Конспект урока по теме: Личные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Подробный конспект урока русского языка в 6 классе (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Личные местоимения (6 кл.)
Тип урока: ОНЗ.
Цели:
-формирование:
а) представления о личных местоимениях;
б) способности к склонению личных местоимений;
- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Необходимое оборудование: «Русский язык. 6 класс» под ред. Е.А. Быстровой;
- медиапрезентация к уроку;
Задачи урока:
1.Предметные:
-повторить разряды местоимений
- проверить местоимения, относящиеся к разряду личных
- уметь отличать личные местоимения от других
-научиться правильно употреблять личные местоимения в речи
-
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развитие умения извлекать необходимую информацию из текста (стихотворение Б. Заходера)
- развитие умения формулировать проблему и решать её
- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
-развитие умения систематизировать знания
- речевое развитие учащихся
б) коммуникативные УУД:
-развитие умения работать в парах: умение слушать и слышать, договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника
- развитие умения слушать и понимать речь других
- развитие умения вступать в диалог
- развитие умения выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с возникшими задачами
в) регулятивные УУД:
-развитие умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике
- развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия
- развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы
3. Личностные:
- развитие умения формировать учебную мотивацию
- развитие умения формировать рефлексию
-развитие умения формировать адекватную самооценку
Демонстративный материал: алгоритм; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.
Чтобы определить тему занятия, послушайте стихотворение - загадку, которую вначале нужно разгадать.
Утром – так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый,-
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
- СОЛНЦЕ,МЕСЯЦ, ЛУНА.
- Верно, ребята.
- Как называются слова, которые не позволяют нам понять, о чем/о ком же все-таки говорится?
Скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
- О местоимении.
- Дайте определение местоимения?( Часть речи, которая ….
- Найдите в данном тексте местоимения; Какие местоимения указывают на лиц, которые участвуют в речевом общении, а также на тех, о ком говорится или говорилось раньше?
- О каких местоимениях сегодня пойдет речь?»
-Личные.
-Что уже знаете о личных местоимениях?
Что хотите узнать?
- Вы хотите расширить свои знания о личных местоимениях? (Да.)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
-И все? (Нет).
-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
11.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).
Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: рассмотреть, предложение, прилагательное.
(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
- Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Приставки на –з-(-с)» и обозначают ее графически.
Карточка: бесшумный, безвкусный, рассчитать, избежать, воздвигнуть.
(Бесшумный – в конце приставки пишем с, т.к. корень слова начинается на глухую согласную ш).
(Безвкусный – на конце приставки пишем з, т, к. корень начинается на звонкую в. Так комментируется каждое слово)
-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Приставки на -з-, -с-? (Материал усвоен на достаточном уровне)
-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)
- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на –з-, -с- в слове рассмотреть; неизменяемые приставки (пред-) в слове предложение и безударные гласные в корне слов предложение и прилагательное).
- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
- Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное).
- Попробуйте объяснить орфограммы в словах предложение и прилагательное. ( У нас нет вариантов объяснения.)
- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)
- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях безударных гласных в корнях с чередующимися согласными –лаг-, -лож-)
111. Выявление места и причины затруднения..
- Как называются эти слова? (Однокоренными).
-Какова же проблема? (Чередование А и О в корнях –лаг-, -лож-, чередование согласных в данных безударных корнях)
1V. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях –лаг-, -лож-).
- Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в корнях –лаг-, -лож-).
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
V. Реализация построения проекта.
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Располагать Расположить
Излагать Изложить
Прилагать Приложить
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом –О).
-Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом – после О-Ж)
- Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).
- Какая буква пишется перед буквой Г? (а).
-Перед Ж? (о)
-Какая морфема идет за корнем –лаг-? (Суффикс А).
- Сколько способов проверки мы выделили? (Два).
- Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем)
- Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: лага –лож (нет а).
- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове предложение написана буква О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове прилагательное написана А – перед Г и далее следует суффикс А).
-Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры: Высказать предпол…жение. Найти сл…гаемое. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).
(В слове предположение нужно вставит букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А – перед Г и далее следует суффикс А),
- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях –лаг-. –лож-)
V1. Первичное закрепление во внешней речи.
(1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
– фронтально,в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. Положение (в корне О перед Ж, нет суффикса А).
2 вариант. Слагаемое (в корне А перед Г, есть суффикс А).
- Продолжаем самостоятельно
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для всех: вставить пропущенные слова с корнем -лаг-, -лож- и обозначить условия выбора букв А и О в первых пяти предложениях из упр № 265 Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10)
Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: лага – лож (нет а).
1. На уроке математики пятиклассники занимались сложением. (В корне О перед Ж, нет суффикса А).2. По этому тексту можно написать интересное изложение.(В корне О перед Ж, нет суффикса А).3.В словарях все слова располагаются в алфавитном порядке. (в корне А перед Г есть суффикс А) И т. д.
- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок
V111. Включение в систему знаний и повторение.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной А или О в безударных корнях –лаг-, -лож-).
- К какой группе можно применить прием проверки гласных А и О в корнях –лаг-, -лож-? ( К чередующимся).
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
- Тогда работаем над следующим заданием: Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.
Предл…гал выгуливать собаку. Принять предл…жение из-за болезни Прол…жить в снегу тропинку. Разл…жить на столе учебники.
Выр…щенный цветок.
На доске: лага – лож (нет а)
-Проведите самопроверку по эталону.
Предлагал ( в корне А перед Г, есть суффикс А) выгуливать собаку
Принять предложение (в корне О перед Ж, нет суффикса А) из-за болезни. И.т.д.
-Кто ошибся в правописании слова выращенный? Можно ли проверить корень –ращ- нашим правилом? (Нет)
- Об этом мы узнаем на следующем уроке.
1Х. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему был посвящен урок? (Правописанию безударных гласных в корнях –лаг-, -лож-).
- В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г есть суффикс А; в корне О перед Ж нет суффикса А).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).
- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из параграфа 71.
2 Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420.
3. Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».
4. Задания для умников и умниц!
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.
-Оцените учебную деятельность класса.
-Спасибо,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Личные местоимения"
Методическая разработка урока по русскому языку...
Открытый урок по теме "Личные местоимения"
Рассмотреть роль местоимений в речи, познакомить учащихся с личными месоимения, особенностями их склонения, изменения, разъяснить почему их называют личными...
Открытый урок на тему "Личные местоимения"3 класс
Разработка урока...
Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург
Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой бинарный урок общеметодологической направленности (один из четырёх типов уроков деятельностной н...
Открытый урок по теме "Личные местоимения"
Открытый урок английского языка по теме "Личные местоимения" 2 класс...
конспект урока на тему "Личные местоимения"
Конспект урока для 6 класса на тему "Личные местоимения" (урок открытия новых знаний)...
Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока
Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой....