движение темы.
1). Вдумаемся в слово ОБЩЕНИЕ, найдём родственные слова с таким же корнем, запишем: общение, общий, общество, сообща (корень – общ-)
? Что означает этот корень? (Вместе, коллективно, сообща)
Что же такое общение? (Общение –это взаимодействие, контакт, цель которого взаимопонимание)
2)Послушаем небольшой рассказ Николая Носова и подумаем, какова цель общения двух героев и понимают ли они друг друга.
(Действие происходит в квартире. Слова Барбоса читаю важно, напыщенно, горделиво.)
Дворовый пёс Бобик попал в гости к домашнему Барбосу.
- А что это у вас за штука на стене висит? Всё тик – так да тик-так, а внизу болтается.
- Это часы,- ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?
- Нет, а для чего они?
Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но всё – таки принялся объяснять:
- Ну, это такая штука, понимаешь…часы…они ходят…
- Как ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету!
- Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
- Ого! Они ещё и дерутся? – испугался Бобик.
- Да нет! Как они могут драться?!
- Ты сам сказал – бить!
- Бить – это значит звонить: бом-бом!
-А, ну так бы и говорил!
Беседа.
? Какова цель общения 2 героев? (Цель дворового пса – неуча – узнать от друга о «штуке» на стене, у которой что –то «болтается». Цель образованного пса – важно рассказать о часах, поделиться знаниями)
? Понимают ли они друг друга? (Понимание пока не наступило, так как Барбос толком не знал, зачем часы, что болтающая часть часов – маятник, что слово ХОДИТЬ и БИТЬ многозначны, и их можно понять буквально.
? Удовлетворил ли вас тон «объясняющего» Барбоса? (Бобик спрашивал робко, застенчиво, а Барбос отвечал важно, значительно, напыщенно)
? Что нарушено в общении собеседников? (Равенство, простота)
Запись в тетради.
1 –ы «Чй закон общения – равенство, простота
3)Определите свою задачу в общении с другом в различных ситуациях. Расскажите о ней (такую задачу называют коммуникативной). Возможны ли различные задачи в одной ситуации?
Ситуация 1.
Вам на день рождения подарили щенка, и вы рассказали об этом в классе.
(Немного хвастались, обильно делились радостью. Заразили друзей интересом к животным. А может быть, хотели вознестись над теми, у кого нет очаровательного щенка?
Ситуация 2.
Вы увидели на улице плачущего малыша. (Ласково успокоили, ободрили или сказали пренебрежительно: «Что нюни распустил?»)
Это была маленькая разминка перед показом себя в общении. Конкурс на лучшее исполнение роли. Вызываются два ученика для диалога.
Ситуация 3.
Вам приснился сон о летающей корове.
Ситуация 4.
Ваш товарищ стал победителем в беге на стометровку.
Какие издержки, недочёты в общении друзей вы обнаружили? Нечуткость? Отсутствие такта? Излишнюю хвастливость? Ненатуральность?
Запись.
2 – й закон общения – чуткость, такт, снисходительность к слабостям другого, вежливость, доброта.
Подытожим урок.
Запишем слова Дм. Сергеевича Лихачёва: Общаясь, люди создают друг друга.
Что стоит за этими словами? Дмитрий Сергеевич Лихачёв хочет, чтобы мы поняли на всю долгую жизнь, что, внимательно и уважительно слушая, мы сообщаем уверенность собеседнику, располагаем его к искренности, правдивости, пробуждаем поэтические наклонности, помогаем ему, если почему – то ему трудно говорить.
Домашнее задание: написать в тетради миниатюру: «Как я общался вчера с мамой (или сдругом)» с небольшой оценкой общения. Объём работы – 1 -1,5 страницы (описание + оценка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...
Урок развития речи. Дискуссия "Что такое патриотизм?" (11 класс)
Урок развития речи представлен в форме дискуссии на тему "Что такое патриотизм?" Учащиеся учатся доказывать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответств...