Конспект урока "Имена существительные общего рода" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Квасова Елена Александровна

Конспект урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushch_obshchego_roda.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имена существительные общего рода.

Цель:

  • дать понятие о существительных общего рода.

Задачи:

образовательная:

  • формировать у учащихся навыки  нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.

развивающая: 

  • развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательная:

  • пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, я рада видеть вас, ребята, и вас, гости, на уроке русского языка.

- Какое у вас, ребята, настроение? Поднимите красную табличку – если вам страшно и хочется убежать, спрятаться, жёлтую – если вам не очень комфортно, но вы готовы работать, зелёную – если у вас прекрасное настроение и вам хочется узнать много нового и интересного.

- Записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы урока, которую мы определим позже.

2. Актуализация знаний.

1). Словарная работа

– Прежде чем начать работу на уроке, давайте вспомним одно словарное слово, попробуйте отгадать его по описанию-загадке:

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома…
 (трамвай)

- Давайте с вами определим его грамматические признаки (м.р., ед.ч., 2 скл., нариц., неодуш, И.п.) 

- Каждый урок мы с вами узнаем что-то новое. Сейчас мы работаем с темой имя существительное (говорят, что это за часть речи), его изучает морфология (говорят, что это за наука). Сегодня мы узнаем еще кое-что интересное об этой части речи. А в процессе урока вы будете выставлять себе баллы, а конце занятия мы подведем итоги  и узнаем, кто лучше всего усвоил новую тему.

Работаем дальше со словарными словами.

- На слайде 5 вы видите словарные слова. Прочитаем их.

- Выпишите те слова, в которых допущены ошибки. Списать без ошибок.

Слова на слайде: ПАЛИСАДНИК, ПРЕКЛЮЧЕНИЕ, ТЕЛЕГРАММА, ДАБЫЧА, ПРИОБРЕСТИ.

- Проверяем. (самопроверка; отмечаются ребята, у которых выписаны правильно оба слова.)

- Идем дальше. Что нового мы уже узнали об этой части речи? (что такое разносклоняемые существительные, правописание падежных окончаний разносклоняемых существительных, что такое несклоняемые существительные, научились определять род несклоняемых существительных)

- Проверим, как вы умеете на практике применять свои знания.

2). Работаем с карточками: вставить пропущенные буквы, определить  падеж, склонение.

1.шли от деревн…

2. стоял на алле…

3. выступал на лекци…

4. букет из сирен…

5 вышел из метр…

6. о внимани… на урок…

- Взаимопроверка, меняемся тетрадями. Оцениваем по трёхбалльной системе. На полях карточки напишите, сколько бы вы поставили баллов.

3) Лексический диктант. Цель: повторить особую группу существительных, а как она называется, вы скажете после диктанта.

- Я диктую значение слова, а вы записываете это слово в тетрадь.

Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов (депо). Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло).  Длинная автомобильная дорога, которая соединяет большие населённые пункты (шоссе). Глазированное мороженое на палочке (эскимо). Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире). 

- Как называются существительные, которые вы выписали? (несклоняемые). 

- Проверяем сами -   депо, табло, шоссе, эскимо, тире. Оцениваем снова по 3-хбальной системе. Пишем на полях.

3. Изучение нового материала.

-  Вот вам ещё одно слово. Как называют человека, который очень любит сладкое? (сладкоежка)

 - Какого рода это слово?

- Почему? А можно сказать о Мише, что он сладкоежка? А об Оле? Какого рода это слово? Мужского или женского?

- Так какова же цель нашего урока?

- Мы должны решить с вами, что это за существительные, к какой группе слов они относятся; какая форма рода им свойственна. Чтобы это узнать, надо выполнить задание. Давайте попробуем определить род следующих слов. (на доску вывешиваются распечатанные слова: умница, непоседа, копуша)

«Умница»,- сказала мама Вере

 «Что же ты за непоседа!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку.

«Ну и копуша же ты, Варя»,- не выдержал отец.

- Что помогло вам его определить? (Ключевые слова, контекст.)

  - Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими.

- С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.)

- Как определить их род?  (по контексту) 

- Как вы считаете: можно ли их род назвать общим? (да)

Вывод. Итак, мы определили тему нашего урока  «Существительные общего рода».  Записываем её в пустую строчку. Давайте теперь мы конкретно скажем, чему должны научиться на уроке. Какие наши цели?

Работа по учебнику. Прочитайте материал на стр. 145 (вверху страницы) и убедитесь, что в результате наблюдения и рассуждения мы с вами правильно определили признаки существительных общего рода (один учащийся читает вслух).

Физкультминутка.

«Кто вы?» (Если Ваш ответ:«Да», то встаем, если – «Нет», то приседаем)

- Вы сладкоежка?

- Вы чистюля?

- Вы непоседа?

- Вы умница?

- Вы тихоня?

- Вы забияка?

- Вы левша?

- Вы молодчина?

- Вы недотрога?

4. Закрепление изученного материала. 

- А сейчас мы будем учиться находить существительные общего рода и определять их род.

Задание: выпишите существительные общего рода (читаются предложения из басен И.А. Крылова), определите род, где это можно. Работаем коллективно. За правильный ответ получаем баллы.

    Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.

    «Ах ты обжора! Ах, злодей!» - тут Ваську повар укоряет.

    «Как расшумелся здесь! Какой невежа!»- про дождик говорит на ниве камень лежа.

    Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк.

  - Скажите: вам трудно было определить род существительных общего рода? (Нет.)

- Почему? (Помог контекст.)   

Работа со словарями.

- Нам встретились два слова почти одинаковых. Нужно узнать, в чём разница.

Выпишите кратко значение (невежа – невоспитанный, невежда – необразованный).

Вывод. Как мы видели, существительные общего рода встречаются в баснях И.А. Крылова. С какой целью они употребляются? (Дать характеристику герою точно, лаконично, метко.) 

- А какую оценку дают именно эти существительные отрицательную или положительную? (отрицательную) 

- Назовите примеры положительных (трудяга, умница, егоза)

-  А в разговорной речи употребляются такие существительные? (Да.)

Приведите пример из УНТ.

- В старину  и сейчас про людей придумывали дразнилки

                       ( жанр фольклора)

                      а) Плакса, вакса, гуталин

                           На носу горячий блин

                           Плакать не годится

                           Можно простудиться

                      б) Жадина - говядина

                           Три копейки дадено

                            За четвертую копейку

                            Расшибется об скамейку.

- Вспомните, а какие дразнилки знаете вы?

5. Итог урока. 

- Послушайте, какая история произошла однажды в  детском лагере отдыха. Среди ухоженных аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старшая вожатая, взялась его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров. (читают дети)

                                       СЦЕНКА.

ВОЖАТЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха

МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

ВОЖАТЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

МАЛЬЧИК -  Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говоришь.

 УЧИТЕЛЬ:  Вожатый,  недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пытался приводить все новые, еще более убедительные доказательства, но все было напрасно. Почему сопротивлялся его маленький собеседник?

УЧЕНИКИ: Надо, разговаривая с мальчиком, говорить «большой неряха», «такой неряха».

УЧИТЕЛЬ:  Действительно, горе-вожатая когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не поняла секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет? (Да)

6. Рефлексия. Самооценка учащихся деятельности на уроке.

- Подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей? Посчитайте количество заработанных баллов. Запишите в тетради на полях их общее количество. Посмотрим повнимательней и определим, кто активно работал на уроке.

7. Домашнее задание. Параграф 49, упражнение 280.

- Спасибо за активную работу! Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода".

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Имена существительные общего рода"....

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

конспект урока русского языка с использованием технологии уровневой дифференциации на тему " Существительные общего рода"

в разработку включены материалы  к уроку русского языка в 6 классее на тему "Имена существительные общего рода"...