Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Елена Николаевна Неведрова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 7 класса общеобразовательных школ.

Программа  составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ  и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)

 Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017.

Примерная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования. В Примерную программу были внесены изменения. 

 

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение русского (родного) языка в VII  классе – 136 часов.

 

 

                                                                                        Цели обучения

        Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

 

                                               

  Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

 

Результаты освоения курса русского языка

Личностные результаты:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

•  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

•  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;

•  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

•  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

•  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

•  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

•  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

•  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•  владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

•  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
•  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

•  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

•  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 

 

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили,язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

 

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx104.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Касторенская  средняя общеобразовательная школа №2"

Касторенского района Курской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________

Протокол № 1 от «     »             2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/С.И. Мартынова/

 «__»________________2019г.

«Утверждено»

на методическом совете

Директор _________/А.Е. Мартынов/

Протокол №___от «___»_________________2019г.

        

Рабочая программа

по русскому языку

 7 класс  

Учитель Неведрова Елена Николаевна

 2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 7 класса общеобразовательных школ.

Программа  составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ  и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) 

 Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017.

Примерная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования. В Примерную программу были внесены изменения.  

 

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение русского (родного) языка в VII  классе – 136 часов.

                                                                                        Цели обучения

        Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

                                               

  Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты освоения курса русского языка

Личностные результаты:

1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

•  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

•  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;

•  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

•  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

•  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

•  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

•  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

•  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•  владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

•  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
•  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

•  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

•  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили,язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание   курса

РАЗДЕЛ I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Раздел II.

Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.

Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия  и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий.  Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица  как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Тематическое планирование

N п/п

Темы

Кол-во часов

1

  Русский язык как развивающееся явление

1

2

  Повторение изученного материала в 5-6 классах

7

3

  Тексты и стили.

5

4

  Морфология и орфография. Культура речи.

  Причастие.

  Деепричастие.

  Наречие.

  Учебно-научная речь.

  Категория состояния.

32

11

23

1

6

5

  Служебные части речи.

    Предлог.

    Союз.

   Частица.  

12

13

11

6

  Междометие.

2

7

  Повторение изученного материала в 5-7 классах.

12

 

ИТОГО

136

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календ. сроки

Основное содержание

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Русский язык – один из славянских языков. Славянские языки – родственные языки.

Развитие, совершенствование, изменение языка

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему

и составлять рассуждение на лингвистическую тему

Формирование знания

о взаимосвязи

русского языка

с культурой

и историей

России и мира,

формирование

сознания того,

что русский

язык – важнейший показатель

культуры человека

Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Русский язык как развивающееся явление.

2

Повторение. 

1

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его структура. Простые и сложные предложения.

Активизировать знания в области синтаксиса и пунктуации; уметь выделять и разбирать словосочетания, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения,  выполнять синтаксический разбор предложений.

Формирование

«стартовой»

мотивации

к изучению нового материала.

Формирование

навыков работы по алгоритму выполнения

задания при

консультативной помощи

учителя.

Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Коммуникативные:

слушать и слышать друг

друга, с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

самостоятельно выделять

и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор.  

3

Повторение. Лексика и фразеология.

1

Лексика. Фразеология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Работа над лексикой текстов, лексическим значением слов, работа   с толковым словарём.

4

Повторение. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

Фонетика и графика. Гласные и согласные  звуки. Орфоэпия

Выявление особенностей русской фонетики. Фонетический разбор слов. Работа над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками.

5

Повторение. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Части слова, основа, окончание, нулевое окончание

Выполнение морфемного и словообразовательного разбора.

6

Повторение. Морфология и орфография.

1

Самостоятельные и служебные части речи, морфологические признаки самостоятельных частей речи

Классификация частей речи,  морфологический разбор слов.

7

Повторение. Морфологический разбор слова.

1

Самостоятельные и служебные части речи, морфологические признаки самостоятельных частей речи

Классификация частей речи,  морфологический разбор слов.

8

Входная  диагностическая работа.

1

Фонетика. Орфография. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов

9

Тексты и стили речи

1

Текст. Языковые средства связи. Абзацы. Микротемы. Типы текста. Стиль текста.

Определение стилей текстов и обоснование ответа

Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Осознавать  возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Выразительно читать

прозаические и поэтические тексты.

Познавательные: владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия.

  Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки,  в т. ч. используя ИКТ.

  Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, организовывать работу в паре, группе.

Текст.

10

Р.Р. Диалог как текст. Виды диалога.

1

Диалог как текст. Виды диалога.

Определение понятия диалога, виды диалогов.

11

Р.Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль.

1

Средства связи слов в тексте, абзац.

Речь письменная и устная. Стили речи. Особенности публицистического стиля.

Публицистический стиль как функциональная разновидность языка.

12

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» с грамматическим заданием.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

13

Анализ ошибок контрольного диктанта.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

14

Морфология и орфография. Культура речи

1

Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастия.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия.

Формирование чувства прекрасного

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Продолжить формирование у учащихся орфографической зоркости.

 Формирование устойчивой мотивации к обучению.

Продолжить формирование языковой грамотности.

Формировать познавательный интерес у учащихся.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой  исследовательской деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Продолжить формирование языковой грамотности.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой  исследовательской деятельности.

Формирование познавательного интереса у учащихся.

Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности.

Формирование устойчивой  мотивации к  обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Продолжить формирование у учащихся бережного отношения к слову

Формирование устойчивой  мотивации к  обучению на основе алгоритма решения задачи.

Формирование устойчивой  мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

Формирование навыка индивидуальной и коллективной  исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения задачи.

Формирование эстетического вкуса у учащихся.

Формирование познавательного интереса к индивидуальной и коллективной проектной деятельности в ходе выполнения творческого задания.

Коммуникативные:

проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые

средства для отображения в форме речевых

высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего

мира.

Регулятивные:

осознавать самого себя как

движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии,

к волевому усилию – выбору в ситуации

мотивационного конфликта, к преодолению

препятствий.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических

задач

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной  кооперации.

Регулятивные:

проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и форм сотрудничества.

 Познавательные: 

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: 

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры , содержания и значения слова, предложения, текста.

Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой деятельности.

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

  Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  проектирования проблемных зон в изученной теме.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе    работы над ошибками

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Причастие как часть речи.

15

Склонение причастий.

1

Склонение причастий. Алгоритм определения падежного окончания причастий.

Выявлять путем наблюдений особенности склонения причастий.

16

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

Изменение причастий по падежам, гласные в падежных окончаниях причастий

Усвоить правило написания гласных в падежных окончаниях причастий.

17-18

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

Понятие о причастном обороте и выделение его на письме запятыми

Опознавать одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализировать условия обособления причастного оборота.

19

Р.Р. Описание внешности человека.

1

Собирание фактов, материалов для сочинения. Основные виды описания внешности человека.

Уметь создавать текст сочинения – описания человека. Использовать в нем причастия и причастные обороты.

20

Действительные и страдательные причастия.

1

Значение действительных и страдательных причастий

Знакомство с определением действительных и страдательных причастий.

21

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Краткая и полная форма страдательных причастий

Распознавать краткие и полные формы страдательных причастий. Определять синтаксическую роль причастия в предложении.

22

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Способы образования действительных причастий настоящего времени, выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Распознавать действительные причастия настоящего времени. Образовывать действительные причастия от разных глаголов. Изучение правила выбора орфограммы в данных причастиях.

23

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Изучение правила выбора орфограммы в данных причастиях.

24

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Способы образования действительных причастий прошедшего времени.

Распознавать действительные причастия прошедшего времени. Образовывать действительные причастия от разных глаголов.

25

Практикум «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени». Проверочный тест.

1

Правописание гласных в суффиксах действительных  причастий настоящего и прошедшего времени

Образовывать действительные причастия от разных глаголов.

26

Р.Р. Подготовка к изложению по тексту упр.116 «Воспоминания

Т.Л. Сухотиной о детстве».

1

Составление текста изложения по упр.116. Вопросный план текста изложения

Выделять тему, основную мысль текста, ключевые слова в текстах. Уметь писать изложение.

27

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего  времени.

1

Способы образования страдательных причастий настоящего времени, выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Распознавать страдательные причастия настоящего времени. Усвоить правило выбора суффикса в страдательных причастиях.

28

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего  времени.

1

Выбор гласной в суффиксах страдательных причастий  наст.времени

Усвоить правило выбора суффикса в страдательных причастиях.

29

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени

Распознавать страдательные причастия прошедшего времени.

30

Гласная перед Н в полных и кратких страдательных  причастиях.

1

Буквы а, я, е перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Усвоить правило написания гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

31

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

1

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и  Н в отглагольных прилагательных

Усвоить правило написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и н в отглагольных прилагательных.

32

Закрепление темы «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных».

1

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и  Н в отглагольных прилагательных

Усвоить правило написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и н в отглагольных прилагательных.

33

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

Страдательные причастия. Отглагольные прилагательные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Полные и краткие страдательные причастия. Полные и краткие прилагательные.

Усвоить правило написания н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких  отглагольных прилагательных.

34

Закрепление темы «Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных».

1

35

Р.Р. Подготовка к выборочному изложению по рассказу

 М.А. Шолохова «Судьба человека».

1

Выборочное изложение, создание, правила написания выборочного изложения

Выделять тему, основную мысль текста, ключевые слова в текстах. Уметь писать изложение.

36

Р.Р. Написание выборочного изложения по рассказу

 М.А. Шолохова «Судьба человека».

1

Выборочное изложение, создание, правила написания выборочного изложения

Выделять тему, основную мысль текста, ключевые слова в текстах. Уметь писать изложение.

37

Морфологический разбор причастия. Анализ изложения.

1

Морфологический разбор причастия. Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора.

Выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий.

38

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

Правописание не с причастиями. Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Противопоставление с союзом а.

Усвоить правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

39

Закрепление темы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

1

Правописание не с причастиями. Причастия полные и краткие. Причастный оборот.

Усвоить правило слитного и раздельного написания не с причастиями.

40

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Правописание букв е, ё после шипящих в суффиксах причастий.

Усвоить правило написания букв е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

41-42

Повторение изученного по теме «Причастие».

1

Контрольные вопросы и задания по теме «Причастие».

Причастие. Причастный оборот. Правописание причастий. Пунктуация при причастном обороте.

43

Контрольный диктант по теме «Причастие» с грамматическим заданием.

1

Контроль знаний.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

44

Анализ ошибок контрольного диктанта.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

45

Р.Р. Сочинение – описание внешности человека (упр. 166-167).

1

Собирание материала к сочинению-описанию внешности знакомого человек

Отбор необходимого материала для сочинения-описания, описание внешности человека.

46

Деепричастие как часть речи. Анализ сочинений.

1

Понятие о деепричастии. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении.

Знать глагольные и наречные признаки деепричастия, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия.

Формирование устойчивой  мотивации к  творческой деятельности  по алгоритму, индивидуальному плану.

Формирование устойчивой  мотивации к  обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

 

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

 Формирование устойчивой  мотивации к  творческой деятельности  по алгоритму, индивидуальному плану.

Формирование устойчивой мотивации к  самосовершенствованию

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Коммуникативные:

представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

Регулятивные:

формировать ситуацию саморегуляции,  т. е. операционального опыта.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связь и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования  типа речи описание.

47

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

Деепричастие с зависимыми словами, выделение на письме деепричастного оборота

Знать понятие о деепричастном обороте, правило постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

48

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

Глагол. Деепричастие. Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи.

Знать правило написания НЕ с деепричастиями и

применять его в практике.

49

Деепричастия несовершенного вида.

1

Глагол. Деепричастие несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида.

Знать признаки деепричастия несовершенного вида, правописание суффиксов деепричастий несовершенного вида.

50

Деепричастия совершенного вида.

1

Глагол. Деепричастие совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида.

Знать  признаки деепричастия совершенного вида, правописание суффиксов деепричастий совершенного вида.

51

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассказу по картине

С. Григорьева «Вратарь».

1

Рассказ на основе картины. Завязка, развитие действий, кульминация, развязка.

Уметь  составлять рассказ по картине, подбирая материалы.

52

Р.Р. Написание сочинения-рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь».

1

Рассказ на основе картины. Завязка, развитие действий, кульминация, развязка.

Уметь  составлять рассказ по картине, подбирая материалы.

53

Морфологический разбор деепричастия. Анализ сочинений.

1

Обобщение и систематизация сведений о деепричастиях

Выполнять морфологический разбор.

54

Повторение изученного о деепричастии.

1

Повторение и систематизация сведений о деепричастии

Уметь образовывать различные формы глаголов, причастий  и деепричастий; правильно писать слова с изученными орфограммами.

55

Контрольный диктант по теме

«Деепричастие» с грамматическим заданием.

1

Контроль знаний по изученной теме.

Уметь  писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

56

Анализ ошибок контрольного диктанта.

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы

Уметь выполнять работу над ошибками.

57

Наречие как часть речи.

1

Наречие – развивающаяся часть речи. Значения наречий. Морфологические признаки наречий.

Знать общекатегориальное значение наречий, морфологические признаки, синтаксическую роль наречий.

Формирование навыка составления алгоритма выполнения задачи.

58

Употребление наречий в речи.

1

Самостоятельные части речи. Наречие - неизменяемая часть речи. Употребление наречий с точки зрения норм литературного языка. Основные способы словообразования.

Знать нормы употребления наречий с точки зрения норм литературного языка, функции наречий.

Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Коммуникативные:

управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе   конструирования текста –описания.

Коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфографическими нормами родного язык

Регулятивные:

проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования   текста.

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования  типа речи описание

Коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с синтаксическими нормами родного язы

Регулятивные:   проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе    работы над ошибками

59

Разряды наречий.

1

Систематизация знаний учащихся о значениях наречий, знакомство со смысловыми группами наречий

Знать смысловые группы наречий.

Уметь находить наречия, определять их разряд; выписывать словосочетания с наречиями; составлять синонимические ряды с наречиями.

Формирование познавательного интереса к творческой деятельности.

Формирование собственной точки зрения на определенные вопросы

Формирование устойчивой  мотивации к  обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Формирование познавательного интереса к творческой деятельности.

Формирование навыка индивидуальной и коллективной  исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения задачи.

Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.

Формирование устойчивой  мотивации к  творческой деятельности  по алгоритму, индивидуальному плану.

Продолжить формирование у учащихся орфографической зоркости.

 Формирование устойчивой мотивации к обучению.

Формирование устойчивой  мотивации к  творческой деятельности  по алгоритму, индивидуальному плану.

Продолжить формирование языковой грамотности.

 

 Продолжить формирование у учащихся орфографической зоркости.

Формирование  навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности  на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи.

60

Закрепление темы «Разряды наречий».

1

Смысловые группы наречий. Словосочетания с наречиями. Синонимические ряды

61

Степени сравнения наречий.

1

Качественные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных и наречий. Сравнительная степень наречий. Простая и составная форма сравни тельной степени. Превосходная степень сравнения наречий. Составная форма превосходной степени наречий.

Знать степени сравнения наречий, способы образования сравнительной и превосходной степени сравнения наречий.

Уметь распознавать степени сравнения наречий, образовывать различные степени сравнения наречий, находить в текстах наречия  разных форм.

62

Закрепление темы «Степени сравнения наречий».

1

63

Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине

И. Попова «Первый снег».

1

Дневниковые записи в сочинении на основе репродукции картины И. Попова «Первый снег»

Уметь создавать текст в виде дневниковых записей по картине.

64

Морфологический разбор наречия.

1

Систематизация сведений о наречии, порядок морфологического разбора наречия

Знать порядок морфологического разбора наречий. Характеризовать наречие   по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий.

65

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  -О и –Е.

1

Правописание НЕ с наречиями. Синонимы. Противопоставление с союзом а. Словообразование наречий.

Знать правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, основные способы словообразования наречий.

Уметь применять орфографическое правило при написании НЕ с наречиями.

66

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1

Отрицательные наречия. Вопросительные наречия. Правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Знать образование отрицательных наречий; правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

67

Н и НН в наречиях на –О и –Е.

1

Правописание в наречиях одной и двух Н

Знать алгоритм написания Н и НН в наречиях.

Уметь применять орфографическое правило написания Н и НН в наречиях; применять правило написания Н и НН в разных частях речи.

68

Практикум по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи»

1

Правописание в наречиях одной и двух Н

69

Р.Р. Описание действий. Сочинение о труде (упр. 264).

1

Роль описаний действий в речи, роль наречий.

Заголовок текста. Тема текста. Основная мысль. Средства выразительности.

Уметь определять роль наречий в описании действий; собирать материал наблюдений за действиями в разных профессиях; писать заметки для стенгазеты.

70

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Правописание наречий, оканчивающихся на шипящую

Знать правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий и

уметь применять правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; дифференцировать слова с различными видами орфограмм.

71

Буквы О и А на конце наречий.

1

Способы образования наречий (суффиксальный, приставочно-суффиксальный). Однокоренные слова. Антонимы.

Знать правило написания О и А после шипящих на конце наречий.

Уметь применять правило написания О и А после шипящих на конце наречий, графически обозначать  изучаемую орфограмму.

72

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Однокоренные слова. Дефис в наречиях. Неопределенные местоимения и наречия. Отличие наречий с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями

Применять правило написания дефиса между частями слова в наречиях; образовывать наречия различными способами; сопоставлять дефисное написание неопределенных местоимений и наречий; отличать наречия с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями.

73

Р.Р. Устное сочинение по картине

Е. Широкова «Друзья».

1

Работа над текстом сочинения

Уметь создавать собственный рассказ от лица героя картины.

74-75

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

Приставки в наречиях. Имя существительное. Количественные числительные

Применять правило слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных, находить в случае затруднения наречия в орфографических словарях.

76

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Правило употребления мягкого знака на конце наречий

Применять правило написания Ь знака после шипящих на конце наречий; правописание Ь знака в различных частях речи.

77

Повторение изученного о наречии.

1

Повторение изученного по теме, подготовка к контрольному диктанту

Уметь образовывать наречия, находить их в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор наречий, определять синтаксическую роль наречий.

78

Контрольная работа  по теме « Наречие» или тестовая работа.

1

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

79

Анализ контрольной работы.

1

Работа над ошибками

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему.

80

Отзыв. Учебный доклад.

1

Отзыв. Учебный доклад.

81

Категория состояния как часть речи.

1

Знакомство с категорией состояния как самостоятельной частью речи

Знать признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия.

 Находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения.

Формирование устойчивой мотивации к  конструированию, творческому самовыражению.

Формирование навыков  составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания.

Формирование устойчивой мотивации к  индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического и практического материала.

Коммуникативные:

 использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе применения изученного правила.

82

Морфологический разбор категории состояния.

1

Общее значение, неизменяемость категории состояния

Знать порядок морфологического разбора слов категории состояния.

83

Категория состояния и другие части речи.

1

Категория состояния. Наречие.

Знать признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия.

84

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению по тексту                            К. Паустовского «Обыкновенная земля».

1

Работа над приемами сжатия текста

Уметь писать сжатое изложение, применяя основные принципы сжатия текста, определять стиль текста, тип текста.

85

Р.Р. Написание сжатого изложения по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля».

1

Принципы сжатия текста. Сжатое изложение.

86

Повторение темы «Категория состояния». Проверочный тест.

1

Повторение изученного по теме. Контроль знаний.

Находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения; выделять грамматическую основу в предложениях, выполнять морфологический разбор слов категории состояния.

87

Служебные части речи

1

Систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи

Знать особенности самостоятельных и служебных частей речи.

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Формирование устойчивой мотивации к  обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе пары.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного    алгоритма выполнения задания.

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью  планирования, контроля и самооценки действий.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

   

Познавательные:

 объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе исследования.

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной  кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:  

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения диагностической работы

Самостоятельные и служебные части речи. Анализ сжатого изложения.

88

Предлог как часть речи.

1

Понятие о предлоге как служебной части речи

Дифференцировать служебные части речи; различать предлоги, выписывать словосочетания с предлогами.

89

Употребление предлогов.

1

Употребление предлогов в тексте

Употреблять однозначные и многозначные предлоги, составлять словосочетания с предлогами, в случае затруднений пользоваться «Толковым словарем»; исправлять недочеты в употреблении предлогов.

90

Непроизводные и производные предлоги.

1

Непроизводные предлоги. Производные предлоги. Самостоятельные части речи. Служебные части речи

Знать непроизводные и производные предлоги, способ образования производных предлогов.

Уметь распознавать производные и непроизводные предлоги, дифференцировать словосочетания с различными предлогами; анализировать производные предлоги по их происхождению; исправлять неправильное употребление предлогов.

91

Непроизводные и производные предлоги. Закрепление темы.

1

Нахождение предлогов в тексте, определение из каких частей речи они произошли

92

Простые и составные предлоги.

1

Простые и составные предлоги. Предложные словосочетания

Распознавать простые и составные предлоги, дифференцировать словосочетания с различными предлогами; исправлять неправильное употребление предлогов.

93

Морфологический разбор предлога. 

1

Морфологический разбор предлога. Предложные словосочетания

Производить морфологический разбор предлогов.

94

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

Правила написания производных предлогов

Уметь применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов; выписывать словосочетания с предлогами.

95

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

Работа над материалами сочинения, составление текста сочинения

Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

Уметь создавать собственный репортаж по  картине.

96

Р.Р. Написание сочинения по картине. А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

97

Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест.

1

Уметь находить предлоги в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор предлогов, исправлять ошибки в употреблении предлогов; решать тестовые задания.

98

Промежуточная диагностическая работа.

1

Фонетика. Орфография. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме при помощи средств самодиагностики результатов

99

Союз как часть речи.

1

Понятие о союзе как части речи

Уметь определять союз как часть речи; производить морфологический анализ союза; выделять союзы в тексте, классифицировать союзы, определять основную мысль и стиль текста.

Формирование

устойчивой мотивации к обучению.

Формирование устойчивой мотивации к  обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Формирование познавательного интереса у учащихся.

Формирование устойчивой мотивации к  изучению и закреплению нового.

Формирование устойчивой мотивации к  конструированию и анализу.

Формирование устойчивой мотивации к  обобщению и систематизации материала.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного    алгоритма выполнения задания.

 Формирование навыков обобщения и систематизации теоретического и практического материала.

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа.

Коммуникативные:

формировать навык    групповой  работы , включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

   Познавательные:  

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  в конструирования словосочетания.

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью  планирования, контроля и самооценки действий.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме.

 

Коммуникативные:

формировать навык учебного сотрудничества  в ходе индивидуальной или групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе написания к/д, выполнения граммат. задания  

100

Простые и составные союзы.

1

Различение простых и составных союзов.

101

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Союз. Сочинительные и подчинительные союзы. Сложносочиненные сложноподчиненные предложения.

Распознавать сочинительные и подчинительные союзы, выписывать сложные предложения, дифференцируя их по союзам; составлять сложные предложения, используя разные союзы.

102

Запятая между простыми предложениями в ССП.

1

Сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сочинительные союзы.

Уметь применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, составлять схемы сложных предложений, составлять сложные предложения по схемам, отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений.

103

Сочинительные союзы и их роль в простом предложении и в сложном.

1

Соединительные, противительные, разделительные союзы.

Уметь опознавать разные по значению сочинительные союзы, составлять предложения по схемам, используя разные союзы; выделять однородные члены предложения и основы предложений; определять тип и стиль текста.

104

Подчинительные союзы.

1

Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов: причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные.

Уметь опознавать разные по значению подчинительные союзы, составлять сложноподчиненные предложения из данных простых, составлять сложные предложения по схемам, выполнять морфологический разбор союзов.

105

Закрепление темы «Подчинительные союзы».

Морфологический разбор союза.

1

Употребление подчинительных союзов в СПП.

Знать классификацию подчинительных союзов по значению; алгоритм морфологического разбора союза.

106-107

Р.Р. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.384).

2

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению Рассуждение на дискуссионную тему

Уметь писать сочинение –рассуждение по заданной теме.

108

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Анализ сочинений.

1

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. Наречие с частицей  (ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ).

Знать правило написания союзов.

Уметь применять орфографическое правило написания союзов  ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, отличать союзы от  наречий с частицей (ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ); определять стиль текста, расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.

109

Повторение сведений о предлогах и союзах. Тест.

1

Повторение изученного о предлогах и союзах.

Находить предлоги и союзы в текстах; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор предлогов и союзов, исправлять ошибки в употреблении предлогов; составлять сложные предложения, решать тестовые задания.

110

Контрольный диктант   с грамматическим заданием.

1

Проверка знаний учащихся, контроль

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

111

Анализ ошибок контрольного диктанта.

1

Анализ допущенных ошибок

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы.

112

Частица как часть речи.

1

Частица как часть речи.

Знать особенности частицы как части речи, выделять частицы в тексте, определять значение частиц в предложении.

Формирование

устойчивой мотивации к обучению.

Формирование навыков  составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания.

Формирование познавательного интереса у учащихся.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе пары.

Формирование устойчивой мотивации к  обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Формирование познавательного интереса, навыков конструирования текста.

Формирование устойчивой мотивации к  обобщению и систематизации материала.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности.

Коммуникативные:

формировать навык учебного сотрудничества  в ходе индивидуальной или групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

   

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе  морфологического написания сочинения.

Коммуникативные:

формировать навык учебного сотрудничества  в ходе индивидуальной или групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

   

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе  морфологического написания сочинения.

113

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Частица. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Условное и повелительное наклонение глагола. Степени сравнения прилагательных и наречий.

Распознавать разряды частиц по значению, употреблению и строению.

114

Смыслоразличительные частицы.

1

Разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных

стилях речи.

Знать разряды частиц.

Уметь определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки (вопрос, восклицание, указание, сомнение уточнение и т.д.); выделять смысловые частицы, производить замены частиц.

115

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Правописание частиц

Знать правило раздельного и дефисного написания частиц и

Уметь его  применять .

116

Морфологический разбор частицы.

1

Морфологический разбор частицы

Знать порядок морфологического разбора частицы и уметь выполнять .

117

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

1

Отрицательные частицы НЕ и НИ. Приставки НЕ- и НИ-.

Уметь дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением.

118

Различение частицы не- и приставки не-.

1

Закрепление умения выбрать нужную частицу в соответствии с ее значением и ролью в предложении.

Уметь дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением.

119-120

Р.Р. Сочинение – рассказ по данному сюжету (упр.446).

2

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли.

121

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

Анализ сочинений.

1

Омонимичные лингвистические единицы

Уметь опознавать частицу, приставку, союз в упражнениях; обозначать изученные орфограммы; составлять сложные предложения с наречиями, местоимениями, частицами.

122

Повторение по теме «Частица».

Тест по теме «Служебные части речи».

1

Анализ лингвистического текста. Повторение изученного о частицах. Проверка знаний учащихся, контроль

Уметь находить частицы; правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфологический разбор частиц, составлять сложные предложения, решать тестовые задания.

123

Междометия

1

Понятие о междометии как особой части речи. Правописание междометий

Знать грамматические особенности междометий.

Формирование устойчивой мотивации к  обучению, к поэтапному самосовершенствованию

Формирование познавательного интереса, навыков конструирования текста

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.

124

Знаки препинания при междометиях. Междометия и другие части речи.

1

Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях

Уметь дифференцировать междометия в предложениях, опознавать междометия, употребленные в значении других частей речи; расставлять знаки препинания при междометиях.

125

Повторение изученного в 5 -7 классах. 

1

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис)

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию.

Уметь применять на практике изученные правила.

Формирование устойчивой мотивации   к  закреплению изученного.

Формирование устойчивой мотивации к  обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности).

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности).

Коммуникативные:

формировать навык учебного сотрудничества  в ходе индивидуальной или групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе   составления текста.

Коммуникативные:

 использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью  планирования, контроля и самооценки действий.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

   Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе      исследования слов и предложений

Разделы науки о русском языке. Фонетика и графика.

126

Повторение. Лексика и фразеология.

1

Лексикология. Фразеология. Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Заимствованные и исконно русские слова.

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию.

Уметь применять на практике изученные правила.

127-128

Повторение. Морфемика. Словообразование.

2

Морфемика. Словообразование. Строение слов. Образование слов.

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию.

Уметь применять на практике изученные правила.

129-130

Повторение. Морфология. Орфография.

2

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Орфограмма Буквенные и небуквенные орфограммы

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию.

Уметь применять на практике изученные правила.

131

Контрольная работа

2

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Уметь выполнять тестовые задания в формате ЕГЭ.

132-133

Повторение. Синтаксис. Пунктуация.

2

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Обращение. Однородные члены предложения. Простое предложение. Сложное предложение.

Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 7 классе, терминологию.

Уметь применять на практике изученные правила.

134

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Проверка знаний учащихся

Научиться корректировать и применять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

135

Анализ ошибок контрольного диктанта.

1

Проверка знаний учащихся

 Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

  Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе      исследования слов и предложений

136

Комплексное обобщающее повторение изученного за год.

1

Проверка знаний учащихся

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....