Урок "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок для обучающихся 8-го класса с углубленным изучением русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gerasimets.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Открытый урок по русскому языку.

    8Б класс

Тема урока:      Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и                    деепричастными оборотами. (Для классов с углубленным изучением предмета)

Цели урока:

Образовательные:

 Определять деепричастный оборот и одиночное деепричастие, его место в предложении;

Формировать умение отличать деепричастие и деепричастный оборот от причастия и причастного оборота;

Развивающие:уметь выделять деепричастный оборот в предложении; составлять схемы предложений;

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к слову, чувство прекрасного.

Ход урока:

1.Начало урока.

Зрительный диктант или письмо по памяти « Царскосельской статуи» А.С.Пушкина:

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

Всесторонний анализ стихотворения: история создания, смысл,значение слов урна, праздный.

(вспомним «праздную» борозду Тютчева)

Определяем часть речи слов  печально-печальна и т.д.

2.Чтение текста Вл. Солоухина, в котором рассказывается о встрече с женщиной, вспрмнившей стихотворение «Царскосельская статуя» А.С.Пушкина:

Иногда книга, одно название книги, одна строчка, прочитанная из книги наизусть, могут сказать о человеке очень много. То есть открывается как бы узенькая щелочка, в которую можно заглянуть за высокий непроницаемый забор чужой жизни. А там уж сразу видно, что за забором: пустырь, усыпанный щебнем, строящийся дом или, может быть, сад с фонтанами.

        Женщина оторвалась от чтения и, чего никак нельзя было ожидать, заговорила со мной:

-Понимаете, я забыла слово...Стала читать про себя стихотворение Пушкина , и вдруг...выпало из головы. Одно только слово. Оно не дает мне покою четвертый день. Если я его не вспомню, я, кажется, сойду с ума. Давайте попробуем с вами вместе. Итак, я начинвю:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит...

Тут женщина сделала нетерпеливое движение рукой, нетерпеливо пошевелила пальцами:

-Какой-то держа черепок...А вот какой? Я перебрала все возможные эпитеты, я перебрала десятки эпитетов. Какой?

-Праздный,-выпалил я, как на экзаменах.-Какой же ещё, конечно, праздный.

-Голубчик, милый, вы сняли сменя тяжелый груз. Вы сделали меня вполне счастливой. А как это прекрасно:

            Урну с водой, уронив,об утес ее дева разбила.

             Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Надо ли говорить, что слово «праздный» она произнесла с особенным удовольствием, как бы даже с наслаждением.

Я отошел немного по берегу и сел на камень. Мне вдруг захотелось самому вспомнить это стихотворение до конца.

Запишем только два последних предложения как итог, как вывод:

             Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

              Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Да, как это прекрасно вспомнить нужное слово, и как это прекрасно вообще! Какая пластика, музыка! Какой восторг!

  1. Новое.

1).Разбираем по членам первое предложение стихотворения, чтобы перейти к теме урока. Вспоминаем определение деепричастия и деепричастного оборота. Делаем первый вывод, сверяя его с положением учебника. Учащиеся приводят примеры из известных художественных произведений Пушкина, Лермонтова, Горького и др.

 2).Работа над двумя положениями:

1.  Отличие деепричастий и деепричастных оборотов от наречий стоя, сидя, лёжа,молча, нехотя, не глядя и т. д., которые не обособляются. Он работал сидя.

2.Не обособляются и фразеологические обороты спустя рукава, сломя голову, разиня рот, потупя голову, повесив нос, не переводя дыхание и т. д. Гирей сидел потупя взор.(А.Пушкин.)

        3. Закрепление. Работа с упражнениями учебника (сборника).

      4. Домашнее задание. Дополнить «гнездо» слов с корнями -твар- - -твор-:

                                          Затворить, затворять, отворить, притвориться, творец, творчество,

                                          тварь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обстоятельства, выраженные сравнительными и деепричастными оборотами.

Обобщение знаний различных видов обстоятельств....

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами" к учебнику Б.Б. Бабйчевой и Л.Д. Чесноковой. Для проведения урок...

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме:  «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями  и деепричастными оборотами»....

Технологическая карта по русскому языку Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. 8 класс....

"Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте"

Конспект урока русского языка  в 7 классе (адаптированная учебная программа для детей с ЗПР) по теме "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" . Урок построен с...