Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Ильичева Елена Петровна

В статье представлен материал об организации самостоятельной деятельности учащихся на разных этапах урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samostoyatelnoy_deyatelnosti.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Ильичёва Елена Петровна, учитель русского языка и

литературы МБОУ Старицинская СОШ

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. К сожалению, у современных школьников снизился познавательный интерес к культуре, слову, книге.  Последние лет десять катастрофически падает интерес к чтению художественной литературы, а отсюда и скудный словарный запас. Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку.

Наблюдая  за обучающимися, я пришла к выводу, что они слабо владеют формами самостоятельной работы с учебниками, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы  учебника, им очень сложно выделить главное, сравнить и сделать обобщение, вывод.

Как гласит древняя поговорка: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.

Самостоятельное добывание знаний, усвоение учебного материала не только развивает познавательную активность обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные качества, как: организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, уверенность, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

Умения, перечисленные выше,  не заложены от природы, их надо развивать у обучающихся. Учитель должен не просто вложить в головы детей «готовые» факты и сведения, а научить их учиться: вооружить необходимыми умениями и навыками, чтобы самостоятельно  приобретать знания. Учитель должен помочь развить  у обучающихся навыки самостоятельного мышления, готовность к принятию самостоятельных решений, формированию активной жизненной позиции и т.д.

Вот почему я обратилась  теме: «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы».

Цель моей работы - формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
  • обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
  • мотивировать учащихся на самостоятельную работу.

Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть разными, в зависимости от уровня подготовленности класса, задач и типа урока. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы я использую самостоятельные задания для детей на разных этапах работы:

  1. При проверке домашнего задания.

Задания, которые помогают сформировать у детей самостоятельное мышление, творческую активность.

Задание: исправить ошибки при постановке знаков препинания.

                (5 класс «Прямая речь»)

                 А-«П».                «П» - А.               А: «п».           «П», а.               П: «А»

Задание: Данные слова и словосочетания распределите в два столбика:

                (8 класс «Вводные слова и вставные конструкции»)

                а) выступающие в роли вводных;

                б) никогда не выступающие в роли вводных.

 Конечно, очевидно, ведь, видимо, по-моему, вот, будто, помнится,  

 следовательно, как будто, словно, значит, наоборот, именно, например,

 кстати, во-первых, как раз, едва ли, вряд ли, словом, вообще говоря, с одной

 стороны, почти, приблизительно, примерно, просто, как бы, даже.

Задание: Найдите предложения, в которых есть деепричастные обороты. (Знаки  

      препинания не проставлены)

      (7 класс «Деепричастный оборот»)

  1. Выйдя из дома человек направился к машине.
  2. Я открыл окно и залюбовался прекрасным видом.
  3. Я забыл обо всем залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
  4. Лебеди плавали не замечая меня.
  5. Изогнув длинные шеи птицы поднимаются вверх.
  6. Гроза грохочущая вдали надвигалась.
  7. Блеснула молния и раздался удар грома.
  8. Мама сидела откинувшись в кресле.
  9. Георгины почерневшие от мороза печально свешивали свои головы.
  10.  Снег падал на землю покрывая её пушистым ковром.

Задание: составить  рассказ, с использование изученной на уроке орфограммы

Задание: написать  сочинение – миниатюру

  1. При изучении словарных слов
  • Список слов даётся на дом, необходимо определить их лексическое значение. В процессе нахождения ЛЗ учащиеся запоминают написание.
  • Составить кроссворд, включив в него словарные слова
  • Словарные диктанты  – по значению определить слово

Подобная работа способствует лучшему запоминанию этих слов, пополнению словарного запаса обучающихся, приобщению детей к работе со словарями, даёт возможность к творческому самовыражению, умению приобретать новые знания.

Та же работа может проводиться и с терминами, основными понятиями по         той или иной теме

  1. При  изучении нового материала

 Приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.

Задание: Прочитайте слова. Исключите из этого ряда по одному лишние слова так,

                чтобы в нём осталось одно слово. Причину исключения каждого слова    

                обоснуйте.  (5 класс «Правописание –тся, -ться в глаголах»)

                                            упражнят ( ь, - ) ся

                                             обливает (ь, - ) ся

                                             здоровье

                                             учат ( ь, - ) ся

                                             умоет ( ь, - ) ся

  • здоровье – сущ., остальные глагол
  • упражняться – глагол в Н.ф., остальные в 3 л.
  • учатся – гл. в форме мн.ч., остальные в ед.ч.
  • обливается – имеет проверяемую безударную гласную в корне и отвечает на вопрос что делает?
  • умоется – нет орфограммы в корне и отвечает на вопрос что сделает?

             Ещё раз посмотрите на глаголы, с которыми вы работали. Обратите внимание на их написание и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

             Формулирование целей урока.

             Прочитайте глаголы и разделите их на две группы по нескольким признакам одновременно (обливаться, наклониться, смеётся,  печалятся, продвигаться, улыбнутся)

                          Н.ф.                                            гл. 3 лица

                     что делать?                                   что делает?

                     что сделать?                                 что сделают?

                                                                            что делают?

                    обливаться                                     смеётся

                    продвигаться                                 печалятся

                    наклониться                                  улыбнутся

           Сделайте вывод о написание -тся и –ться

           Задание: рассмотреть слова, написанные на доске, сформулировать правило их      

                 написания. Оформить таблицу. (7 класс «Не с причастиями»)

                 трава не скошена                                         нескошенная трава

                 не скошенная крестьянами трава              недоумевающий взгляд

                 не скошенная, а зеленеющая трава

                 вовсе не скошенная трава

Задание: Рассмотрите таблицу. О чём она нам может рассказать?   (В ходе работы

                с таблицей возникает схема, рисунки, которые помогают  ребятам запомнить  

                правило).

                                        Собирательные числительные

              Образуются

                               Сочетаются

Два

    Двое

     Друзей

     Котят

   Ножниц

Три

Четыре

Пять

Шесть

Семь

Восемь

Девять

Десять

        

Задание: прочитать материал оформить его в виде схемы или таблицы

                (Например, 8  класс «Тире между подлежащим и сказуемым»)

                       

Задание: Групповая работа – изучить и переработать материал, представить в виде  

                схемы, донести до одноклассников.

Предоставив  возможность самим исследовать материал, я заметила, что не  только

сильные ученики справлялись с данным видом деятельности, но и  к ним со своими  

идеями стали подключаться  и остальные учащиеся.  

Кроме того, школьники участвуют в семинарских занятиях, готовят доклады, сообщения, рефераты, презентации по теме. Наибольший интерес у учащихся 10 класса вызывает приготовление презентаций. В дальнейшем эти материалы можно использовать при работе с другими классами.  

Также на уроках использую различный раздаточный материал (карточки-задания), который  помогает учащимся в ходе самостоятельной работы анализировать, делать выводы.

  1. На этапе закрепления новых знаний

  • Провожу разнообразную работу с текстом (составить текст, используя данные слова; составить текст по рисунку; вставить пропущенные слова в текст; восстановить текст по ключу; сформулировать задание к тексту). Подобная работа помогает не только закрепить орфографические и пунктуационные навыки, но и расширяет словарный запас обучающихся, учит работе с текстом, даёт возможность  самовыражения,  развивает творческую и познавательную активность, навыки самостоятельного мышления.

Упражнение: сформулировать задание и выполнить упражнение.

           ( 6 класс «Разряды прилагательных»)

           Жабры извлекают из в…ды нужный для дыхания кисл…род, хв…стовой  

           плавник-весло движет рыбу в в…де.

      Рыбы прекрасно приспосабливаются к жизни в в…де.

      Есть у рыбы удивительный орган – б…ковая линия, которая п…зв…ляет ей  

     видеть без глаз и слышать без ушей.

     Плавательный пузырь п…м…гает рыбе нырять, всплывать и даже  

     «разг…варивать».        

     Хищника ещё не видно и не слышно, а рыба б…ками уже чувствует его

приближение.                     КЛЮЧ:

 1. [     ].

 2. [  1 к. ], ( 1 от. ).

 3. [  1 от. ].

 4. [  1 от. ], (     ).

 5. [     ], [     ].

      Упражнение: вставить подходящие по смыслу слова в соответствии с заданием.

            ( 6 класс «Разряды прилагательных»)

1.  Песцов называют _ _ _ _ _ лисицами.    /                -- утиный

     Зимой они кочуют. Они идут вдоль       /                -- большие

      _ _ _ _ _ побережий на юг к Ледови-    /   ОП        -- бобровый

     тому океану. Песцы – хищники. Их       /                 -- полярный

     добыча - _ _ _ _ _ животные.                  /

2.  _ _ _ _ _ пища тигра – олени и каба-    /

     ны. Но _ _ _ _ _ тигр ест даже орехи.    /                  -- хитрый

     Это очень _ _ _ _ _ зверь. Он подра-     /     КП       -- ласточкин

     жает голосу оленя и может заманить    /                  -- голодный

     его. Тигры способны переплывать        /                  -- обледенелый

     _ _ _ _ _ реки. (О.Узорова).                    /

3.  Построил бобёр у ручья плотину.         /        

     Разлился _ _ _ _ _ пруд. Завелись в       /                   -- лягушачий

    нём рыбки. На берегу появились _ _ _  /       ПП      -- обычный

     гнезда. Радостно зазвучало _ _ _ _ _     /                   -- морские

     щебетание и _ _ _ _ _ кваканье. Мо-     /

    лодец, бобёр! ( По Ю. Дмитриеву).        /        

Упражнение:  Прочитайте предложения. Запишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

           (5 класс «Тире между подлежащим и сказуемым»)

      Распустил он свои сильные корни под з_млёй, пробился через травы и начал на лугу расти.

      Тёрн кустарник хитрый, к_рнями размножается.

      Расчистил землю вокруг, окружил себя подру_ками.

      Так и отв_евал тёрн землю для леса и луга.

      Б_рё_ки белолицые кр_савицы.

      Осинки милые ш_птуньи.

 

Упражнение: соедините части текста так, чтобы получился текст. Вставить пропущенные буквы,  объяснить написание. ( 6 класс  «Правописание при- и пре-»)

        

Музыка в траве пр...утихла. Мелкая листва облетела с пр...брежных лозин. Ветер осторожно пр...гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался, затуманился.

В августе в пр...роде улавливались пр…меты наступающей осени. В этих пр...метах нежность и грусть.

Проникновенно, пр..ятно, тревожно. Что-то пр…поднесет нам осень?

Шифр:

 1.      

          2        

        Текст

 2.    

           

3.

         

  • распределительный и выборочный диктанты

         Задание: разделить устаревшие слова на две группы: историзмы, архаизмы.

            (6 класс «Устаревшие слова»)

                  Колчан, острог, пиит, зипун, ветрило, иноземец, цирюльня, кичка,  

                  фигляр, чреда, капот, опашень, орало, секира, опочить.

                  В случае затруднения обращайтесь к словарику:

                  Ветрило – парус;

                  Зипун – крестьянская одежда из грубого толстого сукна, обычно без

                  ворота;                    

                  Иноземец – иностранец;  

                  Капот – женская домашняя одежда свободного покроя, вид халата;

                  Кичка – старинный головной убор замужней женщины;

                  Колчан – сумка для стрел;

                  Опашень – долгополый кафтан с короткими широкими рукавами;

                  Опочить – заснуть;

                  Орало – орудие для пахоты;

                  Острог – тюрьма;

                  Пиит – поэт;

                  Секира – старинное оружие в виде топора на длинной рукояти;

                  Фигляр – фокусник, акробат;

                  Цирюльня – парикмахерская;

                  Чреда – очередь.

  • «рисование» правил
  • при изучении темы «Фразеология»: нарисовать фразеологизм и рассказать о его происхождении.
  • характеристика героев;
  • составление планов (простого и развернутого), конспектов, тезисов
  • провожу работу по сравнению, сопоставлению, что приобщает детей к поисковой, исследовательской деятельности (сравнительные характеристики героев, сопоставление пейзажа, текстов, текстов с иллюстрациями…).
  • В старших классах использую такие виды исследовательской деятельности, как: лабораторная работа, способствующая развитию и совершенствованию способов умственной деятельности (сравнение, анализ, выделение главного…) и общеучебные умения и навыки (актуализация ранее изученного, последовательное изложение в письменной форме своих мыслей, работа со справочной литературой); самостоятельное изучение отдельных этапов в творчестве писателя, рефераты, проекты. Эта работа требует привлечения дополнительной литературы, использование Интернет, которые формируют и развивают у учащихся способности к самостоятельному поиску, сбору, анализу, предоставлению информации. Чтобы работа была более эффективной,  стараюсь создать необходимые условия, чтобы учащиеся обрабатывали найденную информацию, преобразовывали её в виде схем, таблиц, презентаций … (но не просто копировать)
  • отбор и группировка фактов по “сквозной” проблеме;
  • логические задания. Докажи свой ответ не менее, чем тремя аргументами.
  • проблемные задания. Выскажите свое отношение к данному высказыванию.
  • образные задания. Представьте, что вы оказались … расскажите…. о своих впечатлениях.
  • сочинения – рассуждения по проблеме

Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.

  1. На этапе контроля и оценки знаний.

         Данный этап представляет собой практически полностью самостоятельную работу учащихся. Они выполняют различные тестовые задания, контрольные работы, пишут сочинения, изложения, словарные диктанты. Учащиеся подбирают предложения для расстановки знаков препинания по определенной теме, составляют словарные диктанты.  

Таким образом, на уроках русского языка и литературы стараюсь формировать навыки самостоятельной деятельности с помощью различных форм и методов. Объём выполняемой учеником работы может быть разным, в зависимости от цели и типа урока.

Опыт моей работы показывает, что систематическое проведение самостоятельных работ формирует  у детей ответственность, мобильность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, организованность, уверенность, деловитость, требовательность, дисциплинированность, заинтересованность к изучению предмета; позволяет улучшить качество знаний, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивает творческую и познавательную активность учащихся.

Самостоятельная деятельность помогает формировать навыки работы с дополнительным материалом,  использовать  новейшие технологии, учит ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление в условиях работы с большим объёмом информации, т.е. самостоятельная  работа помогает сформировать у обучающихся компетенции: изучать, искать, думать, сотрудничать. Самостоятельная деятельность помогает учащимся стать уверенной личностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка

В статье изложен теоретический материал и  приложены образцы упражнений, которые могут быть использованы на уроке при  организации самостоятельной деятельности обучающихся....

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроке русского языка

В настоящее время владение культурой русской речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Будущий специалист будет конкурентоспособным на рынке труда т...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...

"Организация проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Структура организации проектной деятельности обучающихся при анализе художественного текста...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

. В статье представлены конкретные   задания для самостоятельнойработы учащихся,которые я использую  на разных этапах работы на урокахрусского языка и литературы....

Особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены особенности организации проектной деятельности обучающихся на уроках  русского языка и литературы.  Применение метода проектов на уроках русского языка и литератур...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...