Открытый урок - Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Бурлият56

Цели урока:

  1. Предметные:

-  повторить известные учащимся по курсу VII класса сведения о деепричастии и деепричастном обороте;

-      формировать умение находить деепричастный оборот, определять его границы;

-       формировать умение правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами;

-    формировать умение правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимичными конструкциями.

  1. Межпредметные:

- формировать умение находить нужную информацию

  1. Личностные:

- развивать умение работать в парах;

- воспитывать уважение к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Нижнеказанищенская СОШ № 2 им.Наби Ханмурзаева»

   Открытый урок

на тему:

«Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями».

        

                                         Учитель: Дагирова Б.М.

2016г.

Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Цели урока:

  1. Предметные:

-  повторить известные учащимся по курсу VII класса сведения о деепричастии и деепричастном обороте;

-      формировать умение находить деепричастный оборот, определять его границы;

-       формировать умение правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами;

-    формировать умение правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимичными конструкциями.

  1. Межпредметные:

- формировать умение находить нужную информацию

  1. Личностные:

- развивать умение работать в парах;

- воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация на тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями», тест, набор карточек.

Ход урока.

I. Оргмомент

II. Актуализация опорных знаний

  1. Прием «закончи предложение»:

- Деепричастие – это…

- Деепричастный оборот – это …

- Деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме…

  1. Орфографическая работа (на доске работают два ученика):

         Не смотря в книгу, отвечал;

         Не переставая восхищаться;

         Невзирая на усталость, шел;

         Не взирая на присутствующих, говорить;

         Не уставая работать;

         Несмотря на сильное потрясение, жить;

         Не смотря в глаза другу, говорил;

         Работать, не покладая рук.

(Объяснение правописания деепричастий и производных предлогов).

  1. Учащиеся класса задают стоящим у доски вопросы по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот».

III Мотивация учебной деятельности:

- выполните анализ предложения:

Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка снег почуя

Плетется рысью как-нибудь.

- Что обозначает слово «дровни»? (Крестьянские сани без кузова для перевозки дров, леса и других грузов. Запрягались лошадью).

- Выполните морфемный разбор слова «почуя». Какая это часть речи?

- Подчеркните все обстоятельства в первых трех строках. Какими частями речи они выражены?

- Поставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

IV Постановка целей и задач урока.

V Работа над темой урока.

  1. Работа в группах с раздаточным материалом.

- Прочитайте предложения.

- Найдите обстоятельства.

- Чем они выражены?

- Поставьте знаки препинания

- Объясните их постановку.

1 группа:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь и снегом сыпучим

Одета как ризой она

2 группа:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано

По лазури весело играя.

3 группа:

В песчаных песках аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной

Журча пробивался волною холодной.

4 группа:

У Черного моря чинар стоит молодая;

С ней шепчется ветер зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

         Чтение отрывков стихотворений представителями всех групп. Кто автор? Объяснение постановки знаков препинания в данных предложениях.

  1. Сформулируйте правило о том, в каких случаях обособляются обстоятельства.

 - Сравним ваш вывод с правилом в учебнике (стр…)

VI. Знакомство с новым материалом.

         Одиночные деепричастия иногда теряют глагольные признаки и переходят в наречия. Отличить одиночное деепричастие от наречия помогает интонация: перед наречием и после него паузы обычно нет, а после одиночного деепричастия, как правило, соблюдается.

         Сравните:

Он шутя справился с задачей (легко, быстро)

Шутя, брат то и дело строил смешные рожицы (шутил, строил)

         Не выделяются запятыми наречия, образованные от деепричастий:

- спал сидя

- читал лежа

 - шел не торопясь

- работал стоя

- слушал молча

- нехотя встал

- шел не спеша

VII. Закрепление материала.

  1. Упражнение №…
  2. Учитывая сходство постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с деепричастными оборотами, замените в следующих предложениях деепричастные обороты соответствующими придаточными предложениями. Сделайте вывод о пунктуации в исходных и новых предложениях.

а) Мастер радовался, видя пользу от своего труда.

б) Она, санитарка, сбивалась с ног, поддерживая ту невозможную стерильную чистоту, которой требовал командир.

VIII. Деепричастный оборот – это сжатая лаконичная и очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Пользуясь им, следует помнить о едином действующем лице (или предмете) при основном (выраженном глаголом) и добавочном (выраженном деепричастием) действиях.

         Нарушение этого правила может привести к ошибках.

         Учащиеся самостоятельно выполняют задания на карточках.

         Отметьте предложения, где деепричастный оборот употреблен правильно. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами. Объясните, в чем заключаются ошибки.

  1. Уезжая из родного города, мне стало грустно. (2) Зайдя в машинное отделение, меняобдало жаром. (3)Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет красоту. (4) Меня сразу заинтересовал рассказ, открыв сборник произведений (5) Получив высокую оценку на экзамене, он был счастлив.(6) Оказавшись на побережье, нам понравилось собирать ракушки. (7) Читая статью, я всегда делаю выписки.(8) Отдохнув, мысли лучше идут на ум. (9) Выяснив, что объем производства уменьшится, возникает вопрос о причине этого (я пытаюсь понять). (10) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течении многих недель ни одного свободного дня.(11) Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события (если). (12) Имея свободное время, можно многое сделать. (13) Выполняя задание, студенты обращались к словарям. (14) Приехав в Москву, мне понравился второй день нашей экскурсии.

IX. Творческое задание. Конструируем предложение с деепричастиями и деепричастными оборотами, используя репродукции картин.

X. Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке?

XI. Домашнее задание: упр. №…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами"

Урок для обучающихся 8-го класса с углубленным изучением русского языка....

Открытый урок по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями».

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями...

Урок в 8 классе по теме "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом"

Разработка урока по разделу "Синтаксис простого предложения"...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами"

Материал содержит конспект урока по теме "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами" и будет полезен учителям русского языка на этапе систематизации и обобщения знаний о дееприч...

Урок русского языка "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием."

Цели урока:Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных  обстоятельствах, развития орга...