Конспект урока по теме: Личные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бикмина Римма Наилевна

Подробный конспект урока русского языка в 6 классе (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока58 КБ

Предварительный просмотр:

Личные местоимения (6 кл.)

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а) представления о личных местоимениях;

б) способности к склонению личных местоимений;

- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: «Русский язык. 6 класс» под ред. Е.А. Быстровой;

- медиапрезентация к уроку;

Задачи урока:

1.Предметные:

-повторить разряды местоимений

- проверить местоимения, относящиеся к разряду личных

- уметь отличать личные местоимения от других

-научиться правильно употреблять личные местоимения в речи

-

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

 - развитие умения извлекать необходимую информацию из текста (стихотворение Б. Заходера)

 - развитие умения формулировать проблему и решать её

 - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

 -развитие умения систематизировать знания

 - речевое развитие учащихся

б) коммуникативные УУД:

 -развитие  умения  работать в парах: умение слушать и слышать, договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника

 - развитие умения слушать и понимать речь других

 - развитие умения вступать в диалог

- развитие умения выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с возникшими задачами

в) регулятивные УУД:

 -развитие умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике

 - развитие умения самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания, свои действия

 - развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы

3. Личностные:

 - развитие умения формировать  учебную мотивацию

 - развитие умения формировать рефлексию

 -развитие умения формировать адекватную самооценку

Демонстративный материал: алгоритм; эталоны для самопроверки.

                          Ход урока:

1.     Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

Чтобы определить тему занятия, послушайте стихотворение - загадку, которую вначале нужно разгадать.

Утром – так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – он придёт:

Тоненький, смущённый,-

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?  

- СОЛНЦЕ,МЕСЯЦ, ЛУНА.

- Верно, ребята.

- Как называются слова, которые не позволяют нам понять, о чем/о ком  же  все-таки говорится?

Скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

- О местоимении.

- Дайте определение местоимения?( Часть речи, которая ….

- Найдите в данном тексте местоимения; Какие местоимения указывают на лиц, которые участвуют в речевом общении, а также на тех, о ком говорится или говорилось раньше?

- О каких местоимениях сегодня пойдет речь?»

-Личные.

-Что уже знаете о личных местоимениях?

Что хотите узнать?

- Вы хотите расширить свои знания о личных местоимениях? (Да.)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

11.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Морфемный разбор слова»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для  морфемного разбора следующие слова: рассмотреть, предложение, прилагательное.

(Кто-то может работать у доски, остальные  - в тетрадях).

- Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Приставки на –з-(-с)» и обозначают ее графически.

Карточка: бесшумный, безвкусный, рассчитать, избежать, воздвигнуть.

(Бесшумный –  в конце приставки пишем с, т.к. корень слова начинается на глухую согласную ш).

(Безвкусный – на конце приставки пишем  з, т, к. корень  начинается на звонкую в.  Так комментируется каждое слово)

-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Приставки на  -з-, -с-? (Материал усвоен на достаточном уровне)

-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на –з-, -с- в слове рассмотреть; неизменяемые приставки (пред-) в слове предложение и безударные гласные в корне слов предложение и прилагательное).

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное).

- Попробуйте объяснить орфограммы в словах предложение и прилагательное. ( У нас нет вариантов объяснения.)

- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов предложение и прилагательное? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях безударных гласных в корнях с чередующимися согласными –лаг-, -лож-)

111. Выявление места и причины затруднения..

- Как называются эти слова? (Однокоренными).

-Какова же проблема? (Чередование А  и О в корнях –лаг-, -лож-, чередование согласных в данных безударных корнях)

1V.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях –лаг-, -лож-).

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в корнях –лаг-, -лож-).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

    Располагать                      Расположить

    Излагать                            Изложить

   Прилагать                          Приложить

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом –О).

-Еще какие наблюдения  вы провели? (В левом столбике после А согласная Г, в правом – после О-Ж)

- Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).

- Какая буква пишется перед буквой Г? (а).

-Перед Ж? (о)

-Какая морфема идет за корнем –лаг-? (Суффикс А).

- Сколько способов проверки мы выделили? (Два).

- Каких? ( А и О зависят от согласных Г и Ж или от суффикса А за корнем)

 - Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим  эталон. Кто попробует?

 На доске: лага –лож (нет а).

- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове предложение написана буква О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове прилагательное написана А – перед Г и далее следует суффикс А).

-Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: Высказать предпол…жение. Найти сл…гаемое. Что  вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

(В слове предположение нужно вставит букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А – перед Г и далее следует суффикс А),

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях –лаг-. –лож-)

 V1. Первичное закрепление во внешней речи. 

(1)    Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально,в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 421 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца

1вариант. Положение (в корне О перед Ж, нет суффикса А).

2 вариант. Слагаемое (в корне А перед Г, есть суффикс А).

- Продолжаем самостоятельно

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: вставить пропущенные слова с корнем  -лаг-, -лож- и обозначить условия выбора букв А и О  в первых пяти предложениях из упр № 265  Дидактических материалов к учебнику. Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10)

Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:  лага – лож (нет а).

1.     На уроке математики пятиклассники занимались сложением. (В корне О перед Ж, нет суффикса А).2.     По этому тексту можно написать интересное изложение.(В корне О перед Ж, нет суффикса А).3.В словарях все слова располагаются в алфавитном порядке.  (в корне  А  перед Г есть суффикс А) И т. д.

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

 V111. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной  А или О в безударных корнях –лаг-, -лож-).

- К какой группе можно применить прием проверки  гласных А и О в корнях –лаг-, -лож-? ( К чередующимся).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  Спишите написанные на доске словосочетания, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условия выбора букв А и О.

  Предл…гал выгуливать собаку.  Принять предл…жение из-за болезни  Прол…жить в снегу тропинку.   Разл…жить на столе учебники.

  Выр…щенный цветок.

На доске: лага – лож (нет а)

-Проведите самопроверку по эталону.

Предлагал ( в корне А перед Г, есть суффикс А) выгуливать собаку

Принять предложение (в корне О перед Ж, нет суффикса А) из-за болезни. И.т.д.

-Кто ошибся в правописании слова выращенный? Можно ли проверить корень –ращ- нашим правилом? (Нет)

- Об этом мы узнаем на следующем уроке.

1Х. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию безударных гласных в корнях –лаг-, -лож-).

- В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г   есть суффикс А; в корне О перед Ж   нет суффикса А).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки  гласных в чередующихся корнях).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 ?        

 Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !        

 Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! !          

Научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 419 из  параграфа 71.

2 Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 420.

3. Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».

4. Задания для умников и умниц!

По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите  5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Личные местоимения"

Методическая разработка урока по русскому языку...

Открытый урок по теме "Личные местоимения"

Рассмотреть роль местоимений в речи, познакомить учащихся с личными месоимения, особенностями их склонения, изменения, разъяснить почему их называют личными...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Открытый урок по теме "Личные местоимения"

Открытый урок английского языка по теме "Личные местоимения" 2 класс...

конспект урока на тему "Личные местоимения"

Конспект урока для 6 класса на тему "Личные местоимения" (урок открытия новых знаний)...

Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока

Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой....