«Использование «Маршрутных листов» на уроках русского языка»
статья по русскому языку
В данной статье содержится инофрмация об использовании "Маршрутных листов " на уроках русского языка и предлагаются примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ml_vystuplenie.docx | 94.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование «Маршрутных листов» на уроках русского языка»
“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться”.
Вас.Алекс.Сухомлинский.
А как добиться того, чтобы ученик хотел учиться, хотел получать знания? Только учитель может решить, как, каким путём идти к данной цели. У каждого учителя есть много интересных приёмов, которые позволяют ученику усваивать материал. Разрабатывая урок, мы всегда ставим перед собой вопросы: Как учить? Чему учить?
Задачи, которые ставит перед собой учитель:
1. Формировать интерес к предмету
2. Развивать навыки самостоятельно работать на уроке
3. Создавать ситуацию успешности ученика на уроке
Одним из приемов работы, который помогает, на мой взгляд, решить данные задачи является использование на уроках «Маршрутных листов».
Что такое «Маршрутный лист»? Это маршрут на что-то, на выполнение какой – то работы, какого – то задания. Это программа действий ученика по самостоятельному изучению материала урока или его закреплению. Это список заданий разного уровня сложности, начиная от простого, постепенно переходя к более сложному
Следует заметить, что «Маршрутный лист» не является заменой учебника, рабочей тетради на печатной основе, а служит средством систематизации, структурирования всего материала, местом размещения подобранных с определенными целями заданий
Во все времена перед учителем стояла проблема: каким образом обучить детей с различными стартовыми возможностями в условиях одного класса. Каким образом помочь отстающим детям, каким образом развить потенциал успевающих детей, как не дать заскучать на уроке одаренным детям и дать толчок их творчеству? И все это в условиях 40 минут и 25 детей в классе?! Одним из путей решения данной проблемы стала дифференциация и индивидуализация обучения.
«Маршрутные листы» предполагают продвижение учащихся к единой цели индивидуальными путями – маршрутами различной степени сложности.
– подготовительная группа – группа, в которой находятся учащиеся со знаниями ниже среднего (это может быть связано с отставанием по причине болезни, перехода из другой школы, перехода на другую программу, плохое усвоение материала в процессе обучения и др.).
– основная группа – те «средние» ребята, они успевают усваивать материал, преподаваемый учителем, но они не должны стоять на месте, а должны постоянно двигаться вперед, увлекаемые определенными видами заданий, направленных на повышение интереса к уроку русского языка и к изучаемому материалу. «Маршрутные листы» могут стать толчком для развития их творческой деятельности.
– творческая группа- группа, в которой находятся одаренные дети. Они легко и быстро усваивают материал, и, для того, чтобы они не потеряли интерес к предмету, необходимо регулярно его поддерживать новыми знаниями, интересными творческими заданиями.
Для детей первой группы необходима подсказка, повторение теории. Поэтому перед каждым заданием ребенок видит теоретическое включение, алгоритм, которые будут полезны при выполнении задания.
Задания для детей средней группы не отличаются от тех, которыми снабжены маршрутные листы первой группы. Различие состоит в том, что для этих детей нет необходимости в повторении алгоритмов, схем, теоретических выкладок – они успели усвоить материал во время уроков. Главная задача – показать уровень усвоения материала и дать толчок к постепенному переходу в следующую группу.
Содержание маршрутных листов для детей творческой группы отличается отсутствием подсказок и теоретического материала, отсутствием заданий репродуктивного уровня. Листы наполнены дополнительными творческими заданиями к тем же текстам, что и у других групп. Также маршрутные листы отличаются дополнительным теоретическим материалом, который не является обязательным, но дает пищу для размышления талантливым детям, развивает их способности, стимулирует интерес к предмету.
Работая по «Маршрутному листу», ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, подготовив ответ. Многие ученики отвечают в письменной форме (учет индивидуальных особенностей). «Маршрутный лист» и его применение на уроке при работе со слабыми учениками, даёт возможность активизировать работу и обеспечивает психологический комфорт на уроке. С помощью «Маршрутного листа» ученик движется в обучении согласно своим возможностям.
Одним из основных показателей функциональной грамотности человека является умение самостоятельно добывать знания — умение работать с книгой, учебником, текстом. Средством для реализации поставленных перед учителем задач по формированию (развитию) у школьников грамотности чтения информационных (учебных) текстов может быть «Маршрутный лист».
Главным принципом для учителя при разработке заданий «Маршрутных листов» становится сохранение единства текстов для всех групп. Разница заключается в самих заданиях, но не текстах.
При этом у каждого ученика возникает желание набрать как можно больше положительных оценок.
При применении «Маршрутных листов» учителю отводится не назидающая и контролирующая роль, а роль проводника.
Однако, создание «Маршрутных листов», их разработка и применение на уроке требуют от учителя:
- Новой организации урока.
- Умения рассчитывать время, которое ребенок должен затрачивать на выполнение заданий, вовремя внося корректировку.
- Учитель должен разработать на урок несколько маршрутных листов, учитывая индивидуальные особенности различных детей.
Нет необходимости использования «Маршрутных листов» на каждом уроке (подготовка к таким урокам весьма трудоемка), но если их использовать один раз во время изучения каждого раздела, то эффективность осознания материала возрастает.
Таким образом, «Маршрутный лист» несет в себе несколько смысловых нагрузок:
1. Индивидуализация обучения. Ребенок с помощью «Маршрутного листа» движется в обучении согласно своим возможностям
2. Дифференциация обучения. Задания и объяснения учителя составляются с учетом способностей каждого ученика или группы учеников.
3. Применение «Маршрутных листов» активизирует ученика, учит работать с текстом.
4. Работа по «Маршрутному листу» обеспечивает психологический комфорт детей, т.к. работа каждого ребенка не зависит от темпа движения класса в целом.
6. Применение «Маршрутных листов» поможет более успешно работать с теми детьми, которые часто пропускают занятия по болезни.
7. «Маршрутные листы» помогут организовать более эффективную работу на уроках отработки навыков или закрепления материала.
Практика показала, что использование «Маршрутных листов» на уроках русского языка:
– повышает эффективность обучения
– повышает интерес ребенка к изучению предмета
– улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве)
Приложение 1
Маршрутный лист урока русского языка в 5 классе
Ф.И. __________________________________________________________
Тема урока: _____________________________________________________
- Отгадайте кроссворд.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 |
- ____________________________________
- Прочитайте стихотворение. Подчеркните глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо? Спишите второе предложение, выделить основу, дайте характеристику и составьте схему.
САМОВАР.
Давно на белом свете
Живет, годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар.
Самовар сиянье излучает
Морозным синим днем,
Он сердце согревает
Особенным теплом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте предложение, расставьте недостающие знаки препинания, выделите основу предложения, составьте схему.
Чаепитие очищает кровь регулирует работу печени снимает сонливость оживляет мышцы тела.
__________________________________________________________________
- Составьте предложения и запишите, подчеркните грамматическую основу, определите тип предложения.
1. чай, женщины, Собирают, только
2. женских рук, Аромат, не портит, вкус, чая, запах
3. издавна, вкусно, любят, Люди, на Руси, чай, заваривать
4. травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- «Сладкоежка». Запишите как можно больше сладостей, с которыми пьют чай. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте с этими словами простое и сложное предложения, используя союзы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Самооценка
Я доволен своей работой | Я старался, но не все получилось | Я недоволен своей работой |
Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение (6-7 предложений простых и сложных) на тему: «Чаепитие в кругу семьи». Подчеркнуть грамматические основы.
Приложение 2
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ( 6 класс)
Ф. И._______________________________________________________________________
Дата____________________
Тема урока__________________________________________________________________
Задание 1.
Прочитайте предложение.
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
Измените предложение так, чтобы оно имело смысл.
__________________________________________________________________________________
Вывод 1
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая______________________________
________________________________________________________________________________
Задание 2.
Прочитайте текст, замените повторяющиеся слова местоимениями. Определите роль местоимений в речи.
Вошел Мерцалов. Мерцалов был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Руки Мерцалова взбухли и посинели от мороза. Мерцалов не сказал жене ни одного слова, жена не задала Мерцалову ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.
Вывод 2
Местоимения помогают ____________________________________________________________
____________________служат _______________________________________________________
Задание 3.
Распределите местоимения по разрядам вы, мой, никто, тот, наш, они, этот, никакой
Указательные | |
Притяжательные | Отрицательные |
Личные |
(Устно) – употребите местоимение мой со словами : книга, портфель, окно
- употребите местоимение мой со словами книга, книги
- просклоняйте местоимение он
Вывод 3
Местоимения имеют ____________________________изменяются по _________________
________________________________________________________________________________
Заданаие 4.
Найдите местоимения, подчеркните их как член предложения.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево
( С.Я.Маршак “Пожелание друзьям”)
Вывод 4
Местоимения в предложении бывают___________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 5.
Измените предложения так, чтобы устранить неточности в их понимании.
1.Отец велел сыну налить себе воды.
_________________________________________________________________________
2.Бабушка попросили Петю отнести вещи в свою комнату.
__________________________________________________________________________
3.Щенок подбежал к мальчику. Он вилял хвостом.
__________________________________________________________________________
4.Снег падал в лесу. Он весь искрился.
__________________________________________________________________________
5.Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
Домашнее задание:
Базовый уровень – параграф76 , упр. 435
Повышенный уровень - записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж.
Высокий уровень - написать небольшое сочинение на тему «Что было бы с языком, если бы в нем не было местоимений».
Приложение 3
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
КАРТА ПОСЕТИТЕЛЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КАФЕ (7 класс)
Ф.И. _________________________________
Тема урока ____________________________________________________________________
- «Вкусные слова» Расставьте ударение в словах.
КУЛИНАРИЯ, ТОРТЫ, ТВОРОГ, ЩАВЕЛЬ, СВЕКЛА, СЛИВОВЫЙ, КУХОННЫЙ, ЛОМОТЬ (хлеба).
- Заполните схему
Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Н или НН
- нн - -н-
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4
- «Нарисуй узор»
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
- «Корректор» Исправьте ошибки в меню (работа по вариантам)
Меню 1. 1. Квашеная в бочке соленая капуста 2. Закуска из тушенного птичьего мяса. 3. Борщ из жареной свеклы. 4. Жареная с грибами картошка. 5. Печенное яблоко | Меню 2. 1. Сазан заливной фаршированый. 2. Телятина с ветчиной, запеченая в соусе. 3. Щи из квашенной капусты с картофелем. 4. Рулеты из рыбного филе, отвареные с укропом. 5. Капустник старорусский с вареными грибами. |
- «Старинный рецепт». Восстановите рецепт, заменив глаголы страдательными причастиями прошедшего времени.
Капустник старорусский с вареными грибами.
Говядину, (нарезать) ______________________кубиками, сварить в (подсолить) _____________ воде. Опустить в бульон (тушить) ____________ квашеную капусту, (нашинковать) _________________лук, (нарезать) __________________кубиками картофель. Добавить в бульон сливовое повидло и (нарезать) _______________грибы. Варить 30 минут. Готовый суп разлить в супницы и посыпать (рубить) _____________________зеленью.
- «Фирменный рецепт» (работа в парах)
Составьте собственный рецепт, используя продукты, написанные на карточках (не обязательно использовать все ингредиенты)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист самооценки
ЭТАПЫ УРОКА | МОИ УСПЕХИ | ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Оценка за урок __________________
Приложение 4
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА (7 класс)
Ученика (цы) ________ класса Ф.И. _____________________
Тема: _____________________________________________
- Распределите по группам служебные части речи:
Предлог | Союз | Частица |
Из-за, в течение, не только.. но и, лишь, что, вследствие, не, бы, неужели, чтобы, на, пусть, но, или, же, около, тоже, в заключение, ввиду, если, более, самый.
- Выйти (из) комнаты, из (за) болезни, из (под) стола, ждать (до) утра, (в) течени... дня, (в) продолжени... речи, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) заключени... врача, (на)встречу с другом, шел (на)встречу.
Формообразующие | модальные | отрицательные |
Бы, неужели, разве, ли, не, что за, давай, вот, именно, уж, все – таки, ни, пусть, пускай, только, лишь,
- Сделать из частицы НЕ частицу НИ, чтобы смысл предложения не поменялся:
Как он только не просил - _____________________________________________________
Где еще не побывал человек- ___________________________________________________
К кому он только не обращался- _________________________________________________
- Раскрой скобки, укажи значение выражений
(Ни) (не) кола (ни) (не) двора -
(Ни) (не) свет (ни) (не) заря -
(Ни) (не) дать (ни) (не) взять -
(Ни) (не) пуха (ни) (не) пера -
(Ни) (не) то (ни) (не) сё -
(ни) (не) себе (ни) (не) людям -
(ни) (не) слуху (ни) (не) духу -
- Составьте одно сложное предложение с сочинительным союзом и одно сложное предложение с подчинительным союзом о нашем уроке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА (8 класс)
Ф.И._____________________________________________
Тема урока:___________________________________________________________________
Береги честь смолоду___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Назывные предложения
Ямщик поскакал. Но все время поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл. Сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Я выглянул из кибитки: мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.
Степь. Крепость. Комендант. Пушка. Избы. Жители. Дочь.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Определенно - личные предложения.
« Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться, да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, не смотря на твой офицерской чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.»
- Определенно-личные и неопределенно-личные предложения.
1.Зададим гостям пирушку: зарядим картечью пушку.
2.Умную голову почитают смолоду.
3.Не ходи, девка, молода замуж.
4.Посмотришь, проколю как я твою фигуру.
5.После дела за советом не ходят.
6.По одежке встречают, по уму провожают.
7.Молодые ребята, послушайте.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- Безличные предложения.
Мне не спалось. Лошадей занесло. Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, но с меньшей силою. Было так темно, что хоть глаза выколи. Хозяин встретил нас у ворот и ввёл меня в тесную, но довольно чистую горницу. Лучина освещала её. В избе было жарко натоплено. Хозяйки в доме не было.
- Кроссворд.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 |
- «Поберегите себя хоть для меня», - тихо произнесла Маша.
- «Вас отведут на вашу квартиру», - отдала приказание комендантша.
- «Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей…»
- Между тем смеркалось.
- Марью Ивановну снарядили, и уже через несколько дней она отправилась в дорогу.
- «Знают ли у вас в Оренбурге о сражении?» - спросил самозванец.
6. Письмо Пушкину.
1. Благодарим Вас за ваше творчество | |
2. С интересом изучаем ваше произведение. | |
3. В голове от прочитанного теснятся какие-то мысли. | |
4. Мы переживаем за судьбы главных героев. | |
5. Думаем и размышляем над вопросами, поставленными в повести | |
6.Чувствуем вашу поддержку и понимание | |
7.С любимой книгой не хочется расставаться |
Домашнее задание:
Написать письмо А.С. Пушкину, используя односоставные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочий лист к уроку русского языка
Рабочий лист к уроку "Обращение"...
Оценочный лист на уроках русского языка как средство контроля, самоконтроля и мотивации учащихся.
новая форма оценки, удобно....
Использование маршрутных листов на уроках МХК
Методические рекомендации помогут грамотно использовать рабочие листы для учащихся на уроках МХК...
Рабочий лист к уроку русского языка в 6 классе "Правописание гласных в суффиксах глаголов".
Рабочий лист (маршрутный лист) урока с критериями оценивания....
Маршрутный лист к уроку русского языка в 10 классе "Синтаксические нормы русского языка. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8). (ПРОДОЛЖЕНИЕ)"
Теоретическая и практическая часть (Задание 8 )....
маршрутный лист к уроку русского языка в 6 классе на тему " Повторение и обобщение морфемики и словообразования"
Маршрутный лист помогает обучающимся двигаться от остановки к остановке во время урока - путешествия и вовремя оценивать себя по изученному материалу...
Маршрутные листы на уроках русского языка
Маршрутный лист - это план урока ученика....