Формирование УУД через проектно- исследовательскую деятельность.
статья по физике

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».  Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД)  школьников  изучающих курс физики с 7 по 11 класс через проектно-исследовательскую деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД через проектно- исследовательскую деятельность.

Ившина Наиля Науфаловна, МБОУ «СОШ №1» г. Альметьевска

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

   Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

 Я определила для себя одну из важных тем создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД)  школьников  изучающих курс физики с 7 по 11 класс через проектно-исследовательскую деятельность. Методика проведения учебных исследований, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на занятиях в ходе  обучения. Ее широко можно использовать на уроках  и во внеурочной работе.  Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить.

Главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а  также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Родителям дается  возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в проектно- исследовательской деятельности. Эта работа  для некоторых родителей  становится интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми  выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию,  изготовить модель прибора или установки. Продемонстрировать и защитить свою работу  дети могут уже на уроке.  Работы получаются очень интересными.

С седьмого  класса я практикую коллективные, групповые,  индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности. Физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире, раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. При изучении физики основное внимание уделяется знакомству с  методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности  по их разрешению.

    Универсальные учебные действия  подразделяются на 4 группы: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса. Учебно-познавательной мотивации)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…)

- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы , участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики — пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.

1. В 7 классе работу  с первых уроков начали с индивидуальных проектов  пор созданию тестов, кроссвордов по теме : «Введение», «Физика и техника» и в дальнейшем после изучения разделов, дети могут по желанию сами продолжать пополнять свою  копилку. Тесты  и кроссворды  использую для опроса других детей. После предварительной проверки созданных тестов предлагаю детям самим же дать оценку по составленному тесту или кроссворду. (взаимопроверка).

2.   После изучения темы «Динамометр» не только выполнение лабораторной работы, но изготовление  динамометра дома ( по желанию).

3. Следующий проект был задание 7 учебника  «Закон Паскаля», по теме «Сообщающиеся сосуды»  задание 9  «Рисунок фонтана» и «Модель фонтана» защита своих проектов.  «Автоматические  поилки для птиц».                              4. После изучение темы «Давление твердых тел»  выполнение задания 6- расчет давления, которое мы производим при ходьбе и стоя на месте, дополняю по желанию у кого есть: на лыжах,  санках, пуантах, сноуборде, ледянках , коньках. ( и дети иногда сами предлагают).

   Ученики 8 класса уже более осмысленно подходят к выполнению работ: «Термос», «Электроскоп», « Простая электрическая цепь» . Выпуск газет  по изученным разделам «Электричество и мы»,  «Тепловые явление в художественной литературе», ««Электрические  явление в художественной литературе».

Итак, предполагаемые результаты:

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

·        обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

·        создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

·        обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Семинар СОШ №10 г.Альметьевска РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...

Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность учащихся

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсаль...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Формирование УУД через проектно- исследовательскую деятельность.

Презентация к выступлению.Применение проектно-исследовательской деятельности на уроке...

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела....