Союз как часть речи.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по программе Разумовской М.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuz_kak_chast_rechi.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Союз как часть речи.
Простые и составные союзы.
Цель урока: - показать союз как часть речи, его роль в предложении
и тексте;
- формирование умения определять роль союзов, знаки
препинания при них.
Работа по развитию речи: - наблюдения над использованием
союзов для связи самостоятельных предложений
в тексте.
Ход урока.
- Повторение.
На прошлых уроках мы с вами изучали предлог. Что мы можем сказать о нем? Чтобы вспомнить, давайте выполним задание.
Выборочный диктант.
Выпишите существительные с предлогом.
По возвращении из отпуска я приступил к работе. Из-за осенних заморозков надо закрыть ветками розы в саду. В течение недели мы подготовили материалы для доклада. После школы брат поступил в институт.
Благодаря вмешательству врача ребенок был спасен. По завершении строительства школы учителя и ученики взялись за уборку. Доставка материалов на строительство задержалась из-за сильной бури. Из-за обвалов в горах проезд был закрыт.
Давайте проверим ( зачитывают несколько учеников ).
Что мы можем сказать о предлоге?
Какие предлоги мы знаем?
Как пишутся производные предлоги?
Для чего нужны предлоги?
- Изучение нового материала.
Спишите предложение (предложение записано на доске ).
Несколько часов я шагал по лесу и любовался.
Какие слова не отвечают на вопросы? ( по, и )
Почему? ( служебные части речи, не имеют синтаксической и морфо-
логической функции ).
Какие это части речи ?, ( предлог союз ).
Что связывает союз в предложении? ( однородные члены предложения ).
Запишем тему урока: Союз как часть речи.
Какая это часть речи? (служебная )
Для чего нужен союз? (для связи однородных членов предложения
и простых предложений в составе сложного)
Что связывает союз и предлог? (служебные части речи; не изменяются;
не имеют синтаксической и морфоло-
гической функции )
Чем различаются? ( предлог выражает зависимость одного слова от
другого, а союз связывает равноправные слова)
Итак, что же такое союз? ( чтение правила на странице 119, пункт 1)
Теперь посмотрите внимательно на доску. У меня здесь записаны предложения. Задание: в предложении выделить союз и определить, что он связывает ( изобразить схематично ).
Солнце взошло и осветило все вокруг.
Солнце взошло, и туман стал рассеиваться.
Мы не пошли купаться, так как шел дождь.
От лесного пожара поляна выгорела, но на черной земле уже росли блестящие листики брусники.
( Несколько учащихся по очереди выходят к доске и работают с предложениями, объясняя правописание слов и расстановку знаков препинания ).
Какие союзы мы встретили? ( состоящие из одного слова и из двух).
Как они называются? (чтение правила на странице 121).
Итак, что же мы узнали о союзе? ( ученики формулируют правило).
Давайте теперь откроем опорный конспект и вместе сделаем запись.
Союз
Служебная часть речи, которая связывает
Однородные члены предложения Простые предложения в составе
сложного
Союзы
Простые Составные
И, а, но, как, что Потому что, так как, как будто,
чтобы, или, либо не только – но и, как – так и
- Закрепление.
а) Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выделяя союзы,
указав их вид, объясняя схематично, что они связывают.
Мои парни любят охоту и рыбную ловлю. Цветы издавали редкий, но приятный запах. Сегодня я чувствовал себя неважно, потому что очень болела голова. Концерт задерживался, так как артисты еще не подъехали.
б) Работа с упражнением 274. Прочитайте текст, определите его основную мысль, озаглавьте, выпишите предложение с союзом, соединяющим однородные члены предложения и предложение с союзом, соединяющим простые предложения в составе сложного.
в) Самостоятельная работа (выполняется в тетради
для самостоятельных работ).
Продолжите предложения, используя союзы. Изобразите схематично, что эти союзы связывают. Укажите вид союза.
Я всегда беру книги в городской библиотеке …
Тучи закрыли небо …
К нам приехали гости …
После грозы все сверкало …
Я много читаю …
- Домашнее задание: - выучить правила со страниц 119, 121;
- выписать в словарь слова из рамочек и выучить;
- выполнить упражнение 277.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Союз как часть речи"
Презентацию можно использовать на уроке по теме "Союзы"...
Союз как часть речи
Справочно-теоретический материал с практическими заданиями...
"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.
Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы». Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...
Презентация по русскому языку в 7 классе на тему "Союз как часть речи. Отличие союзов от предлогов»
Презентация по русскому языку в 7 классе на тему "Союз как часть речи. Отличие союзов от предлогов»...