Рабочая программа элективного курса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Элективный курс для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа элективного курса 9 класс | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс по выбору предназначен для обучающихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом, интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку, даёт материал, выходящий за рамки программ, поддерживает интерес к гуманитарным наукам.
Обоснованием для выбора данного курса является практика выпускных экзаменов, свидетельствующая о том, что наибольшие затруднения у обучающихся вызывает пунктуация.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинации знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются актуальными.
Цель курса – осмысление обучающимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания, которые обычно в программе и учебниках проходят вскользь, навыки прочно не закрепляются.
В ходе занятий обучающиеся знакомятся с приёмами исследовательской деятельности, что является приёмом стимуляции дальнейшего обучения в старших классах.
Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят в основном из художественных произведений, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к литературе.
Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций обучающихся, овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Материалы элективного курса интенсифицируют работу по подготовке к ГИА и обучают технологиям работы с тестовой частью.
Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю)
Методика включает активную исследовательскую деятельность обучающихся, занимательные элементы, самостоятельную работу, практикумы.
Содержание программы.
- Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
- Обозначение границ предложения – назначение пунктуации. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире. Скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.
- Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
- Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
- Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
- Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических и выразительных возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
- Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка.
- Прямая речь. Диалог. Косвенная речь. Цитирование.
Календарно – тематический план.
№ п.п | Тема занятия | Кол -во часов | Виды деятельности | Дата проведения 1 группа | Дата проведения 2 группа |
1 | Вводное занятие | 1 | Вводная лекция | ||
2 | Пунктуационные нормы современного русского языка | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | ||
3 | Основные правила применения знаков препинания в тексте. | 1 | Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации | ||
4-8 | Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного художественного стилей. | 5 | Исследовательская работа в группах с текстами | ||
9 | Структурный и смысловой принципы пунктуации. Отделительные знаки. Обучение сочинению - рассуждению | 1 | Учебный театр: разыгрывание речевых ситуаций – анализ интонаций и знаков препинания | ||
10 | Разделительные знаки препинания в простом предложении. Однородные члены. Составление схем. | 1 | Синтаксический и пунктуационный анализ текста. | ||
11 | Употребление тире между членами предложения | 1 | Практикум | ||
12-13 | Разделительные знаки препинания в сложном предложении. Составление схем. | 2 | Обобщающе – повторительная беседа, стилистический, синтаксический, пунктуационный анализ текста | ||
14 | Знаки препинания при повторяющихся словах | 1 | Практикум | ||
15-16 | Выделительные знаки препинания в простом предложении. Систематизация пунктуационных правил. Синтаксические нормы. Обучение изложению | 2 | Развитие речи. Сообщения обучающихся. Практикум. Диктант с предварительным анализом текста. | ||
17-18 | Обособленные определения и обстоятельства. Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. | 2 | Творческая работа. Практикум | ||
19-20 | Вводные и вставные конструкции. Употребление | 2 | Краткое изложение с предварительным анализом текста | ||
21-22 | Выделительные знаки препинания в сложных предложениях. | 2 | Практикум. Диктант с предварительным анализом текста. Составление сложных предложений по схемам. | ||
23 | Пунктуация в сложном бессоюзном предложении | 1 | Практикум | ||
24 | Пунктуация при прямой речи и цитировании | 1 | Практикум | ||
25-26 | Пунктуация в многокомпонентном сложном предложении. Авторские знаки препинания как выразительное средство. | 2 | Лекция Анализ текста. | ||
27 | Комбинированные знаки препинания. | 1 | Вступительная лекция, практическое занятие | ||
28-30 | Контрольная работа с тестовой частью | 3 |
| ||
31-34 | Контрольная работа с частью 9.3 | 3 |
|
Ожидаемые результаты:
В результате занятий обучающиеся должны:
- знать основные пунктуационные нормы русского литературного языка;
- уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- уметь восстановить, закрепить и усовершенствовать пунктуационные навыки, полученные в предыдущих классах;
- владеть разными видами чтения;
-извлекать информацию из различных источников, включая средства СМИ;
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Используемая литература:
- Г.И. .Блинов Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 класс: кн. Для учителя.
- Л.Д. Беднарская. Элективные курсы для учащихся 9-11 классов
- Н.С. Валгина. Русская пунктуация: принципы и назначение.
- Н.С. Валгина. Трудности современной пунктуации.
- Газета «Русский язык» - приложение к газете «Первое сентября».
- Серёгина Л.М., О.А. Хорт Элективный курс. Русский язык 9 класс. Коварные знаки препинания (трудные случаи пунктуации).
- Отрывки из произведений русских писателей и поэтов – на усмотрение учителя.
Интернет – ресурсы:
1.www.wikippedia.ru www.krugosvet.ru www.rubricon.ru www.slovari.ru www.gramota.ru www.feb-web.ru
2.www.myfhology.ru www.it-n.ru rus.1september.ru www.openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...