Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)
Урок повторения пунктуации простого осложненного предложенияпредложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya_pri_podgotovke_k_ege.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Как жить? Каким быть?
Современные дети, вынужденные жить в новых социально-экономических условиях, проходят сложный путь не только освоения русского языка, но и социальной, психологической адаптации к новой культуре, новым ценностным ориентациям.
Культурный, нравственно-этический концепт, органично входящий в систему обучения языку и литературе,- важное условие приобщения к жизни в новой среде, понимания непреходящих духовных ценностей русского народа. Приведём в качестве примера урок повторения изученного по теме «Синтаксис « в 11 классе. Коммуникативная цель урока - обогащение, включение в речевую практику словаря нравственно –этических понятий, развитие духовно ориентированного мышления, воспитание интереса к внутреннему миру человека, к самопознанию.
Тема урока: пунктуация простого осложненного предложения. (Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ)
Цель: обобщить знания по указанной теме, совершенствовать пунктуационное и речеведческое умение по теме с целью подготовки к ЕГЭ.
Пояснение. Все материалы к уроку созданы с помощью ИКТ в программных средах Word, Pauer Point.
Ход урока
- Оргмомент.
- Объявление темы урока, постановка цели. Сегодня мы будем вести очень важный разговор о…
Запишите в тетради, какие ассоциации рождает слово красота.
- Что бы вы нарисовали, иллюстрируя слово красота? ( море, облака, заснеженный лес...)
- А можно ли говорить о красоте человеческой души, поступков?
III. Работа с текстом (на партах учеников листы с двумя текстами для чтения и словарно-аналитической
работы, после первого текста оставлено место для выполнения задания).
- Объясните значение слова обитель, составьте словосочетания с этим словом, используя различные способы связи.
- Чтение текста.
Легенда рассказывает, что однажды монах, который долго жил в уединении, вышел к людям и стал говорить каждому встречному: «Имей сердце».
Когда его спросили, почему он не говорит о милосердии, терпении, любви и о других благих основах жизни, он ответил: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное будет, приложится. Где найдёт себе место любовь и великодушие? Где поместятся терпение и доброта, если обитель их закрыта? Нужно создать для них сад в своём сердце».
Так заповедуют Мудрые.
- Словарь: легенда, монах, уединение, милосердие, доброта, терпение, любовь, благой ,обитель, сад сердца, мудрые люди.- Дать толкование слов любым известным вам способом – подбором синонимов, - Степин
- Проверьте себя – слайд №
IV. Проверка уровня понимание притчи
- О чём эта легенда? Назовите ключевые слова…
- Вариант 1: Запишите пословицы, поговорки, фразеологизмы со словом сердце
- Вариант 2: запишите определения к слову сердце : сердце золотое, любящее, отходчивое, злое, жестокое…
Таким образом вы перечислили лучшие качества, черты характера человека: доброта, интеллигентность, терпение, сердечность, трудолюбие, честность, храбрость… (Называемые слова записываю) на доске в рисунок сердца.
V. Итог 2 этапа урока: «Итак, на ваш взгляд, человек с красивой душой – это... записать
VI. А теперь попытайтесь продолжить высказывание А.П. Чехова. (Открывается запись на доске:
- В человеке всё должно быть прекрасно: и …, и …, и …, и … .
Ученики называют свои варианты продолжения фразы, а затем записывают под диктовку предложение, графически комментируют знаки препинания.
- Антон Павлович Чехов писал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- А: «П». О: и О, и О, и О, иО
- Случайно ли А.П. Чехов сначала назвал лицо?
- На лице отражаются не только внешние особенности человека, но и его внутренний мир. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. Взгляд задумчивый, сочувственный, добрый, равнодушный, злой…может многое сказать о человеке, как и его улыбка.
- Связано ли высказывание Чехова с теми словами, которые мы вписали в сердце?
- Мы рассуждали о том, какими качествами должен обладать человек. Он должен быть красив и внешне, и внутренне. Внешняя красота видна, а что свидетельствует о красоте внутренней?
Выстраивается цепочка: красота – сердце – поступки-…записать предложение, осложненное причастным оборотом
VII. Комплексный анализ текста
О человеке, красивом внутренне, наш второй текст (текст по А. Куприну дан в распечатке).
Красота спасёт мир
(1)Дача Чехова в Ялте находилась почти за городом, окружённая цветничком и садом. (2)Цветничок был маленький, а фруктовый сад ещё очень молодой.
(3)Антон Павлович с особенной любовью относился к своему саду. (4)Многие видели, как он по утрам заботливо ухаживал за цветами и деревьями.
(5)Но не чувство собственника сказывалось в этой любви. (6)Он часто говорил, глядя на свой сад прищуренными глазами:
- (7) Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, конечно, мне это дорого. (8)Но не это важно.(9) Ведь здесь до меня был пустырь, камни и колючие растения. (10) А вот пришёл я и сделал культурное, красивое место.(11) Знаете ли? – прибавлял он вдруг с серьёзным лицом, тоном глубокой веры. – Знаете ли, через триста-четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад.(12) И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.
(13)Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных мыслей. (14)Как часто, должно быть, думал он о будущем счастии человечества, когда по утрам один молчаливо подрезывал свои розы, ещё влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. (15)И сколько было в этой мысли мудрого и покорного самозабвения! (По А. Куприну.)
- Как вы поняли смысл заглавия этого текста?
-Да, сам собой сад не вырастет ни на земле, ни в нашем сердце. Это большой труд, это умные мысли, добрые слова и дела – тогда след, оставленный на земле человеком, будет прекрасен.
Так завершается цепочка: красота- сердце – поступки – след на земле, в памяти людей.
- Проверка индивидуального задания: представить схему сделать вывод о том, чем может быть осложнено простое предложение.
- Какие простые осложненные предложения встретились вас в этом тексте? Составьте схемы.
- Выполните синтаксический разбор 1 предложения и составьте высказывание по вопросам:
- Определение, выраженное причастным оборотом обособляется, если… Таланова
- ..
- ..
- ..
б )Не обособляется определение….
- ..
- ..
- ..
- Какую роль играют в речи? (Играют роль действительно изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью).
Задания на пунктуационные нормы языка содержатся в части А ЕГЭ. Сложные предложения часто предлагаются в А19-25 (по новому демонстрационному материалу). Поэтому нам и надо «отточить» навык «узнавания» сложного предложения.
- Что для этого нужно? ( Находить грамматические основы, составлять схемы)
- Найти в тексте ССП и составить схему (предложение 2 [-=], а[-=])
- Найти СПП и составить схемы. 4 [-=], (как).
- Проверка индивидуальных заданий.
Индивидуальное задание.
- В русском языке существует такое понятие, как омонимия частей речи. Почему важно уметь различать омонимы, нам расскажет Мельникова М.
Укажите в тексте предложения с вводными словами. Назовите вводные слова. Составьте предложения, в которых бы эти слова были членами предложения. (Все в этом мире конечно. Решение должно быть найдено.)
III . Однако с употреблением причастных и деепричастных оборотов связаны не только пунктуационные, но и грамматические и речевые ошибки. Умение находить подобные ошибки проверяется в А5 ЕГЭ.
Задание
Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.(работа со слайдами).
IV На использовании однородных членов предложения основаны некоторые средства художественной выразительности, работа с которыми вам предлагается в задании В8. Какие?
(Стилистические фигуры речи – градация, бессоюзие, многосоюзие).
- Да, сам собой сад не вырастет ни на земле, ни в нашем сердце. Это большой труд, это умные мысли, добрые слова и дела – тогда след, оставленный на земле человеком, будет прекрасен.
- Так завершается цепочка: красота- сердце – поступки – след на земле, в памяти людей.
5. Рефлексия
Обычно мы даём в начале урока название ему, сегодня мы этого не сделали. Дайте название уроку сами, запишите его в начало распечатки, прочитайте… Я назвала бы урок так: «Сад сердца».
Что из проделанного на уроке больше всего запомнилось? О чём хотели бы ещё поговорить? Продолжите размышления дома.
Домашнее задание
Написать миниатюру с использованием однородных членов предложения на тему:
1.ряд. Какого литературного героя я назвал бы красивым?
2 ряд. Красота души… В чём она?
3 ряд . Литературный персонаж , который оставил след в моей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"
Актуальность – подготовка к ЕГЭ Задача – проанализировать художественный текст Цели:1) научить формулировать проблему и комментировать её; ...
Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ
Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....
Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)
Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ
Предлагаемые тексты можно использовать как для самостоятельной работы учащихся, так и для проверочных, тренировочных работ.Данный материал можно применять и при обучении написанию сочинения (части С)....
Презентация. "Методика работы с текстом при подготовке к сочинению в 11 классе"
Презентация к уроку...
"Работа с текстом при подготовке к экзаменам"
Высшая степень информативности - одна из главных особенностей современной действительности. Для усвоения информации, ее сознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же такое сжатый текст? Прежде в...