«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)
Цели урока:
1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозначающей предметы и явления окружающего мира, его грамматические признаки: род, число, склонение;
2) раскрыть роль имен существительных в предложении, в речи, обогатить лексику учащихся;
3) развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логическое мышление уч-ся;
4)способствовать воспитанию любви к природе, животному и растительному миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_suschestvitelnoe_urok_v_8_klasse.docx | 813.15 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Имя существительное.
Значение в речи имен существительных»
(Урок – обобщение)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ.
УЧИТЕЛЬ: Сусенкова В.М.
г. Демидов.
Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)
Цели урока:
1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозначающей предметы и явления окружающего мира, его грамматические признаки: род, число, склонение;
2) раскрыть роль имен существительных в предложении, в речи, обогатить лексику учащихся;
3) развивать орфографическую зоркость, память, внимание, логическое мышление уч-ся;
4)способствовать воспитанию любви к природе, животному и растительному миру.
Оборудование: таблица «Имя существительное» (обобщение), рисунок «Волшебная яблонька», «Зима», раздаточный материал по теме «Имя существительное» и «Развитие речи». Игра «Кто я?».
Ход урока.
- Оргмомент. Слово учителя.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
-- Ребята, в королевство той части речи, о которой пойдет у нас разговор с вами, можно войти по мосту. Мост состоит из слов, в которых пропущена безударная гласная. Вставьте правильно гласные в слова, выделите корень – и вы в королевстве…..
а) Ученик работает у доски.
ст…лбы л…сток сн…га тр…ва м…ря гр…за
ч…сы цв…ты з…ма гр…чи в…лна д…ревня
--И вот мы попали в королевство «Морфология».
б) Беседа с классом:
- Какое правило вам помогло при выполнении задания?
- Слова какой части речи записаны? Докажите.
-Назовите одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- В каком числе употреблены имена существительные? (обращ. К таблице)
в) Вывод: Имя существительное,
Очень удивительное,
На вопросы кто? И что?
Отвечать оно должно.
(уч-ся наизусть читают стихотворение о существительном).
- Сегодня мы и будем обобщать и закреплять знания об имени существительном. Может ли существовать текст без имен существительных?
Задание: Слова, которые диктует учитель, распределить по склонениям.
Вода, дверь, день, книга, мышь, земля, печь, шалаш, пальто, стена, дядя, дочь, конь, нож, вещь, ключ, сестра, брошь.
-Проверка. Что нужно помнить о сущ.: нож, ключ, дочь, ночь?
-Работа с рисунком «Волшебная яблонька»
_Почему 2 яблока упали? Что неправильно выполнил мальчик?(грач, мыш)
-Учитель: В им. сущ. м.р. после шипящих не пишется ь.
В им. сущ. ж.р после шипящих пишется ь.
- Пришло время отдохнуть. Фикультминутка.
Мы пришли в зимний лес
В нем все ели до небес!
Слева – снега, справа – снега.
Разыгралась хозяйка – пурга.
- Продолжаем работать по теме «Имя существительное».
–Ребята, как быть, если нужно вставить падежные окончания имен сущ-ных – безударные.
Есть проверочные слова (по таблице)
- Работа с учебником стр.64, упр. 86.
а) Прочитать только те предложения, в которых говорится о зиме.
б) Обращение к рисунку «Зима»
в) Выписать словосочетания, дописать безударные окончания.
По снежной дорожке, ягоды на болоте, спрятанные с осени, беличьей памяти, покрылось на ели.
- Каким правилом вы пользовались (см. таблицу «Падежи»)
г) Грамматический разбор предложения
Белым ковром лежит снег на равнине.
Вопрос к классу: Какими членами предложения являются существительные?
Итак, им. сущ. 1скл.имеют окончания е в Д.п., П.п. Окончание и у сущ. 3-го склон. В Р.п., П.п.
- Ребята, вспомните такое сущ-ные, которые не склоняются, т.е. во всех падежах имеют одинаковое окончание. Например: радио, метро, пальто.
При произношении их мы допускаем ошибки:
а) кашне [нэ], пенсне [нэ] (шарф, род очков); какаду – род попугая с хохолком на голове.
б) Чтение уч-ся по очереди стихотворения А.Хайта «Ка нельзя говорить». (Уч-ся называют ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных).
в) А вот в домашнем упражнении вы и напишите правильно несклоняемые существительные в словосочетаниях.
г) Домашнее задание: упр. 103, стр.74, правило стр.72.
д) Ошибки в предложении. Исправление ошибок уч-ся.
Мы весь вечер вспоминали о друзей, которых нет с нами. (о друзьях)
Итак, имена существительные – это главные слова в нашей речи. Они помогают понять, что мы хотели сказать.
- А теперь игра «Кто я?»
Соедините стрелками, кто я в любой ситуации.
В школе я пешеход
В магазине я ученик
На улице я кто? покупатель
В транспорте я сын, дочь
Дома я пассажир
- Уч-ся работают самостоятельно, затем один ученик работает у доски.
- Кто вы в данной ситуации?
- Слова какой части речи использовали?
- Одушевленные или неодушевленные существительные?
- Итог урока. Комментирование оценок уч-ся.
Чем занимались на уроке?
Что понравилось выполнять?
Может ли наша речь существовать без имен существительных? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Части речи. Имя существительное» урок-семинар
Цель:обобщение, повторение и систематизация знаний об имени существительном, об орфограммах в этой части речи; расширение знаний о лингвистическом термине «имя существительное, об истории имён существ...
Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс
Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения им...
Множественное число имен существительных урок 5 класс
Материал содержит конспект урока по русскому языку в 5 классе, презентацию, приложения по теме "Множественное число имен существительных"...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)
Методическая разработка урока по русскому языку.Тема. В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)Цель. Расширить представление обучающихся о роли имени существительного в речи....
Число имен существительных Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе (изучение новой темы)
Цели урока:Предметные:1) различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )А) находить в предложениях с помощью вопросов и...
Множественное число имен существительных (урок по ФГОС с таблицей). Самоанализ.
урок в 5 классе по ФГОС...