Союз как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Уроу русского языка в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuz_kak_chast_rechi.pptx | 350.35 КБ |
soyuz_kak_chast_rechi.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. (В) следстви .. опоздания, (в) течени .. минуты, (в) течени .. реки, (в) продолжени .. полугодия, иметь (в) виду, (в) виду заморозков, (не) смотря на гололёд, (не) смотря ему в глаза.
Самопроверка В с ледстви е опоздания, в т ечени е минуты, в т ечени и реки, в п родолжени е полугодия, иметь в в иду, в в иду заморозков, не смотря на гололёд, не смотря ему в глаза.
Из предложений выпишите все служебные части речи . Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника. Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл. Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.
Тема урока: «Союз как часть речи» Цель урока: - познакомиться с союзом как частью речи; Задачи: -уметь находить союз в тексте; -определять роль союза в предложении; -конструировать предложения с союзами и составлять их схемы
Подчеркните основы предложения, постройте схему. Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника. Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл. Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.
Проверь себя. Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника. Кибитка медленно продвигалась, а снег всё шёл. Батюшка нанял француза, чтобы он обучал меня грамоте. и , а (, чтобы…….)
Защитная окраска есть у всех животных. И не только у тех, кому надо спасаться от хищников.
Историческая справка Союз – соузъ , стар. – взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смыкъ , сцепление. В.И.Даль
Союз - Служебная часть речи Нельзя задать вопрос Связывает однородные члены предложения Связывает простые предложения в составе сложного Связывает предложения в тексте
Работа с учебником. Стр. 147 правило
Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы. (1) Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. (2)Мы весело шагали… рассказывали разные истории. (3)Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. (4)… мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. (5)По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны.(6)С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.(7)Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.(8) Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.
Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения, 1) Я выздоровел. 2) Мне стало ясно. 3) Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что). 1) Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2) Все хвалили её. (И). 1) Сквозь иней на стёклах было видно. 2) Горит крыша мастерской.3) За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а).
Тест «Проверь себя» 1. В какой строке все союзы: А) и, а, но, однако Б) в, к, над, под В) не, ни, бы
2. Продолжите фразу: Союз- А) самостоятельная часть речи Б) служебная часть речи 3. Продолжите фразу: Союз- А) в предложении может быть разным членом Б) не является членом предложения
Самопроверка. 1. А 2. Б 3. Б
Домашнее задание. П.54. 1)Выписать из повести А.М. Горького «Детство» 5 предложений с союзами, указать графически их роль в предложении. 2) Задание на карточке.
Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Интернет-ресурсы: Книга со свитком http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-28/12216/2377783.png
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Союз как часть речи»
Цели урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со схемами; продолжить формирование умения логически мыслить.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: формировать понятие о союзе, развивать умение отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся, сообразительность, любознательность, творческое воображение, интерес к русскому языку (посредством введения в обучение занимательного материала, заданий различных видов).
Методы обучения:
словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Средства обучения для учителя и учащихся:
Таблицы: «Союз как часть речи», «Сочинительные и подчинительные союзы», раздаточный материал; сигнальные карточки со схемами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Оформление работы в тетрадях.
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Целеполагание и мотивация.
Сообщение темы урока.
- Продолжаем изучение темы «Служебные части речи». С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках? (Предлог).
- В чем особенность? Для чего они служат? (Ответы учащихся).
(В) следстви.. опоздания, (в) течени.. минуты, (в) течени.. реки, (в) продолжени.. полугодия, иметь (в) виду,
(в) виду заморозков, (не) смотря на гололёд, (не) смотря ему в глаза.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной служебной частью речи, её особенностями, ролью в предложении.
А какая это часть речи, вы сейчас сами определите.
Для этого из данных предложений выпишите все служебные части речи.
- Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.
- Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл.
- Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.
(Из, и, а, чтобы)
- Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Мы выделили слова И, А, ЧТОБЫ. Это союзы. Значит, тема сегодняшнего урока: Союз как часть речи.
(Записываем тему урока в тетрадях)
- Отталкиваясь от темы, цели урока у нас следующие:
1) познакомиться с союзом как частью речи; 2) узнать, какие бывают союзы; 3) учиться находить и использовать союзы в устной и письменной речи.
- Приступим к работе по первой части поставленной цели. Узнаем, что такое союз. Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, СКРЕПЛЕНИЕ, СЦЕПЛЕНИЕ. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.
- Теперь в процессе совместной работы составим определение союза как части речи. Первое, что мы сразу можем отметить, это, то, что союз – это служебная часть речи.
II. Изучение нового материала.
Союз как часть речи. Целеполагание
1. Фронтальный опрос.
А сейчас снова вернемся к трем предложениям, расставьте недостающие знаки препинания, постройте схемы.
- Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.
- Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл.
- Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.
Прослушивание сообщения ученицы (ученика) о значении и происхождении слова союз.(приложение 1)
Сообщение “Значение и происхождение слова союз”.
Слово союз очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-,имеющая значение “вместе”, и корень –юз– со значением “связь”, близким по значению к словам узы, узел.
Приставка со– в значении “вместе” есть во многих словах русского языка: сотрудник – “тот, кто трудится вместе с кем-то”; соавтор – “тот, кто вместе с кем-то создает произведение” и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
2. Приём “Мозговая атака”. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи.
Предполагаемые ответы: А) Союзы – служебные слова, которые связывают однородные члены предложения или части сложного предложения (простые предложения в составе сложного). Б) По значению и употреблению союзы делятся на подчинительные и сочинительные. В) По строению бывают простые и составные. Г) Союзы не изменяются. Д) Союзы не являются членами предложения.
III. Стадия осмысления.
- Проверим себя по учебнику (с.147, п.54).
- Что нового узнали о союзе?
Обсуждение результатов работы. Этап промежуточного обобщения.
– Вспомним предлоги. Что общего между предлогами и союзами? (Предполагаемые ответы: служебные слова; не изменяются; не являются членами предложения; совпадают и группы по строению – простые и составные).
– Чем различаются предлоги и союзы? (Предлоги связывают слова в словосочетаниях и предложениях, союзы – однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте).
– Какие союзы называются простыми, а какие – составными?
Работа с текстом.
Задание 1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.
(1)Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес.(2) Мы весело шагали… рассказывали разные истории. (3)Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое.(4) … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих.(5) По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны.(6) С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.(7) Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.(8) Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.
– Что соединяет эти союзы?
– Определите тему текста.
– Какова идея текста?
– Тип речи?
– Определите стиль речи?
Задание 2. Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения.
- 1) Я выздоровел. 2) Мне стало ясно. 3)Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что)
- 1) Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2) Все хвалили её. (И)
- 1) Сквозь иней на стёклах было видно. 2) Горит крыша мастерской.
3) За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а)
IV. Стадия рефлексии.
– Что мы изучили?
- Что нужно помнить о знаках препинания в сложных предложениях с сочинительными и подчинительными союзами?
- Что общего у предлога и союза? В чём их отличие?
Домашнее задание. П.54. Выписать из повести А.М. Горького «Детство» 5 предложений с союзами, указать графически их роль в предложении.
Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.
1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.
2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.
3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.
4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.
5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли.
Карточка №1. (В) следстви.. опоздания, (в) течени.. минуты, (в) течени.. реки, (в) продолжени.. полугодия, иметь (в) виду,
(в) виду заморозков, (не) смотря на гололёд, (не) смотря ему в глаза.
Карточка №2. Из данных предложений выпишите все служебные части речи.
- Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.
- Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл.
- Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.
Расставьте недостающие знаки препинания и постройте схемы предложений.
Карточка №3. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.
(1)Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес.(2) Мы весело шагали… рассказывали разные истории. (3)Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое.(4) … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих.(5) По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны.(6) С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.(7) Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.(8) Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.
– Что соединяет эти союзы?
Карточка №4.Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения.
1) Я выздоровел. Мне стало ясно. Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что)
2) Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару. Все хвалили её. (И)
3) Сквозь иней на стёклах было видно. Горит крыша мастерской.
За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а)
Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.
1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.
2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.
3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.
4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.
5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли.
Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.
1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.
2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.
3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.
4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.
5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли.
Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.
1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.
2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.
3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.
4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.
5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли.
Сообщение “Значение и происхождение слова союз”.
Слово союз очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-, имеющая значение “вместе”, и корень –юз– со значением “связь”, близким по значению к словам узы, узел.
Приставка со– в значении “вместе” есть во многих словах русского языка: сотрудник – “тот, кто трудится вместе с кем-то”; соавтор – “тот, кто вместе с кем-то создает произведение” и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.
1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.
2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.
3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.
4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.
5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Союз как часть речи"
Презентацию можно использовать на уроке по теме "Союзы"...
Союз как часть речи
Справочно-теоретический материал с практическими заданиями...
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Союз как часть речи.
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской М.М....
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы». Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...