Морфологические признаки глагола
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Чепурная Полина Владимировна

Глагол как часть речи. Морфологические признаки и задания для разбора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

… – самая огнепышущая , самая живая часть речи. В … струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение … – выражать само действие! А.Югов

Слайд 2

Глагол – самая огнепышущая , самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! А.Югов

Слайд 3

Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь». Восстань , пророк, и виждь , и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С. Пушкин)

Слайд 4

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д .

Слайд 5

ГЛАГОЛ НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГАГОЛА – ИФИНИТИВ «что делать?», «что сделать?». Самостоятельная часть речи. Обозначает (грамматическое значение) – действие или состояние Имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Слайд 6

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ВИД. Несовершенный вид ПИСАТЬ ГОВОРИТЬ СПАТЬ НОЧЕВАТЬ ЧТО ДЕЛАТЬ? без указания на их завершенность Совершенный вид ЗАМЕРЕТЬ РИНУТЬСЯ ПОПРОСИТЬ ЗАГОРЕТЬ ЧТО С ДЕЛАТЬ? завершенность действия

Слайд 7

Используя приставки, образовать от глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида: верить( н.в .)- поверить( с.в .) . Чувствовать ,ужинать, делить, вязать, прятать ,возить, шить, стараться, таять, верить, видеть, делать, шутить ,чертить ,тонуть ,гасить, учиться ,брать, пугаться, мучить, помнить, желать, гордиться, готовить.

Слайд 8

СПРЯЖЕНИЕ ВТОРОЕ -И -Е -А ПЕРВОЕ -Е -А -О -У -И ть БРИТЬ СТЕЛИТЬ Все глаголы ть ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ И ЗАВИСЕТЬ И ТЕРПЕТЬ, И ОПЯТЬ СМОТРЕТЬ , ВЕРТЕТЬ Все глаголы РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ БЕЖАТЬ И ХОТЕТЬ ОСОБО СПРЯГАЮТСЯ ДАТЬ И ЕСТЬ

Слайд 10

Распределите слова на два столбика Учить , кормить, одевать, дышать, обидеть, жалеть, полоть, бороться, мерзнуть, веять, мыть, посмотреть, вытерпеть, хрустнет, усиливаются. Какие гласные нужно выбрать, если известно спряжение глагола? Запишите слова. Подчеркните гласную в личном окончании глагола. Реж( е,и ) шь (I спр .), отвеча ( е,и ) шь (I спр .), ман ( е,и ) шь (II спр .). Верт ( е,и )те (II спр .), крут( е,и )те (II спр .), дума( е,и )те (I спр .). Терп ( ю,я )т (II спр .), кле ( ю,я )т (II спр .), бор( ю,я ) тся (I спр .).

Слайд 11

ВОЗВРАТНОСТЬ Беречь ( невозвр .) – беречьСЯ ( возвр ) Держаться, не спеши, присядь, наблюдай, растет, хочется, узнаешь, буду лечиться ВОЗВРАТНОСТЬ ГЛАГОЛ + -СЯ (-СЬ) учитьСЯ , женитьСЯ , вернуСЬ , решуСЬ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ - НЕВОЗВРАТНЫЕ

Слайд 12

ПЕРЕХОДНОСТЬ ПЕРЕХОДНЫЙ ГЛАГОЛ Действие направлено на предмет Сочетается с существительным в В.п . без предлога Писать (что?) стихи Любить (кого?) маму ВНИМАНИЕ на Р.п . При указании на часть предмета (принести дров) - При отрицании (не прочитал рассказа) НЕПЕРЕХОДНЫЙ ГЛАГОЛ Действие НЕ направлено на предмет НЕ сочетается с существительным в В.п . без предлога Бежать (что?) кино Бежать В кино ВСЕ ВОЗВРАТНЫЕ И БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Слайд 14

Обидеться на шутку, встретить подругу, отвыкнуть от привычки, не брал тетради, повеяло весной, нарисовать пейзаж, верила в судьбу.

Слайд 15

Безличные глаголы Обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица Уже светает . Мне нездоровится . Внимание! Сравни! Н ебо заметно темнеет . Уже темнеет. Солнце пекло все сильнее. Сверху так пекло Если в предложении НЕТ ПОДЛЕЖАЩЕГО, то СКАЗУЕМОЕ выражено БЕЗЛИЧНЫМ ГЛАГОЛОМ.

Слайд 16

Что лишнее? Возвратность Безличность Переходность Спряжение Вид

Слайд 17

НЕПОСТОЯННЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК

Слайд 18

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ Желательное или возможное действие Частица бы Хотел бы , спала б ы, взошло бы , ушли бы Единственное и множественное число Род только в единственном числе ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ Побуждение к действию Суффикс – и- или без суффикса Жив И , пиш И , не но Й , верь Жив И те , пиш И те , не но Й те , верьте Единственное и множественное число

Слайд 19

Изъявительное наклонение БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ Что сделает? Что будет делать? Простое и сложное ТОЛЬКО ЛИЦО Напишу, буду писать НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Что делаю? Что делают? НЕТ у совершенного вида ТОЛЬКО ЛИЦО Пишу, пишут ПРОШЕДШЕЕ время Что делал? Что сделал? Нет лица ТОЛЬКО род в ед.ч . Ждал, ждала, ждало, ждали. Позвал, позвала, позвало, позвали

Слайд 20

Синтаксическая роль

Слайд 21

Сергей старался слушать учителя очень внимательно, но вскоре понял, что не получается.

Слайд 22

Старался ( что делал?) – глагол, обозначает действие лица; 1 . н.ф . (что делать?) – стараться; 2. постоянные признаки : непереходный, 1 спряжения, несовершенного вида, возвратный; непостоянные признаки : изъявительного наклонения, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа; 3. сказуемое.

Слайд 23

Слушать ( что делать?) – глагол, обозначает действие лица; 1 . в н.ф .; 2. постоянные признаки : переходный, 1 спряжения, несовершенного вида, невозвратный, неизменяемый; непостоянные признаки : нет; 3. сказуемое.

Слайд 24

(Не) получается ( что делается?) – глагол, обозначает действие лица; 1. н.ф . (что делать?) – получаться; 2. постоянные признаки : непереходный, 1 спряжения, несовершенного вида, возвратный; непостоянные признаки : изъявительного наклонения, настоящего времени, 3 лица, единственного числа; 3. сказуемое.

Слайд 25

Домашнее задание Упр 308 устно Упр 307 – заполнить таблицу своими примерами + три предложения

Слайд 26

УДАРИЛАСЬ Глагол. Обозначает действие. Отвечает на вопрос что сделала? Начальная форма - (что сделать?) удариться Пост. признаки: сов.вид , непереходный, возвратный, 2 спряжение Непост . п ризнаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, ед.число , ж.р . Синтаксическая роль: сказуемое

Слайд 27

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица). Значение: всё на свете имеет цену, за всё — развлечение, радость, достижение чего-то — обязательно придется платить: трудом, временем, деньгами, репутацией, потерями. Синонимы: хочешь есть калачи, так не сиди на печи любишь смородину — люби и оскомину любишь тепло — терпи и дым

Слайд 28

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица). Любишь Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь? Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Слайд 29

Кататься Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать? Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Слайд 30

Люби Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай? Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Слайд 31

Игра «да-нет» Верно ли то, что глагол ненавидела – это глагол – исключение и относиться ко 2 спряжению? В предложении глагол может быть любым членом предложения, кроме определения? Все возвратные глаголы- переходные ? Все безличные глаголы – непереходные ? Суффикс –л- формообразующий суффикс прошедшего времени? Инфинитив не имеет непостоянных морфологических признаков? Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы что делаю? Что сделают?

Слайд 32

ОТВЕТЫ 4 ошибки – «2» 3 ошибки – «3» 2 ошибки – «4» 1 ошибка – «5» Да Нет Нет Да Да Да Нет

Слайд 33

Домашнее задание Упр. 311 задания 1-2 ( писменно ) Повторить что такое глагол и спряжение (карточка) - сам.работа

Слайд 34

Узнай фразеологизм по картинке

Слайд 35

Значение фразеологизма «вставлять палки в колеса» носит неодобрительную окраску. Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что кто-то намеренно мешает в каком-то деле, в осуществлении задуманного. «быть костью в горле» , « становиться (стоять) поперек дороги (у кого-то на пути)», « чинить препятствия», « путать карты», « связывать по ногам и рукам».

Слайд 36

КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ

Слайд 37

Крокодиловы слёзы означает фальшивое, неискреннее выражение эмоции, притворный плач. Выражение исходит из древнего поверья, что крокодилы якобы плачут во время поедания добычи

Слайд 38

СЧИТАТЬ ВОРОН

Слайд 39

Быть невнимательным, не проявлять быстрой реакции на что-либо. «И вдруг, взглянув в сторону колодцев, Анна всплеснула руками: — Да ведь там, кажись, они, разини? Вот как расселись, ничего не видят… Чего ворон-то считаете?.. Не видите, кто приехал?» (Ф. Абрамов). Ничем не заниматься, бездельничать. «Я сейчас приду, говорит он, закуривая. — А ты тут пока, чем так стоять и считать ворон, принес бы на чем сесть, да подмети» (А. Чехов) бить баклуши, щёлкать клювом плевать в потолок

Слайд 40

СЕСТЬ В КАЛОШУ

Слайд 41

« сел в калошу» как правило описывает некую неловкую ситуацию, возникшую у человека по его собственной вине. Применяют это устойчивое выражение обычно по отношению к лицу потерпевшему глупую неудачу, ставшему объектом шуток и насмешек . опростоволоситься, сглупить, перемудрить , дать маху, дать промашку, наломать дров, попасть впросак, свалять дурака, сесть в лужу

Слайд 42

фраза «сесть в лужу» — это более современный вариант фразеологизма, так как раньше лужи назывались калужами , поэтому в первоначальном варианте фраза произносилась как «сел в калужу », в прямом смысле она описывала человека, который потерпев поражение упал в лужу. Со временем первоначальный вариант фразы претерпел некоторые изменения. В процессе ассимиляции слово « калужа » трансформировалась в «калошу» или «галошу». Кстати говоря именно от этого слова и произошло название резиновых накладок на обувь для «хождения по лужам». Помимо этого, с течением времени устойчивое выражение обрело переносный смысл, теперь им можно охарактеризовать не только человека в прямом смысле севшего в лужу, но и любого, кто потерпел глупую неудачу.

Слайд 45

(Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не) взлюбить с первого взгляда; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; ( не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)знакомый мужчина.

Слайд 46

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАРТОЧКА «НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме: "Морфологические признаки глагола"

Тема:  «Морфологические признаки глагола» Цель урока:     повторить основные сведения о морфологических признаках глагола;     углубить представление учащихся о...

Морфологические признаки глагола

Последовательность расположения  материала по теме соответствует порядку морфологического разбора глагола....

Тест по теме "Морфологические признаки глагола" (для учащихся 6 класса)

Предлагаемый тест предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, и имеет целью осуществление контроля уровня знаний, умений и навыков по т...

Тесты по теме "Глагол", "Морфологические признаки глагола" для 5-6 классов (от 1 до 4 вариантов)

Тесты предназначены для промежуточного контроля при изучении темы "Глагол" в 5 классе., для повторения темы в 6-7 классах....

Морфологические признаки глагола

Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфологические признаки глагола"...

Схема-кластер "Морфологические признаки глагола", 6, 7 класс

схема "Морфологические признаки глагола"...

Глагол. Морфологические признаки глагола.

Технологическая карта урока...