Урок в 8 классе по теме "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Разработка урока по разделу "Синтаксис простого предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblenie_obstoyatelstv_urok_v_8_kl.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Выполнила Бортникова Ольга Александровна, учитель МБОУ СОШ №18 ст.Ивановской Красноармейского района Краснодарского края
Тема урока
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ
ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ И ОДИНОЧНЫМ
ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
Цели: изучить условия обособления обстоятельства; закрепить умение обособлять обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Работа со словарным словом: компаньон.
II. Устная разминка по правилу «Обособленное приложение».
III. Выборочный цифровой диктант.
Задание: I вариант – записать номера предложений с обособленным определением; II вариант – с обособленным приложением.
1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.
3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.
4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.
5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.
6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.
7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.
8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.
9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.
10. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью – всё это поразило воображение художника.
Ключ: I вариант – 3, 4, 6, 7, 10; II вариант – 1, 2, 5, 9.
IV. Целеполагание.
– Какой номер вы не выписали? (8.) Почему? (Потому что в этом предложении есть другой обособленный член.) Какой? (Обособленное обстоятельство.) Вот о нем мы и будем сегодня говорить.
V. Работа со слайдом «Обособленное обстоятельство».
Чтение слайда. Учащиеся отвечают на вопросы:
– Чем может быть выражено обособленное обстоятельство?
– Какие из способов обособления обстоятельств нам уже встречались?
– Какие нам неизвестны?
Обособленное обстоятельство
– Сегодня мы подробнее остановимся на обособленном обстоятельстве, выраженном ДО (деепричастным оборотом) или одиночным деепричастием. Рассмотрите внимательно следующую таблицу. (Прочесть.)
Одиночное деепричастие и ДО
Ставится запятая | Не ставится запятая |
1. ДО в любом месте предложения | 1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия |
2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом) | 2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову… |
3. Однородные одиночные деепричастия | 3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого |
4. ДО, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря… | 4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя… |
5. ДО, относящийся к разным | |
6. Однородные ДО, относящиеся к одному главному слову |
– Всегда ли обособляется обстоятельство, выраженное деепричастием или ДО?
– Перепишите таблицу в справочник.
VI. Комментированное письмо.
Задание: в данных предложениях расставить необходимые знаки препинания; пользуясь таблицей, объяснить пунктуацию.
1. Он шел прихрамывая. (Как? Каким образом?)
2. Большой пень, тлея, лежал на углях. (Перед глаголом, можно переместить в любое место предложения.)
3. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (ДО.)
4. Читать лежа вредно. (Деепричастие близко по функции к наречию.)
5. Они слушали его рассказ затаив дыхание. (Фразеологический оборот.)
6. Начиная с первого мая мы будем учиться в одну смену. (Начиная с …)
7. Там чьи-то глаза смотрели не мигая. (Не мигая – как? каким образом?)
8. Феня еще долго сидела пригорюнившись. (Сидела пригорюнившись – расстроилась – составное сказуемое.)
9. Она читала быстро и молча. (Быстро и молча – однородные обстоятельства, одно из которых – наречие, другое – деепричастие.)
10. Не шумя, не толкаясь, не споря, собрались ребята на школьном дворе. (Не шумя, не толкаясь, не споря – однородные одиночные деепричастия.)
VII. Поэтическая страничка (устная работа по упражнению 315).
Домашнее задание: § 51, упр. 320; найти границы деепричастных оборотов. Ответить на вопрос: «Какие варианты расстановки знаков препинания возможны и почему?» Словарное слово: ассортимент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе по теме "Деепричастие и деепричастный оборот"
Разработка урока по программе М.М. Разумовской. Урок закрепления с применением технологии субективизации Г.А. Бакулиной на материале стихотворений и сказок А.С. Пушкина. Сопровождается пре...
Открытый урок по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями».
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями...
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами"
Материал содержит конспект урока по теме "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами" и будет полезен учителям русского языка на этапе систематизации и обобщения знаний о дееприч...
План-конспект урока в 8 классе "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами"
Проект урока....
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Открытый урок - Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, 8 класс
Цели урока:Предметные:- повторить известные учащимся по курсу VII класса сведения о деепричастии и деепричастном обороте;- формировать умение находить деепричастный...
Урок русского языка "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием."
Цели урока:Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных обстоятельствах, развития орга...