Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)

Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  имени существительного. На повторение изученного  об имени существительном выделяется два урока. Данный урок – второй. После этого урока  учащиеся   пишут контрольный диктант.

Данный урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним праздникам, поэтому идея проведения нестандартного урока в форме путешествия родилась сама собой.  На данном уроке  дети  познакомятся  с новогодними традициями разных стран мира, смогут узнать много интересного и познавательного через решение лингвистических задач.

 В качестве иллюстраций в презентации используются новогодние открытки и анимационные картинки.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)

Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  имени существительного. На повторение изученного  об имени существительном выделяется два урока. Данный урок – второй. После этого урока  учащиеся   пишут контрольный диктант.

Данный урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним праздникам, поэтому идея проведения нестандартного урока в форме путешествия родилась сама собой.  На данном уроке  дети  познакомятся  с новогодними традициями разных стран мира, смогут узнать много интересного и познавательного через решение лингвистических задач.

 В качестве иллюстраций в презентации используются новогодние открытки и анимационные картинки.  

Программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2006.

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений».

Тип урока:

 Урок совершенствования знаний, умений и навыков

  Вид урока:

  Урок - путешествие

  При подготовке к уроку были учтены программные требования:

-  работа над орфограммой;

-  работа по развитию устной и письменной речи;

- расширение словарного запаса;

- особенности учебной деятельности;

- активность, осознанность, системность;

- психологические особенности школьников 12 лет

Исходя из этого была поставлена триединая дидактическая  цель урока со следующими аспектами:  

Образовательный аспект:

Систематизировать и обобщить знания по теме «Существительное», повторить теоретические сведения о данной части речи,   оценить степень усвоения знаний учащимися, познакомить с новогодними обычаями разных стран мира.

Развивающий аспект:

Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительные, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы имён существительных, развивать память, внимание, логическое мышление, монологическую речь учащихся, совершенствовать мыслительные операции.

Воспитательный аспект:

Расширить кругозор ребят, воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран, воспитывать  эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем.

  В соответствии с темой и целями урока было отобрано содержание урока:

- задания, формирующие орфографическую зоркость, т.е.  слитное и раздельное написание  НЕ с существительным; написание суффикса –чик-, - щик- , другие попутные изученные ранее орфограммы;

-задание, формирующее культуру речи (орфоэпию), т.е.   несклоняемые существительные,  существительные общего рода  и определение рода несклоняемых существительных;

- Задание, обогащающее лексический запас, т.е. анализ и разбор предложения и словосочетания;

     На уроке использовались такие виды работы:

Коллективная,   индивидуальная, классификация, анализ, наблюдение, самоанализ.

           Форма организации занятия

Так как по типу урок – обобщение, была выбрана такая структура:

1 этап – введение в тему с целью формирования интереса и мотивации к уроку осуществлялось беседой, интригующими вопросами.

2 этап – постановка целей урока, актуализация знаний

3 этап–  решение  учебных задач: предлагались задания разного уровня сложности (от простого к сложному)

4 этап– рефлексия

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийный проектор,  презентация

Сценарий  урока - путешествия по русскому языку в 6–ом классе

"Повторение изученного об имени существительном"

Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!  Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт  нам с вами    радость общения, наполнит  наши сердца тёплыми, добрыми чувствами.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа (слайд 1)

 - Сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант.

Словарный диктант.

Рейка, непоседа, спортсмен, академия,   зерно, депо,  кофе, время,   нелепость, пальто.

- Давайте проверим правильность написания вами словарного диктанта  (слайд 2)

- А теперь, ответьте, пожалуйста, из каких частей речи состоит наш словарный диктант? (из имён существительных)

- А какую часть речи мы с вами изучали на предыдущих уроках? (имя существительное)

- Как вы думаете, какой будет сегодня наша тема урок? (Повторение изученного об имени существительном) (слайд 2)

        Пока дети пишут, учитель рассказывает о происхождении слова «декабрь».

- Каким с точки зрения происхождения является слово «декабрь»? (это слово заимствованное)

- Оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего «десятый».

- Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого, месяца произошло от слова «десятый»? (Календарь к нам пришёл из древнего Рима, а там новый год начинался 1 марта, поэтому декабрь был десятым месяцем в году). В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.

- Декабрь – месяц приятных хлопот. Что это за хлопоты?

Слайд 3. Постановка целей.

Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы, узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно повторим всё, что изучили об имени существительном. Слайд 3. В путь!

Слайд 5. Начнём мы путешествие с России (слайд 5)

На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды

- А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года).

Слайд 6. Задание: спишите текст, раскрыв скобки.

Текст.

(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья  и (не)удачи.

 -  Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? (Употребляется ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или противопоставление с союзом а)

Объяснение учащихся.

Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней непогоды (стужи). Верили, что весна прогонит все несчастья (беды)) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско).

Слайд 8. Германия.

В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.

Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив.

Слайд 9. Спишите словосочетания, обозначив все известные вам орфограммы

 (Устная работа по цепочке)

Встречают в Германии, разного возраста, отбивают полночь, взбираются на стулья, прикоснётся к нему, будет счастлив.

Слайд 10. Шотландия.

В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

Слайд 11. Спишите предложение и выполните его синтаксический разбор.

(Работа на доске)

Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

- Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему?

Слайд 12. Франция.

Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют, читают стихи.

Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.

- Как называются эти слова и почему? (эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам)

- Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени)

Слайд 13. Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из французского языка).

Тёплое  пальто, картофельное  пюре, удобное купе, грустный  пони, строгое жюри,   крепкий  кофе, сладкое  какао, весёлый какаду.

Слайд 14. Россия.

И заканчиваем своё небольшое путешествие мы в России.

Обычай украшать новогодние ёлки появился в далёкие времена, Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов,  развешивали на ёлках лакомства.

Рефлексия.

И мы сегодня нарядим нашу ёлку: используя наглядный материал.  Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке – красный кружок - « отлично», жёлтый -  «хорошо», синий  - «удовлетворительно»                      

Подведём итоги!

- Что мы повторили об имени существительном?

- Что нового вы узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы?

- А для чего знакомиться с традициями других стран?

 Домашнее задание (слайд 15 ) и на напечатанных листах  у каждого учащегося.

 На оценку «3» - разобрать существительное морфологически.

 На оценку «4» - составить пять словосочетаний  глагол + сущ. в Д.п.

 На оценку «5» - составить три предложения о праздновании Нового года.

Список литературы

 1. Шин С.А. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин, игр для учащихся 6-х классов. Вместе весело играть… – Ростов, «Феникс», 2002.

2. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа.

3. Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множественное число имен существительных урок 5 класс

Материал содержит конспект урока по русскому языку в 5 классе, презентацию, приложения по теме "Множественное число имен существительных"...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку.Тема. В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)Цель. Расширить представление обучающихся о роли имени существительного в речи....

Обобщение изученного по теме "Имя существительное". Урок в 5 классе.

Обобщение изученного по теме "Имя существительное". Урок русского языка в 5 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....

«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)

Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...

Число имен существительных Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе (изучение новой темы)

Цели урока:Предметные:1)  различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )А) находить в предложениях с помощью вопросов и...