Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)
Данная тема занимает №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения имени существительного. На повторение изученного об имени существительном выделяется два урока. Данный урок – второй. После этого урока учащиеся пишут контрольный диктант.
Данный урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним праздникам, поэтому идея проведения нестандартного урока в форме путешествия родилась сама собой. На данном уроке дети познакомятся с новогодними традициями разных стран мира, смогут узнать много интересного и познавательного через решение лингвистических задач.
В качестве иллюстраций в презентации используются новогодние открытки и анимационные картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtorenie_izuchennogo_ob_imeni_sushchestvitelnom.docx | 24.62 КБ |
prezentaciya_urok.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)
Данная тема занимает №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения имени существительного. На повторение изученного об имени существительном выделяется два урока. Данный урок – второй. После этого урока учащиеся пишут контрольный диктант.
Данный урок выпадает на середину декабря, когда все люди заняты подготовкой к новогодним праздникам, поэтому идея проведения нестандартного урока в форме путешествия родилась сама собой. На данном уроке дети познакомятся с новогодними традициями разных стран мира, смогут узнать много интересного и познавательного через решение лингвистических задач.
В качестве иллюстраций в презентации используются новогодние открытки и анимационные картинки.
Программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2006.
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений».
Тип урока:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока:
Урок - путешествие
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
- работа над орфограммой;
- работа по развитию устной и письменной речи;
- расширение словарного запаса;
- особенности учебной деятельности;
- активность, осознанность, системность;
- психологические особенности школьников 12 лет
Исходя из этого была поставлена триединая дидактическая цель урока со следующими аспектами:
Образовательный аспект:
Систематизировать и обобщить знания по теме «Существительное», повторить теоретические сведения о данной части речи, оценить степень усвоения знаний учащимися, познакомить с новогодними обычаями разных стран мира.
Развивающий аспект:
Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительные, определять род несклоняемых существительных, производить грамматические разборы имён существительных, развивать память, внимание, логическое мышление, монологическую речь учащихся, совершенствовать мыслительные операции.
Воспитательный аспект:
Расширить кругозор ребят, воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран, воспитывать эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем.
В соответствии с темой и целями урока было отобрано содержание урока:
- задания, формирующие орфографическую зоркость, т.е. слитное и раздельное написание НЕ с существительным; написание суффикса –чик-, - щик- , другие попутные изученные ранее орфограммы;
-задание, формирующее культуру речи (орфоэпию), т.е. несклоняемые существительные, существительные общего рода и определение рода несклоняемых существительных;
- Задание, обогащающее лексический запас, т.е. анализ и разбор предложения и словосочетания;
На уроке использовались такие виды работы:
Коллективная, индивидуальная, классификация, анализ, наблюдение, самоанализ.
Форма организации занятия
Так как по типу урок – обобщение, была выбрана такая структура:
1 этап – введение в тему с целью формирования интереса и мотивации к уроку осуществлялось беседой, интригующими вопросами.
2 этап – постановка целей урока, актуализация знаний
3 этап– решение учебных задач: предлагались задания разного уровня сложности (от простого к сложному)
4 этап– рефлексия
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Сценарий урока - путешествия по русскому языку в 6–ом классе
"Повторение изученного об имени существительном"
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит наши сердца тёплыми, добрыми чувствами.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа (слайд 1)
- Сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант.
Словарный диктант.
Рейка, непоседа, спортсмен, академия, зерно, депо, кофе, время, нелепость, пальто.
- Давайте проверим правильность написания вами словарного диктанта (слайд 2)
- А теперь, ответьте, пожалуйста, из каких частей речи состоит наш словарный диктант? (из имён существительных)
- А какую часть речи мы с вами изучали на предыдущих уроках? (имя существительное)
- Как вы думаете, какой будет сегодня наша тема урок? (Повторение изученного об имени существительном) (слайд 2)
Пока дети пишут, учитель рассказывает о происхождении слова «декабрь».
- Каким с точки зрения происхождения является слово «декабрь»? (это слово заимствованное)
- Оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего «десятый».
- Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого, месяца произошло от слова «десятый»? (Календарь к нам пришёл из древнего Рима, а там новый год начинался 1 марта, поэтому декабрь был десятым месяцем в году). В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.
- Декабрь – месяц приятных хлопот. Что это за хлопоты?
Слайд 3. Постановка целей.
Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы, узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно повторим всё, что изучили об имени существительном. Слайд 3. В путь!
Слайд 5. Начнём мы путешествие с России (слайд 5)
На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды
- А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года).
Слайд 6. Задание: спишите текст, раскрыв скобки.
Текст.
(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.
- Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? (Употребляется ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или противопоставление с союзом а)
Объяснение учащихся.
Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней непогоды (стужи). Верили, что весна прогонит все несчастья (беды)) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско).
Слайд 8. Германия.
В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.
Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив.
Слайд 9. Спишите словосочетания, обозначив все известные вам орфограммы
(Устная работа по цепочке)
Встречают в Германии, разного возраста, отбивают полночь, взбираются на стулья, прикоснётся к нему, будет счастлив.
Слайд 10. Шотландия.
В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
Слайд 11. Спишите предложение и выполните его синтаксический разбор.
(Работа на доске)
Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
- Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему?
Слайд 12. Франция.
Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют, читают стихи.
Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.
- Как называются эти слова и почему? (эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам)
- Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени)
Слайд 13. Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из французского языка).
Тёплое пальто, картофельное пюре, удобное купе, грустный пони, строгое жюри, крепкий кофе, сладкое какао, весёлый какаду.
Слайд 14. Россия.
И заканчиваем своё небольшое путешествие мы в России.
Обычай украшать новогодние ёлки появился в далёкие времена, Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов, развешивали на ёлках лакомства.
Рефлексия.
И мы сегодня нарядим нашу ёлку: используя наглядный материал. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке – красный кружок - « отлично», жёлтый - «хорошо», синий - «удовлетворительно»
Подведём итоги!
- Что мы повторили об имени существительном?
- Что нового вы узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы?
- А для чего знакомиться с традициями других стран?
Домашнее задание (слайд 15 ) и на напечатанных листах у каждого учащегося.
На оценку «3» - разобрать существительное морфологически.
На оценку «4» - составить пять словосочетаний глагол + сущ. в Д.п.
На оценку «5» - составить три предложения о праздновании Нового года.
Список литературы
1. Шин С.А. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин, игр для учащихся 6-х классов. Вместе весело играть… – Ростов, «Феникс», 2002.
2. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа.
3. Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Множественное число имен существительных урок 5 класс
Материал содержит конспект урока по русскому языку в 5 классе, презентацию, приложения по теме "Множественное число имен существительных"...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)
Методическая разработка урока по русскому языку.Тема. В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)Цель. Расширить представление обучающихся о роли имени существительного в речи....
Обобщение изученного по теме "Имя существительное". Урок в 5 классе.
Обобщение изученного по теме "Имя существительное". Урок русского языка в 5 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....
«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)
Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...
Число имен существительных Урок родного ( тувинского) языка в 5 классе (изучение новой темы)
Цели урока:Предметные:1) различать имена существительные, имеющие и не имеющие соотносительных форм числа (единственного или множественного )А) находить в предложениях с помощью вопросов и...
Множественное число имен существительных (урок по ФГОС с таблицей). Самоанализ.
урок в 5 классе по ФГОС...