«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» отчёт
материал
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчет за межаттестационный период 2013 – 2018 годы | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАБОРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Аналитический отчет
за межаттестационный период
2013 – 2018 годы
по теме:
«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ».
Составила:
Н.С. Козлова
учитель географии
2018 год
Содержание.
БЛОК 1. Анализ условий получения результата педагогической деятельности. 5
1.1. Развитие профессиональной компетентности 5
1.2 Этапы работы в межаттестационный период. 15
БЛОК 2. Анализ результатов педагогической деятельности. 17
2.2. Качество осуществления образовательного процесса. 17
2.3. Диагностика коммуникативных умений и ценностей. 19
2.4. Способы и уровни осуществления педагогической деятельности в межаттестационный период. 20
БЛОК 3. Проектирование педагогической деятельности в межаттестационный период с 2013 по 2018 год. 22
ВВЕДЕНИЕ
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Ф. Дистервег.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя. Это требует от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию новых качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Приоритетным направлением в своей работе сегодня я считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Почему привлекает именно этот метод, возрожденный в нашей педагогике?
В проектном обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как "ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями" (Л.С. Выготский).
В педагогической литературе под проектным обучением понимается такая организация образовательного процесса, которая направлена на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
Организацию проектно-исследовательской деятельности на уроках географии, на дополнительных занятиях, во внеурочной деятельности считаю одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема моей работы «Формирование компетенций учащихся через проектно-исследовательскую деятельность при изучении географии» достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской позиции учащихся на уроках.
Цель: проанализировать и дать оценку собственной образовательной деятельности в межаттестационный период с 2013 по 2018 годы; на основе изучения особенностей субъектного познавательного опыта учащихся обосновать эффективность проектно-исследовательской деятельности при изучении географии.
Задачи:
- вычленение ведущих проблем, решаемых в прошедший межаттестационный период;
- анализ полученных результатов образования;
- установление причинно-следственных связей между результатами образования и условиями их получения;
- самооценка эффективности собственной деятельности;
- выявление противоречий, вновь возникших в межаттестационный период;
- проектирование путей решения этих противоречий в следующий межаттестационный период.
Предмет анализа: образовательная деятельность по внедрению проектно-исследовательской технологии при изучении географиии по формированию компетенций учащихся в процессе обучения.
Гипотеза: если в процессе обучения географии эффективно использовать различные формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, то это даст возможность способствовать формированию субъектного познавательного опыта всех участников образовательного процесса.
Другими словами, познавая географию, дети получат возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, оценить самих себя.
Таким образом, очень важно способствовать формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности учеников к саморазвитию и социализации.
БЛОК 1. Анализ условий получения результата педагогической деятельности.
1.1. Развитие профессиональной компетентности
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Уже несколько лет я занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время. Изучила источники по описанию данных методов (научные разработки Д. Дьюи, Шацкого и др.)
Интересна работа И.С.Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся». В краткой и популярной форме в книге изложены подходы ко всем основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе. Автор убежден, что «школа будущего – это школа проектов».
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы, на результат. Необходимо через различные формы организации: урок, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.
Что же такое учебный проект? Это результат деятельности учащихся в рамках исследовательской деятельности и, конечно, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и навыки, а именно учить:
- исследованию (рассмотрению проблемного поля и выделению микротем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии создания продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (компьютерной презентации, театрализации, сценических представлений и др.).
Виды проектов различны, среди них можно выделить:
- исследовательский (имитация научного исследования), обязательно предусматривает эксперимент, данный проект имеет четкую структуру: реферат, доклад, научная статья;
- реферативно-описательный ориентирован на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки;
- социально-значимый, прикладной – это получение осязаемого, материального продукта, обязательно описание хода работы: создание моделей;
- творческий – это описание творческой деятельности: газета, альманах, радиопрограмма;
- театрально-игровой – это описание театрально-игровой деятельности: сценарий спектакля, интеллектуальной игры;
- методический (описание методического опыта) – подготовка педсовета, доклада. Данный проект включает понятийный блок, методические рекомендации, обобщение педагогического опыта.
- предметно-ориентированный (планирование собственной деятельности, систематизация материалов в рамках подготовки к итоговой аттестации, коррекции пробелов, подготовки к олимпиадам) – участие в олимпиадах, результаты тестирования и других форм контроля.
"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Считаю, что включение учащихся в самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность должно быть предусмотрено на всех ступенях образования, потому что именно проектная деятельность создает условия для удовлетворения потребностей детей в исследовании, созидании, общении и творчестве и позволяет построить обучение в соответствии с интересами и способностями учащихся.
В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Некоторые апробированы в отечественных школах. Наиболее интересной для своей практической деятельности считаю «технологию проектной деятельности», разработанную Е.С. Полат. Ее модель такова.
- Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
- Стендовая информация о проектной работе.
- Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.).
- Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
- Формирование проектных групп.
- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
- Поисковый этап.
- Промежуточные отчеты учащихся.
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проектов.
- Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
- Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.
- Заключительный этап: публичная защита проектов.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Благодарности ученикам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
В зависимости от того, какой проект выполняем (недельный или долгосрочный), данную схему корректируем.
Ключевые моменты подготовки и проведения учебно–исследовательской работы в школе:
- Подготовка к проведению исследования (определение объекта и предмета исследования; выбор и формулировка темы, проблемы, обоснование актуальности; формулирование гипотезы, целей и задач). Определение методов исследования.
- Проведение исследования.
- Оформление исследовательской работы.
- Защита результатов исследования.
Остановлюсь на методах исследования, которые мы применяем в своей учебной проектной деятельности.
- Теоретические методы:
- анализ и синтез. Анализ – это метод исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Эти методы ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования – изучение специальной литературы по теории вопроса.
- Эмпирические методы:
- наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;
- сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.
- Математические методы:
- статистические методы;
- метод визуализации данных (графики и т.п.).
Выбор метода совершается под руководством учителя, чаще это индивидуальное консультирование.
Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Желательно составление рабочего плана. Содержание экспериментальной части зависит от объектной области исследования, темы работы. После эксперимента необходимо отрефлексировать полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу. Только после этого планируется следующий блок работы, включающий в себя оформление результатов исследования.
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Существует несколько основных форм представления результатов исследовательской работы:
- доклад, сообщение;
- отчет;
- статья, тезисы;
- тест научного сочинения и т.д.
У каждой из форм свои особенности.
Преимущества индивидуальных проектов. Во-первых, план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью. Во-вторых, у учащегося формируется чувство ответственности. В-третьих, учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии. В-четвертых, формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
При повторении курса географии на занятиях по подготовке к ЕГЭ в 11 классе Аня М.. взяла тему “Население”. Проблемой для нее явилась систематизация материала. Чтобы найти для себя точку отсчета, она проанализировала несколько вариантов тестов (Сборники тестов пробного ЕГЭ по географии, материалы системы «Решу ЕГЭ»). Проследив за проявлением “ошибкоопасных” мест, пришла к выводу, что наиболее часто повторяющаяся ошибка – при определении экономически активного населения. Затем проверила умение анализировать графики численности населения. В результате наметила первый цикл работы: изучить таблицы по численности населения России. В рамках содержания материала определила учебную задачу и способы ее решения: овладение практическими умениями анализировать графики и таблицы, путем ликвидации пробелов (уточнение области незнания), составление конспекта по населению (через “блоки”) для работы в классе. Все это, считает Аня, поможет ей в дальнейшем.
Роль учителя – уточнить смысл проектного подхода, мотивацию и помочь в постановке цели. Так получился в данном случае предметно-ориентированный проект.
Самый важный и трудный этап – это выбор тем для исследования, проблем для изучения, а проблемы эти можно брать из окружающей действительности, из жизни, Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.
На этапе погружения в проект очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу, и она выливается в план работы над определенной темой. Так, например, к уроку, начинающему изучение географической оболочки, группе семиклассников были даны задания: «Подумайте, из каких частей состоит географическая оболочка? Существуют ли взаимосвязи между частями? Если да, то попробуйте это доказать».
Данные вопросы определили стратегию работы над темой и в то же время стали проблемой мини-исследования учащихся, которое они представляли на уроке.
Технология ориентирована на учащихся с высокой учебной мотивацией и стремлением к научно-исследовательской деятельности различного уровня, участию в научно-исследовательских конференциях как внутри учебного заведения, так и за его пределами.
Цель проектной технологии – развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Задачи:
- Помочь учащимся овладеть основами методологии проектной исследовательской деятельности.
- Обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования.
- Сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.
Умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации учебного проекта:
- Умение формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.
- Умение составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы.
- Умение выделять предмет и объект учебного исследования.
- Умение определять цель и задачи учебного исследования.
- Умение формулировать гипотезу учебного исследования.
- Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.
- Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.
- Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.
- Умение владеть специальной терминологией, определенной тематикой спецкурса.
Понятийный аппарат проектно-исследовательской деятельности школьника:
- алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
- библиография;
- внедрение;
- гипотеза исследования;
- дедукция, деятельность;
- закон, закономерность;
- индукция, историзм, индикатор, исследование;
- концепция, креативность, критерий;
- метод, моделирование, мониторинг;
- наблюдение, новация, новшество, наука;
- обобщение, объект, опыт;
- проект, предмет исследования, принцип;
- рецензия, рефлексия;
- сравнение, синтез, системный анализ;
- теория, творческий подход, технология;
- факт;
- эксперимент.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Итак, для чего нам нужен проект?
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Глубоко убеждена, что география, как учебный предмет обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки географии исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила. Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Ситуацией такого рода является рецензирование ответов одноклассников, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.
Курс географии в 6-11 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается тема «Гидросфера». Ученики сразу обращают внимание на связь с жизнью, с нашей рекой Тавда, озером Дикое. Задумываются над их происхождением, водным режимом, экологией. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный, научный смысл, реальные события. В период изучения природных зон, возникает вопрос о закономерности их размещения.
Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по географии можно разделить на следующие виды: работы, в которых проводится анализ текста учебного материала. Например: «Органический мир Африки», работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких объектов. Например сравнительная характеристика двух материков, или в курсе Экономической географии двух типов воспроизводства населения.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с учебным материалом, применить имеющиеся умения анализировать.
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Так, например в 8 классе при изучении темы «Морские ресурсы России» я провожу урок-симпозиум, на котором учащиеся выступают с сообщениями: «Чем богаты моря России?», «Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?», «Причины истощения морских ресурсов», «Экологические проблемы морей», после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
При изучении темы «Рельеф России» в 8 классе использую прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
1.Назовите виды тектонических структур. 2.Назовите формы рельефа. 3.Самое высокое место России. 4.Самое низкое место России. 5. Крупнейшие равнины нашей страны (три) 6.Самые молодые горы и самые высокие России. 7.Самые протяжённые горы России. | 1.Что находится в основании Восточно-Европейской равнины? 2.Что находится в основании Уральских гор? 3. Почему горы Алтай значительно выше Уральских гор, хотя они намного старше их? 4. Для чего мы изучаем рельеф страны? 5. Чем вы объясните расположение Среднерусской возвышенности? |
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Так, в 9 классе при изучении темы «География Свердловской области» провожу урок – деловую игру, целью которого является выработка у учащихся умений решать проблемы, возникающие в практической деятельности, развивать творческое мышление, способность оценивать деятельность, прививать интерес к познанию своего края.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. В 7 классе при изучении темы «Океаны», учащиеся самостоятельно проводят учебное исследование по рельефу дна Индийского океана, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов ( телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Так, в 11 классе при изучении темы «Австралия», задаю индивидуальное задание школьникам: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для туриста, посещающего Австралию. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают медиапродукт. Такая постановка задачи вовлекает учащихся в творческую деятельность. Вся информация рассматривается как свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения, например в 11 классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества»
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Данные компетенции можно развивать не на всех учебных занятиях по географии, а лишь на отдельных, когда тематика занятия пересекается с соответствующими категориями сферы гражданско-общественной деятельности. Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей владения простейшими исследовательскими умениями и навыками для ее решения. В 11 классе при изучении темы «Канада» использую «Продвинутую лекцию», в ходе которой учащиеся ищут соответствие и несоответствие первоначальной информации с материалом лекции, затем кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии – идёт обсуждение полученных результатов. Использование этого приёма позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
В 11 классе при изучении темы «Соединённые штаты Америки» использую прием составления эссе «Америка – рай для туристов». Ученик в письме выражает свои чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления.
Использование проектного обучения на уроках географии развивает у школьников такие умения, как:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы. Наряду с уроком в традиционной форме, применяю урок-семинар, урок-практикум, урок – исследование и другие.
Например, при изучении темы «Атмосфера и климаты Земли» провожу урок-диспут «Влияние человека на современные изменения климата» Размышляя над вопросами, парникового эффекта, стихийных природных явлений, глобального потепления и др. ученики выражают собственный взгляд. Завершается работа презентацией полученных результатов.
Путешествия и открытия очень нравится детям. Мы решили выполнить театрально-игровой проект «Великие географические открытия». Были определены цели:
- Увидеть значимость для потомков подвига первооткрывателей;
- приобрести навыки коллективной работы и работы в группах по интересам;
- развить творческие способности детей.
Учащиеся с удовольствием работали в группах по интересам:
1. «Сценаристы»
2. «Артисты»
3. «Оформители сцены»
4. «Костюмеры»
В результате был создан сценарий спектакля. Изучена история костюма 19 века, подготовлены эскизы костюмов для спектакля с их описанием. «Оформители» разработали свой проект оформления сцены для спектакля и оформили ее. «Артисты» успешно справились с поставленной задачей: прошло два спектакля. Зрителями стали учащиеся школы, родители и учителя нашей школы.
В 2013 году наш районный центр, село Таборы, праздновал свое 430-летие. Я предложила учащимся 8-го класса школы, посещающим краеведческий кружок, выполнить краеведческий проект и посвятить его дню рождения родного села. Учащиеся с удовольствием поддержали идею. Мы назвали работу «Особенности географического положения села Таборы». Проект был передан в школьный краеведческий музей.
Главной педагогической целью для меня было формирование ключевых компетенций, под которыми мы сегодня понимаем комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Была определена задача: познакомить учащихся с особенностями географического положения нашего района. Перед учащимися стояли конкретные проблемы:
-описать географическое положение, используя картографические источники;
-определить особенности климата Таборинского района;
-изучить внутренние воды;
-типы почв характерные для нашего района;
-познакомится с растительным и животным миром;
-выявить экологические проблемы, предложить пути их решения.
Источниками информации стали учебники, газетные и журнальные публикации, словари, справочники, так и архивные данные, материалы школьного музея, ЗАГСа МО Таборинский муниципальный район.
Как мы работали? Основные этапы деятельности таковы.
- Постановка проблемы.
- Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
- Планирование деятельности по реализации проекта.
- Сбор информации.
- Структурирование информации.
- Изготовление продукта
- Оформление продукта.
- Выбор презентации.
- Подготовка презентации.
- Презентация.
- Самооценка и самоанализ.
Проект был долгосрочным (годичным), выполнялся как в группах, так и индивидуально и в основном во внеурочное время.
Результатом стало (на первом этапе) написание исследовательских работ, их защита, подготовка альбома к 430-летию Таборов (на втором этапе).
Учащиеся изучили и обработали большой объем информации: провели анализ имеющейся литературы, обобщили, сопоставили с имеющимися фактами, сделали аргументированные выводы. Затем прошла презентация работ: на уровне классного коллектива и на исследовательской конференции.
Это был групповой исследовательско-описательный проект. Его преимуществами считаю то, что в группе формируются навыки сотрудничества; проект выполнен глубоко и разносторонне; у каждого учащегося на определенном этапе была своя роль; есть соревновательный элемент, который повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
В декабре 2017 года мы с учениками 8-го и 9-го классов провели проектную конференцию на тему:
«История Таборинской средней школы»
Цель конференции – формирование умений и навыков самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования.
Задачи конференции:
- привлечение творчески одаренных детей к самостоятельной учебной деятельности;
- развитие межпредметных связей в проектной деятельности;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся;
- развитие культуры публичной дискуссии;
- формирование умений и навыков научного общения;
Проектно-исследовательскую деятельность учащихся мы посвятили 150-летию Таборинской школы, которое праздновалось 3 февраля 2018 года. Учащиеся представили экспозицию в школьном коридоре. Проводили экскурсии для гостей школы.
Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы. Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Иногда, к сожалению, результат не достигается. Это происходит в том случае, если ученик не может дойти до конца в своем исследовании, если проблема, которую ученик взялся решать, ему не по силам.
Поэтому одним из главных принципов, помимо принципа самостоятельности, является принцип доступности исследования.
Не менее важен принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и выполнимой, интересной и настоящей, а значит реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потрогать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
Не менее важным принципом реализации проектно-исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником работы. Использование принципа осмысленности требует реализации и принципа культуросообразности. Решение его — это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования и новизной и оригинальностью подходов в его решении научной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда ученик привносит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.
Однако самым главным из всех выше перечисленных принципов считаю принцип самодеятельности школьника, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот. Я как руководитель исследовательской деятельностью учащихся должна не только знать это, но и руководствоваться этим принципом в первую очередь, желая, чтобы ученики были успешными исследователями.
Проектная деятельность многому учит школьников:
- Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
- Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
- Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
- Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
- Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.);
- Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей).
1.2 Этапы работы в межаттестационный период.
Этап 1. Подготовительный
Цель: сбор, анализ и структурирование информации о системе формирования ключевых компетенций через проектную деятельность.
Задачи:
- Изучение теоретико-методологической основы технологии проектно-исследовательской деятельности.
- Разработка набора ключевых компетенций учащихся как прогнозируемого результата обучения.
- Подготовка системы оценки успешности введения проектов в учебный процесс.
- Разработка тематического поля проектной деятельности.
Этап 2. Практический
Цель: внедрение и апробация проектной деятельности в образовательное пространство школы.
Задачи:
- Внедрение проектной деятельности в урочную систему, во внеклассную деятельность.
- Реализация модели запуска проектной деятельности.
- Внедрение системы мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся.
Результат экспериментальной деятельности практического этапа.
Реализованы проекты совместно с учащимися, родителями.
- Разработан пакет методических рекомендаций по организации работы над проектом для педагогов и учащихся.
- Проведен семинар для педагогов РМО «Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность»» (в апреле 2017г.)
- Освоена технология работы и оценивания ПОРТФОЛИО проекта учащегося.
- Участие в работе круглого стола для педагогов района «Метод проектов – будущее школы». (Декабрь 2014 г.)
- Участие в работе ученической исследовательской конференции «ОТКРЫТИЕ», (11-12 апреля, 2014г.), посвященной проектной деятельности.
- В 2014году исследовательская работа под моим руководством «Проблемы рационального использования природных ресурсов Таборинского района» была представлена на областном конкурсе «Юные исследователи природы».(63 балла)
- в декабре 2013 года и феврале 2014 года была участником межрегиональных семинаров «Содружество школ ЛОО» в г. Среднеуральске;
- 25 апреля 2013 года участвовала в работе областной конференции «Учебное книгообеспечение в Свердловской области: системные проблемы и пути их решения»,
- г. Екатеринбург;
- 17-18 мая 2013 года участвовала в работе
- Международной научно – практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», г. Екатеринбург;
- 27 июня 2013 года участвовала в работе семинара
- «Духовно-нравственное воспитание учащихся», г. Ирбит.
Этап 3. Обобщающий
Цель: обобщить опыт организации проектной деятельности как основы для формирования ключевых компетенций учащихся.
Задачи:
- Мониторинг основных направлений работы.
- Корректировка в условиях, содержании, технологии, организации исследовательской работы по методической теме: «Проектная деятельность как основа формирования ключевых компетенций учащихся в условиях образовательного пространства МКОУ «ТСОШ»»
Результат экспериментальной деятельности практического этапа за 2013-2018 учебный год
- Разработан механизм работы на основе проектной деятельности.
- Частично введена система мониторинга за сформированностью ключевых компетенций учащихся.
- Освоена технология работы и оценивания портфолио проекта учащихся.
- Разработан пакет методических рекомендаций по организации работы над проектом для педагогов и учащихся.
- Достигнуты высокие результаты учащихся в конкурсах различного уровня, а также, имеется положительная динамика сформированности ключевых компетенций учащихся.
Этап 4. Рабочий
Цель: внедрить апробированную систему проектной деятельности в образовательный процесс.
Задачи:
- Анализ работы опытно-исследовательской деятельности (новые технологии, новое содержание).
- Анализ созданных методических разработок для совершенствования обучения учащихся.
БЛОК 2. Анализ результатов педагогической деятельности.
2.1. Целеполагание.
Цель моей педагогической деятельности, реализуемая в межаттестационный период, – создание условий (организационных, научно-методических, информационных, мотивационных) для формирования компетенций учащихся через внедрение проектной деятельности.
Задачи:
- способствовать осознанному восприятию учащимися изучаемого материала;
- содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
- обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика;
- проектировать ситуации, способствующие формированию компетенций ученика;
- формировать учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность).
- показать эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Обобщенная проблема, обозначенная в начале межаттестационного периода, – внедрение в процесс обучения учащихся проектно– исследовательской технологии для формирования компетенций.
Противоречия в педагогической деятельности на начальном этапе межаттестационного периода:
- наличие разработанных и апробированных в отечественных школах технологий проектной деятельности и недостаточность практического опыта по ее реализации в МКОУ «ТСОШ»;
- наличие опыта проектной деятельности и необходимость его систематизации и совершенствования.
2.2. Качество осуществления образовательного процесса.
Ежегодно в каждом классе, где я работаю, администрацией школы осуществлялось исследование «Уровень обученности учащихся» с целью решения вопросов рационализации процесса обучения через диагностику, регулирование и коррекцию.
Задача такого исследования – оперативная диагностика и выработка мер по регулированию процесса обучения на заданном уровне или переводу его на более высокий уровень.
Цель исследования: выявить уровень обученности учащихся.
Задачи исследования: определить состояние уровня обученности учащихся, оценить и выявить тенденции развития образовательного процесса, наметить управленческие решения по коррекции уровня образованности учащихся.
Объект исследования: уровень обученности учащихся.
Используя проектную технологию, стараюсь развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету, формировать нравственные принципы и положительную мотивацию к учению.
Выводы о динамике уровня образованности за межаттестационный период:
Стабильная динамика учебных достижений учащихся за 2 года
/процент качества успеваемости по годам/
Предмет | 2013/2014 (10 класс) | 2014/2015 (11 класс) | 2016/2017 |
Экономическая география | 58 % | 61.1% | - |
6 класс | 7 класс | - | |
Физическая география | 55 % | 57 % | - |
Рис.1 Динамика учебных достижений учащихся за 2 года
Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов. По результатам ЕГЭ 2013 г. средний балл равен 69, при проходном 35б; в 2014г. 74 балла, в 2015-2017 предмет не выбирался учащимися. По результатам ГИА-9 в 2013 году все учащиеся успешно справились с экзаменом по географии (впервые прошли аттестацию в новой форме) средний балл 4,2; в 2014 году – предмет не выбирался учащимися, в 2015 г. средний балл- 4,4; в 2017 г. средний балл- 4,0.
Оценки контрольных и проверочных работ, проведённых в рамках школьного контроля, администрацией школы подтверждают стабильные положительные результаты.
За три года (за исключением 2016-2017), 100% - успеваемость, качество от 52.8 до 63.7% по предмету география.
Целью своей работы считаю создание условий для раскрытия индивидуальных способностей каждого учащегося. Для достижения цели развиваю познавательный интерес через создание проблемных ситуаций на уроках, формирую активную познавательную самостоятельность, культуру бережного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Ученики занимают призовые места в Муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников: в 2013 г. участник 7 класса - 89 баллов (победитель); в 2014 г. участники 8 класса - 71 и 85 баллов призёр и победитель; в 2017 г. участник 8 класса - 83 балла (победитель), в региональном этапе не участвовали из-за возрастных ограничений.
Привлекаю учеников к участию в дистанционных конкурсах: «Мультитест», «ЁЖ», «ФГОС Тест».
В составе группы педагогов ежегодно готовим две команды для участия в районном конкурсе «Юные интеллектуалы». На протяжении нескольких лет наши ребята становятся победителями.
Методическая работа:
- ежегодно провожу методические дни ОУ, где представляю свой опыт работы учителя географии;
- активно работаю в составе школьного методического объединения;
- участвую в районных и областных конференциях, семинарах.
В 2015 году в школе появился типовой кабинет географии. Веду работу по систематизации пособий и пополнению дидактическим материалом. Кабинет оснащен компьютером, проектором, интерактивной доской. Использую на уроках оборудование, учебные пособия, что повышает мотивацию учащихся к обучению.
Многие годы являлась классным руководителем. В 2015 году среди моих выпускников было два медалиста, (золото и серебро). В настоящее время эти выпускники успешно продолжают обучение в УрФУ имени Первого президента России Б. Н. Ельцина. Один выпускник учится в Тюменском ВВИКУ. В 2015 году получила благодарность от военного комиссариата Свердловской области, за высокий уровень проведения военно-патриотической работы. Выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях, учреждениях среднего профессионального образования.
Стараюсь активно и эффективно использовать для организации воспитательной работы с учениками возможности социума – сельскую детскую библиотеку, дом культуры, ЦДТ «Радуга», сотрудничаем с администрацией Таборинского МР, избирательной ТК, сельским поселением.
Участвую в работе родительских собраний, с целью преодоления затруднений по предмету география. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с родителями и учениками.
2.3. Диагностика коммуникативных умений и ценностей.
Учебная деятельность в режиме проектно-поисковой структуры урока предполагает, что учащиеся имеют опыт исследования. Но результаты диагностики показали, что у детей не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться: намечать ведущие и текущие цели и задачи – 59%; искать пути их решения – 47%; осуществлять и аргументировать выбор – 62%; предусматривать последствия выбора – 73,8%; действовать самостоятельно (без подсказки) – 83%; сравнивать полученное с требуемым – 52%; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов – 42%; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования – 81% .
Данные трудности отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности.
Для того чтобы проектно-исследовательская работа строилась в соответствии с особенностями учащихся, использую различные методы психолого-педагогической диагностики – беседы, тестирование, анкетирование.
Таблица 1. Тест на выявление проблем, мешающих заниматься ИД.
Коммуникативные умения. Сделать это мне… | …трудно | …легко |
Говорить перед классом | ||
Составить тезисы |
№ | Коммуникативные ценности | “да” | “нет” | “не знаю” |
1. | Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным |
Таблица 2. Лист самодиагностики
В результате проведения самодиагностики делается вывод учащимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных компетенций.
Результаты исследования коммуникативных и организаторских компетенций отражены в Приложении 1.
Что сказали школьники о проектной деятельности?
Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? | Распределять правильно время | Анализировать собственные действия | Доделывать все до конца | Достигать поставленной цели | Рассматривать тему всесторонне |
7 уч. | 6 уч. | 4 уч. | 5 уч. | 9 уч. |
На вопрос анкеты «Чему научила работа на уроке проектного исследования?» ученики отвечали: «Я научился защищать свою работу» (Сергей К.); «Эта работа научила выбирать из целого главное» (Александра М.); «Она научила меня внимательно читать материал» (Анна М.); «Работа заставила задуматься над главной проблемой и о том, как изобразить её в виде схемы» (Дарина В.); «Работа научила абстрагироваться от конкретного содержания , выделять основные проблемы,» (Юлия К.); «Работа научила меня выражать свои мысли, обдумывать » (Юрий М.).
Самостоятельная деятельность школьников позволила им выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогом, мы стали партнерами и сотрудниками в той или иной проблеме, в которой взрослый и ученик становятся равными. Это дает ученику иные мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.
Проектные технологии используются при создании школьной газеты, при создании обучающих таблиц по географии, при оформлении стенда для кабинета географии.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью мульти-медиа проектора. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
2.4. Способы и уровни осуществления педагогической деятельности в межаттестационный период.
В рамках районного методического объединения, прошли семинары по темам: "Разработка модели проектно-исследовательского обучения как средство развития интеллектуального творческого потенциала"; "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве как способ построения деятельностного содержания образования"; "Технология исследовательского обучения как основа формирования базовых компетентностей современного школьника и условие перехода на новый стандарт".
Цель работы нашего РМО – способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Хочется выделить наиболее важные задачи, которые ставит перед собой наша творческая группа:
- развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся;
- развитие организаторских, ораторских умений учащихся;
- связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями;
- привлечение к проектной деятельности преподавателей разных дисциплин и учащихся 1-11 классов;
- продолжение работы по системе критериального оценивания учащихся в процессе проектной деятельности.
- Сведения о повышении квалификации:
- 2013 г. ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», тема: «Преемственность в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования в предметной области «Общественно-научные дисциплины» 120 часов. Удостоверение №1267.
- 2014 г. ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», тема: «Подготовка организаторов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена» Модуль № 3 для членов ГЭК и лиц уполномоченных в доставке и хранении, выдаче экзаменационных материалов» 20 часов. Удостоверение №12069.
- 2017г. Автономная некомерческая организация ДПО г. Салехард, тема: «Оказание первой помощи в образовательных организациях» 36 часов. Удостоверение 219/109.
Вывод: Таким образом, результаты осуществленной деятельности по достижению поставленной цели позволяют сделать вывод о повышении профессиональной компетентности.
Проанализировав свою педагогическую деятельность в межаттестационный период, выявила основную проблему: создание комплексной системы контроля за результатами обучения.
БЛОК 3. Проектирование педагогической деятельности в межаттестационный период с 2013 по 2018 год.
Смещение акцента на результаты образования, связанные с достижениями конкретного ученика, делает его центральной фигурой образовательного процесса.
Практикуемые в школах традиционные формы и методы контроля, как правило, не могут считаться абсолютно адекватными для оценки уровня сформированности компетенций, поскольку они позволяют диагностировать уровень знаний, реже - умений, еще реже - навыков, что, в общем, вполне достаточно для удовлетворения требований системы образования к самой себе, но абсолютно недостаточно для диагностики результатов, востребованных обществом.
Такие отношения должны характеризоваться ясностью и прозрачностью требований как к уровню учебных достижений, так и к процедурам контроля, а также наличием «обратной связи» с обучаемым, доступностью результатов и их анализа для всех заинтересованных сторон. Таким образом, актуальна задача разработки методов и инструментов мониторинга уровня сформированности компетенций, применимых в реальном учебном процессе школы в условиях «массового индивидуально-ориентированного» обучения.
Основные этапы контроля
Наименование этапа конт-роля | Основные задачи этапа | Использование результатов данного этапа контроля |
1.В терминологии: контроль «на входе» в процесс Традиционное для школы: входной контроль, предварительный этап контроля | Выявление в предва-рительной подготовке учащихся несоответствий, которые заведомо могут привести к ненадлежащему результату «на выходе» | 1) Выявление обучающихся с недостаточным уровнем подготовки, разработка для них индивидуальных образовательных траекторий, организация дополнительных программ 2) Анализ причин ненадлежащей подготовки на предыдущих этапах, разработка мер по устранению этих причин. |
2.В терминологии: контроль в ходе процесса Традиционное для школы: текущий, промежуточный | 1) Стимулирование к обучению. 2) Своевременное выявление возникающих в ходе процесса обучения несоответствий. 3) Контроль качества процесса обучения. | 1) Поощрение учеников, показывающих высокие результаты. 2) Анализ и разработка мер, направленных на устранение несоответствий (анализ и корректировка учебных планов и программ, методик обучения). 3) Анализ процесса и факторов, влияющих на качество обучения (расписание, график учебного процесса, обеспеченность информационными ресурсами и т.п.) и разработка мер по улучшению. 4) Организация дополнительных образовательных программ для учащихся, показавших несоответствующие установленным критериям результаты |
3. В терминологии : контроль «на выходе» из процесса. Традиционное для школы: итоговый контроль ( ОГЭ, ЕГЭ,ВПР) | 1) Выявление несо-ответствующих резуль-татов подготовки 2) Выявление сильных и слабых сторон обра-зовательной программы с целью разработки предложений по ее улучшению. | 1) Принятие решений о выдаче итогового документа об образовании. 2) Анализ общего уровня демонстрируемого результата «на выходе» (отчеты ГАК) и разработка предложений по корректировке программы, улучшению условий обучения. |
4.В терминологии: контроль в процессе использования результата (верификация) Традиционное для школы: «обратная связь» с выпускниками. | 1) Оценка соответствия уровня подготовки выпускника требова-ниям профессиональных учебных заведений.. | 1) Анализ и корректировка целей обучения, учебных планов и программ, условий, влияющих на качество обучения. |
Для учета результатов текущего контроля наиболее целесообразно использовать балльно-рейтинговую систему, позволяющую ученику проектировать собственный результат, самостоятельно и осознанно выбирать образовательные траектории внутри дисциплин и модулей, определять собственную степень успешности. Преподаватель же в этой системе имеет возможность регулировать активность учащихся в выполнении различных видов заданий, направленных на осуществление текущего контроля за формированием отдельных составляющих компетенций (например, отдельных «общих умений»).
Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля составляет на сегодняшний день наивысшую трудность как в теоретическом, так и в практическом плане.
Решению поставленных задач мониторинга, с моей точки зрения, наиболее соответствует нормоориентированная интерпретация, когда результаты ученика сравнивают не с результатами других учащихся, а с некоторым установленным стандартом. Акцент делается на то, насколько каждый ученик улучшил свой результат, а не на то, насколько он лучше или хуже других справился с контрольными заданиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подготавливая учащихся к достижению поставленных целей, на всех этапах урока продумываю, с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся, как организовать их совместную деятельность так, чтобы ученик не испытывал чувства страха, адекватно реагировал на происходящее в классе, чувствовал свою личностную значимость и осознавал свою роль в общем деле. Ребята не только с большим интересом работают, представляют и защищают, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.
Учащиеся с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.
Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный.
Имею следующие награды:
Почётная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, приказ от 21.06.2012г. №143-Н;
Почётная грамота Управления образованием администрации Таборинского муниципального района «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса», приказ от 02.10.2017г. № 12 Л//С;
Благодарственное письмо Управления образованием администрации Таборинского муниципального района «За подготовку победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников» приказ от 13.12.2017г. № 187 - од;
Благодарственное письмо Начальника отдела военного комиссариата Свердловской области «За высокий уровень проведения военно-патриотической работы», приказ от 25.12.2015г.;
Благодарность МКОУ «Таборинская СОШ» «За активное участие в школьном проекте «Книга памяти», приказ от 24.04.2015г.;
Благодарность МКОУ «Таборинская СОШ» «За активное участие в школьном проекте «Профессии нашего села», приказ от 28.05.2014г.;
Почётная грамота Главы Таборинского Муниципального района «За трудовые достижения и активную общественную деятельность, получившие признание населения Таборинского района» 2014 г.;
Похвальная грамота Заведующей МОУО «За качественную работу заместителя председателя территориальной государственной экзаменационной комиссии в период ГИА»,
приказ от 28.08.2014г. № 97 Л//С;
Благодарность Центра дистанционной сертификации учащихся «За организацию и проведение всероссийской олимпиады (естественнонаучный цикл)» 2014г. и другие.
Сведения о повышении квалификации:
2013 г. ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», тема: «Преемственность в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования в предметной области «Общественно-научные дисциплины» 120 часов. Удостоверение №1267.
2014 г. ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», тема: «Подготовка организаторов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена» Модуль № 3 для членов ГЭК и лиц уполномоченных в доставке и хранении, выдаче экзаменационных материалов» 20 часов. Удостоверение №12069.
2017г. Автономная некомерческая организация ДПО г. Салехард, тема: «Оказание первой помощи в образовательных организациях» 36 часов. Удостоверение 219/109.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Формирование социально-личностной компетенции учащихся через проектную деятельность.
В данной статье говорится о формировании социально-личностной компетенции учащихся через проектную деятельность по математике во внеурочное время....
Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность
В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В нашей школе все учителя МО ЕМЦ проводим образовательную экскурсию,для повышения интереса по этим предметам и чтобы помочь при выборе профессии....
Выступление на педсовете по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность".
В данном докладе представлена классификация проектов, рассказывается о персональном проекте, даётся перечень возможных выходов проектов....
«ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ» приложение
Аналитический отчет за 2013-2018 гг. приложение...
Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность в области естественных наук
Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в разл...