Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
по теме "Причастие" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasypova_g.m._urok_po_tehnologii_v.e.shteynberga.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
8.Краткая форма
( у страд-ых) 9.синтаксическая роль: определение
сказуемое
7.Изм-ся по
числам, паде- 1. Самостоятельная часть речи
жам,родам (в ед.ч.)
6.Настоящего и 2.Какой? Какая?
прошедшего
времени
3.Обозначает проявляющийся
5.Совершенный и во времени признак предмета
несовершенный вид по действию
4.страдательные и
действительные
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления рассмотрим на примере урока русского языка в 7 классе
« Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС
Урок русского языка ( технология В.Э.Штейнберга).
Тема : «Причастие как часть речи»
Насыпова Гульфия Маратовна, учитель
Предмет: русский язык
ОУ: МБОУ Школа №18
Цели: Образовательная: развить умение формулировать определение понятий; формировать умение отличать причастие от других частей речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
Развивающая: осуществление системно – деятельностного подхода; развитие внимания; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения формулировать проблему;
Воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
3. Постановка и определение учебной задачи.
4. Решение поставленной задачи.
5. Первичное закрепление изученного.
6. Проверка усвоения изученного.
7. Подведение итогов урока. Составление синквейна.
8. Постановка домашнего задания.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах.
Вопросы:
- Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки. ( Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на вопрос: какие? В предложении эти слова являются определениями. Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой) , по родам ( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам (большая – большую).
- Ребята, а чем эти слова отличаются друг от друга? (Больших указывает на признак предмета. А слово сорванные указывает на признак по действию, проявляющийся во времени) Учитель поясняет: в русском языке есть удивительная часть речи, которая сочетает в себе признаки прилагательного и глагола. Называется она причастием.
3. Постановка и определение учебной задачи.
- Ребята, вы можете определить, какой частью речи является слово сорванные? (Нет. Учащиеся понимают, что слово сорванные – это какая- то новая часть речи)
- Как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока? (познакомиться с новой частью речи, узнать ее морфологические признаки, определить отличительные признаки этой части речи)
На доске и в тетрадях записывается тема урока – «Причастие как часть речи».
4. Решение поставленной задачи.
Пути решения могут быть:
А) совместное конструирование ЛСМ при изучении нового материала;
Б) этапы конструирования ЛСМ определяют учащиеся, выделяя основные вопросы, необходимые для раскрытия темы и решения поставленной задачи.
5. Первичное закрепление изученного.
- А сейчас давайте запишем предложения, в которых нам встретятся причастия. Ваша задача найти причастия, определить синтаксическую роль(один человек работает у доски, остальные- в тетради).
Это было давно. Путник т…щился по пустыне шесть суток. Адски х…телось пить. То и дело ему м…рещился т…рчащий из п…ска в…допроводный кран с пр…хладной, осв…жающей водой. Но, увы! Это была то выт…нувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Вс…вышнему:
– О, Всемилостивейший! Ум…ляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось ч…до. Св…ркнула молния, п…днялся стол… песка, а когда он ра…еялся, несчас…ный увидел кран. Но,увы, кран был не в…допроводный, а подъемный...
(ученики списывают текст, вставляют пропущенные буквы, находят причастия, определяют синтаксическую роль, вид,время)
6. Проверка усвоения изученного.
«Тест»
Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь
Б) висячая лампа Д) летучая мышь
В) летящая птица Е) зеленый дуб
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) нарастающий шум Г) растаявший снег
Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака
В) высохшая трава Е) желтая рожь
3) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) читающий мальчик Г) скошенная трава
Б) читальный зал Д) каменный дом
В) созревающие зерна Е) поющие птицы
4) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) пахучее молоко Г) смотревший вперед
Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод
В) спеющая ягода Е) орудийные залпы
(ученики учатся различать прилагательные от причастий)
7. Подведение итогов урока. Составление синквейна.
1 | Часть речи | 1существительное | Причастие |
2 | Какая? | 2 прилагательных | Настоящего и прошедшего времени |
3 | Что делает? | 3 глагола | Имеет признаки глагола и прилагательного Изменяется по числам, по падежам Зависит от существительного |
4 | Синтаксическая функция? | Вывод о синтаксической роли | Может быть и главными, и второстепенными членами предложения |
Рефлексия
- Я узнал….
- Я понял…
- Мне было интересно…
- Я затруднялся…
8. Домашнее задание:
1) Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на логико – смысловую модель.
2)Выполнить упражнение № 105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...