Маршрутный лист к уроку русского языка в 10 классе "Синтаксические нормы русского языка. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8). (ПРОДОЛЖЕНИЕ)"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Косенко М.Н.

Теоретическая и практическая часть (Задание 8 ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_15.04.docx26.15 КБ
Файл domashnee_zadanie_praktika.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЕГЭ-9. Синтаксические нормы русского языка.  Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ (задание 8). (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Учебник – пособие по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (С.В. Драбкин).

Теоретическая работа в класса

Примеры

I. Для того чтобы правильно выполнить задание 8, ученик должен знать, типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка. (Материал даётся в дополнение к пособию Драбкина).

Ребята, внимательно изучите данный теоретический материал, разберите примеры.

6. Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

Пр  

       При  выполнении данного задания помним, что подлежащее выполняет и основное действие, и добавочное!

Он  

На  Находим  деепричастия по вопросам: ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? (они будут выделены запятыми!).

- Он  шел, улыбаясь: он шел и он улыбался – ошибки нет!

- Подъезжая, с меня слетела шляпа: шляпа слетела, но она не подъезжала  – ОШИБКА!

7. Нарушение в построении предложения с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

Вспомним, что такое косвенная речь, каковы её особенности.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливает говорящих к своей речи.

Особенности косвенной речи. Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложения, которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП.

Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они - в разных падежах).

Косвенная речь передаёт только содержание чужой речи, поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи.  Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл. В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы.

НАПРИМЕР:

Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала - ОШИБКА!  Как сказал журналист, что трех ЕГО жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.- ПРАВИЛЬНО.

8. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

При выполнении этого задания следует помнить, что:

1)предлоги СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НАВСТРЕЧУ требуют Дат. падежа – ЧЕМУ? КОМУ?

2)по истечении, возвращении, окончании…НО  по приезде

3) предлоги  наперерез, наперекор употребляются с  Д. п.  –чему?    По - употребляется с П. п.

4) помним об употреблении предлогов из-с, в-на: из школы, с урока; на Кавказ – в Сибирь.

На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. – ОШИБКА!!!  На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется  изучению норм литературного языка. - ПРАВИЛЬНО!

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. – ОШИБКА!!! Когда он приехал из деревни в город, то многому удивился.  – ПРАВИЛЬНО!

9. Ошибки в построении предложений с однородными членами.

ПОМНИМ!

- Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.

- Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения»:  

- Двойные союзы (как, так и…; не только, но и…; не столько, сколько…) не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.

- Не должно быть избыточного использования союзов.

Люблю и любуюсь этими цветами –ОШИБКА!  Люблю цветы -  любуюсь цветами. – ПРАВИЛЬНО.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. – ОШИБКА!!! Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии. –ПРАВИЛЬНО.

Ребята! Ознакомьтесь с домашним заданием и приступайте к выполнению. Готовимся к проверочной работе (задание 8). (Сайт «Решу ЕГЭ»)

Домашнее задание: Выучить теорию (пособие Драбкина С.В. + лекция к уроку). Выполнить практическое задание (см. файл). Скан, фото выслать на электронный адрес Kosenkomarina@rambler.ru   

(По возможности высылайте  на электронную почту: удобнее работать)



Предварительный просмотр:

Задание

Ответ ученика (может быть набран на компьютере, может быть рукописным; можно работать в тетради)

6. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в построении предложений с  ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

- Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

- Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

- Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулём автомобиля.

- Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.

7. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в построении предложений с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

- Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.

- Путник решил, что я лучше пережду дождь в селении.

- Учитель предложил, что, ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду.

8. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в неправильном употреблении падежной формы существительного с предлогом.


- Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.


- Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.

- Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

- Самая высокая степень человеческой мудрости – умение сохранять спокойствие духа вопреки внешних угроз.

- Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П.И. Чайковского.

9. Внимательно прочитайте предложения и исправьте ошибки, допущенные в построении предложений с однородными членами.

- Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

- Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

- Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы.

- Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.

- Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Решение тестовых заданий", 10 класс

Данное элективный курс позволяет начать планомерную подготовку к ЭГЕ. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)....

Урок русского языка в 9 классе по программе С.И. Львовой. Тема "Виды сложносочиненных предложений" (продолжение темы).

На данном уроке отрабатываю навыки и умения анализировать структуру с.с.п., определяю характер смысловых отношений между частями с.с.п., провожу текстоведческий, языковой анализ текста, воспитываю эмо...

«Использование «Маршрутных листов» на уроках русского языка»

В данной статье содержится инофрмация об использовании "Маршрутных листов "  на уроках русского языка и предлагаются примеры....

маршрутный лист к уроку русского языка в 6 классе на тему " Повторение и обобщение морфемики и словообразования"

Маршрутный лист помогает обучающимся двигаться от остановки к остановке во время урока - путешествия и вовремя оценивать себя по изученному материалу...

Маршрутные листы на уроках русского языка

Маршрутный лист - это план урока ученика....