"Работа с текстом при подготовке к экзаменам"
статья (русский язык) по теме

Мугтазирова Альфия Азатовна

Высшая степень информативности - одна из главных особенностей современной действительности. Для усвоения информации, ее сознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же такое сжатый текст? Прежде всего, это сообщение, распространенное путем сокращения полного текста. Сегодня работа над компрессией текста особо актуальна не только для девятиклассников  в связи с новой формой экзаменационной работы, но и для выпускного 11 класса, потому что без навыков сжатия информации становится затруднительным удачно сдать ЕГЭ, написать сочинение. Поэтому необходимо вспомнить об одном интересном упражнении по развитию речи – сжатом изложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mugtazirova_docx.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

А. А. Мугтазирова, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории,                                                                           МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1», с. Актаныш РТ

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме - важный шаг на пути к ЕГЭ. Она является не только «инструментом диагностики учебных достижений девятиклассников, но и средством прогнозирования  приоритетов в обучении русскому языку …»

По результатам  проверки работ учащихся ГИА по русскому  языку в 2012 году выявилось ряд общих проблем, связанных с недостаточной сформированностью комплекса знаний и  умений учащихся.

   Одна из проблем связана с выполнением задания С 1 . Ориентируясь на традиционную форму аттестации – подробное изложение,  недостаточно внимания уделялось  работе по обучению сжатому изложению. Восприятие текста на слух требует определенных аналитических умений, связанных с нахождением в тексте ключевых смыслов, выделением основных микротем, передающих главную информацию, а так же установлением смысловых связей между абзацами.

Высшая степень информативности - одна из главных особенностей современной действительности. Для усвоения информации, ее сознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же такое сжатый текст? Прежде всего, это сообщение, распространенное путем сокращения полного текста. Сегодня работа над компрессией текста особо актуальна не только для девятиклассников  в связи с новой формой экзаменационной работы, но и для выпускного 11 класса, потому что без навыков сжатия информации становится затруднительным удачно сдать ЕГЭ, написать сочинение. Поэтому необходимо вспомнить об одном интересном упражнении по развитию речи – сжатом изложении.

Сжатое изложение – это такая форма творческой работы, которая побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и в первую очередь умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.

  Комплексная работа с текстом становится в условиях ГИА особенно актуальной.

  Важно донести до ученика, что текст, как самая крупная языковая единица, интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков),  помогает  любой языковой единице выступать в своей  функциональной роли. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.  В связи с этим нужно организовать работу учащихся над комплексным анализом уже с 5-го класса. В  5-6  классах можно пользоваться текстами художественного, в 7-8 классах – публицистического и научного стилей. Диагностируя  степень  овладения навыками анализа, нужно подбирать задания разного уровня сложности. Можно использовать  учебное пособие «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» А.Б. Малюшкина  для самостоятельных и домашних работ в 5-9 классах.

Успех работы над изложением  определяется в значительной мере тем, какая  подготовительная работа к изложению проводится. Ведь по существу само изложение – это уже заключительный, завершающий этап  целой серии предшествующих ему упражнений. Это – итог,  которым характеризуются результаты целой системы упражнений, проводившихся в определённой последовательности и с определённой методической целью.

Подготовительная работа должна быть многоаспектной и охватывать широкий круг видов работ и навыков:

  1. определять тему текста;
  2. определять основную мысль;
  3. определять тип и стиль речи;
  4. отбирать материал: выделять  главное, находить ключевые слова, опускать детали;
  5. избирать наиболее желательную форму языкового выражения;
  6. составлять план и рассказывать по плану;
  7. научить заканчивать рассказ;
  8. отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами);
  9. передавать прочитанные предложения другими словами;
  1. превращать одни типы предложений в другие: повествовательные в вопросительные и восклицательные;
  2. сокращение текстов;
  3. свободный  и творческий диктанты.

В ходе анализа будет собран «рабочий материал» для  изложения. При этом текст должен быть подвергнут анализу со стороны содержания и формы.

В процессе написания текста изложения необходимо осуществить сжатие услышанной информации, создать текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Чтобы сжато изложить текст, надо понять замысел автора и содержание текста.

Сжатое изложение требует «структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное». Подготовка к сжатому изложению способствует выработке лаконичной, содержательной речи, развивает мышление.

При работе с текстом для сжатого изложения формируются коммуникативно-речевые умения.

Известны три способа сжатия: замена; исключение подробностей, деталей (удаление); обобщение конкретных, единичных явлений (слияние).

Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся.

Прорабатывать способы и приемы сжатия необходимо систематически, с начальной школы, тогда в старших классах будет проще работать над сжатием текста, создавать сочинение отклик на прочитанный текст.

Результаты диагностических работ показывают, что учащиеся не могут сжато пересказать текст на письме, подменяя его конспектированием или отрывочным изложением. Чтобы этого избежать, необходимо научиться понимать текст, разграничивать главную информацию от второстепенной.

Некоторые вопросы и задания, способствующие вычленению главной информации:

  1.  Прочитайте текст и подчеркните в нем главную информацию.
  2.  Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
  3.  Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.
  4.  Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием.
  5.  Упростите выражение, заменив синонимом.
  6.  Запишите предложение (я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали.
  7.  Определите и запишите основную проблему текста.
  8.  Сравните два текста (один – подробный, второй – сжатый вариант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?

Упражнение. Прочитайте отрывок из статьи Е. Евтушенко «Воспитание поэзией». Подготовьтесь к сжатому изложению. Выпишите ключевые слова.

Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни.

Поэт в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова.

Поэт в долгу перед сегодняшними поэтами, своими товарищами по цеху, ибо их дыхание – тот воздух, которым он дышит, и его дыхание – частица того воздуха, которым дышат они.

Поэт в долгу, ибо они надеются его голосом сказать о времени и о себе.

Поэт в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас.

Ощущение этой тяжелой и одновременно счастливой задолженности никогда не покидало меня и, надеюсь, не покинет.

Варианты сжатия изложения.

  1. Поэт в долгу перед своими современниками и перед потомками, перед другими поэтами и перед читателями, а также перед теми, кто научил его любить поэзию. Все те, перед кем он ощущает себя в долгу, дают ему самое главное: чувство смысла жизни, понимание смысла жизни, тот воздух, которым он дышит, возможность сказать «о времени и о себе» не только своим современникам, но и потомкам.
  2. Поэт испытывает чувство ответственности перед всеми, кто научил его любить поэзию, слово, понять, в чем смысл жизни, перед теми, кто верит и надеется, что именно он, поэт, станет их голосом, их глазами, что поможет и потомкам понять наше время.

Ощущение этого долга, тяжелое и одновременно счастливое, не должно   никогда покидать настоящего поэта.

В данных примерах можно заметить, что для сжатия текста с параллельным способом связи между предложениями прежде всего изменяем синтаксические особенности текста: используем сложные предложения, ряды однородных членов. При этом  в каждом варианте сжатого пересказа опираемся на ключевые слова (или синонимы к ним): поэт, любить, поэзию, слово, долг, (ответственность), современники, потомки, читатели, время, смысл жизни.

Почему работа над компрессией текста так важна для учащихся? Во-первых, систематическое закрепление навыков сжатия материала способствует развитию речевой практики. Во-вторых, полезно для формирования умений учебной деятельности, в частности редактирования, конспектирования, написания аннотаций, тезисов. И, наконец, содействует формированию лингвистической и культуроведческой компетенций.

Новая форма итоговой аттестации позволяет проверить сформированность комплекса компетенций.  Необходимо продумать, чётко спланировать и  организовать работу,   связанную с комплексным анализом  текста. Только целенаправленная  работа позволит повысить качество обучения по русскому языка, а, следовательно, и подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.

Литература.

1.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т 2 – С. 358.

2. .  Линецкая Л. М., Алексеева Е. Д. Развитие речевой культуры младших подростков на уроках русского языка и во внеурочной работе. – Ростов-на-Дону, 2007.

3.  Мурашов А.А. «Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку». Журнал «Русский язык в школе» №2 1998. - С. 3

  4.  Сидоренков В.А. «Создание условий для формирования у школьников  общеучебных умений  текстообразования»  РЯШ. – 1997.- №6. – С. 3-8

5. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова - ГИА-2012 Экзамен в новой форме. Русский язык (2012

6. Черемисина Н. А. Формирование точности и лаконичности связной речи младших школьников в процессе обучения сжатому изложению: Авторф. дисс. На соискание канд. пед. наук. – Рязань, 2007. – С. 13

7. Юрьева Е.С. «Текстовые задания при изучении  раздела «Лексика». Журнал «Русский язык в школе» №5 2006. - С.28

8. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. – М., 2008. – С.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

Актуальность – подготовка к ЕГЭ Задача – проанализировать художественный текст Цели:1) научить формулировать проблему и       комментировать её; ...

Презентация"Алгоритм работы с текстом.ЧастьС"Подготовка к ЕГЭ

Презентация поможет подготовить выпускников к написанию части С на ЕГЭ....

Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)

Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....

Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ

Предлагаемые тексты можно использовать как для самостоятельной работы учащихся, так и для проверочных, тренировочных работ.Данный материал можно применять и при обучении написанию сочинения (части С)....

Подборка текстов для подготовки к экзамену (ОГЭ)

В презентации подобраны тексты для подготовки к сдаче ОГЭ, тексты взяты с ФИПИ...