Урок по теме: "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnye_mestoimeniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Личные местоимения
Знать: все личные местоимения, уметь определять падеж местоимений.
Уметь: поставить местоимение в тексте в нужном падеже.
Повторить: лицо глагола, раздельное написание предлогов с самостоятельными частями речи.
- Взаимопроверка домашнего задания.
В это время 2 ученика работают у доски.
1 ученик.
Меня еще там нет,
А мне печется хлеб,
И вот он вынут из огня,
Чтоб накормить меня.
И кто-то мне газеты шлёт,
И кто-то мне одежду шьёт,
И кто-то учит роль
И для меня волнуется.
И где-то кто-то учится,
Как успокоить боль,
Чтоб мне её не знать,
И потому беру тетрадь,
И, что-то напевая,
Стихи пишу тому,
Кого ещё не знаю. (Э.Мошковская.)
Задание. Прочитать стихотворение. Найти личные местоимения, определить их падеж.
2 ученик. Корректурная проба. Исправить допущенные ошибки.
Трагическая не ожиданность, сказал не лепость, допустил не справедливость, звали не брата, это небеда, а просто не приятность, обижает неправда, а грубость.
В это время ученикам раздаётся текст с заданием избавиться от тавтологии. А для этого некоторые существительные необходимо заменить местоимениями.
Серёжа Иванов любит играть в шахматы. Серёжа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Серёжи увлекается футболом. Иногда брату Серёжи приходится стоять в воротах, тогда Серёжа посматривает на брата с завистью: Серёже хочется быть вратарём.
- Доклад ученика о правилах употребления ты, вы в царской России.
В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам «ты».
Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В.Н.Иванов в книге « Александр Пушкин и его время»: «30 октября 1830 года в «Литературной газете» появилось такое сообщение:
Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:
- Ответь мне, Франция, как звали тех героев?
Имен их здесь на памятнике нет!
«Свободной ставши вмиг - спросить их не успела!
- Вот мой ответ!»
Это упоминание о революции подымает бурю.
Бенкендорф потребовал к себе А.Дельвига и в присутствии жандармов самым грубым образом обратился к нему с вопросом: «Что ты опять печатаешь недозволенное?»
Выражение «ты» вместо общеупотребительного «вы» не могло с самого начала этой сцены не подействовать весьма неприятно на Дельвига.
На возражения Дельвига Бенкендорф раскричался и выгнал его со словами: «Вон, вон, я упрячу тебя с твоими друзьями в Сибирь».
Друзья Пушкина и Дельвига протестовали против грубости генерала, заставили извиниться перед Дельвигом и даже разрешить выпускать газету… Но вся эта история так подействовала на Дельвига, что он свалился, заболел, впал в апатию и больше так и не встал со своего дивана».
- Лингвистическая разминка.
– Прослушать отрывки из стихотворений и определить, к кому обращаются поэты? В каком значении употреблено местоимение ты Некрасовым, и в каком – Исаковским?
Памяти Добролюбова
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы для свободы,
Но более учил ты умирать. (Н.А.Некрасов.)
Ты по стране идёшь, и нет преграды,
Чтобы тебя остановить могла.
Перед тобой смолкают водопады
И отступает ледяная мгла.
Ты по стране идёшь. И все твои дороги
Перед тобой раскрыла мать-земля.
Тебе коврами стелются под ноги
Широкие колхозные поля… (М.Исаковский.)
- Работа с теоретическим материалом.
-
(Можно предложить материал для наблюдения.)
Я.ты, он, она. Вместе – целая страна.
Вместе – дружная семья.
В слове «МЫ» сто тысяч «Я».
Иногда у ребят возникают трудности с терминами «первое лицо», «единственное и множественное число. Для этого можно предложить простую игру. Человек традиционно ставит себя в центр, поэтому первое лицо – Я, Если 2 человека сказали про себя: Это-Я», то как они могут сказать о себе одновременно?
Я+Я= МЫ
ТЫ – ЭТО НЕ Я.
ТЫ + ТЫ =ВМЕСТЕ =ВЫ
ОН + ОНА ВМЕСТЕ = ОНИ
- Творческое задание. За местоимениями спрятались герои сказки Ф.Кривина. Попробуйте догадаться, кто они. ( Жанр – сказки о предметах.)
Поженились ОН и ОНА, сыграли свадьбу и живут себе спокойно. Он остёр, она мягка, уступчива. Так и ладят.
Его дружки донимают его в мужской компании:
- Она тобой вертит, как хочет. Ты ещё слова сказать не успеешь, а она его – насмарку. Где твоё мужское самолюбие?
Её подружки тоже не отстают:
- Много воли ты ему даешь! Смотри, наплачешься с ним из-за своей мягкости. Он тебе пропишет.
Сделали в конце концов дружеские советы своё дело. Он, чтобы отстоять своё достоинство, стал нести околесицу, а она – стирать всё, что он ни напишет. Так и расстались. Но знакомые утешали себя тем, что всё произошло именно так, как они и предсказывали.
Задание. Определить тему и основную мысль текста. Пострадало ли ваше восприятие проблемы оттого, что не были названы имена «героев»?
( На мой взгляд, наоборот, проблема обозначилась ещё яснее, так как за героями Ф.Кривина мы всё равно видим людей и их проблемы.)
- Выборочный диктант. Учитель читает отрывок из сказки А.С.Пушкина
Задача учащихся – выписать все личные местоимения и указать их падеж.
… Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовёт их в гости…
«Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно, ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
И сидит в нём царь Гвидон;
Он прислал тебе плклон».
6. Домашнее задание. Взять какую-нибудь сказку о предметах, заменить существительные местоимениями, сделав из неё загадку. На уроке можно поменяться загадками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Личные и притяжательные местоимения"
Тема: Личные и притяжательные местоименияКласс: 5АЦель урока: Формирование коммуникативной компетенции учащихся по теме «Время, часы, минуты»...
Открытый урок по теме "Личные местоимения"
Рассмотреть роль местоимений в речи, познакомить учащихся с личными месоимения, особенностями их склонения, изменения, разъяснить почему их называют личными...
Открытый урок на тему "Личные местоимения"3 класс
Разработка урока...
Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург
Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой бинарный урок общеметодологической направленности (один из четырёх типов уроков деятельностной н...
Конспект урока по теме: Личные местоимения
Подробный конспект урока русского языка в 6 классе (ФГОС)...
Открытый урок по теме "Личные местоимения"
Открытый урок английского языка по теме "Личные местоимения" 2 класс...
Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока
Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой....