Урок русского языка "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием."
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных обстоятельствах, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию:
образовательная: систематизация сведений об обособленных обстоятельствах;
развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельства, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами и использовать их в речи, графически выделять обособленные обстоятельства;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. |
остановка за малым – за умением ими пользоваться. Блез Паскаль (французский математик, физик, писатель, философ XVII в.). Ход урока. 2. Постановка учебной задачи. Обсуждение эпиграфа к уроку. К уроку я взяла эпиграфом слова французского учёного Блеза Паскаля. - как вы понимаете высказывание философа? -ответы учащихся; -обобщение учителя. Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об обособленных членах предложения. Изучение этой темы важно для каждого, потому что в содержание экзаменационных работ по русскому языку как в 9, так и в 11 классах включены задания по распознаванию, классификации и выделению обособленных членов предложения. - Давайте вспомним, что такое обособление? (выделение членов предложения по смыслу и интонационно). - Как выделяются обособленные члены на письме? (знаками препинания). - Для чего необходимы знаки препинания? Прочитаем высказывание К.Г.Паустовского: «… Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». - О каких обособленных членах предложения мы уже говорили на предыдущих уроках? (обособленные определения и приложения). - Повторим и закрепим пройденный материал, выполнив задание: выписать номера предложений с обособленным определением и обособленным приложением, расставить недостающие знаки препинания.
- Проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Самопроверка). - Почему не все номера предложений выписали? У вас осталось 6 «лишних » предложений. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? - Какие знания вам понадобились на этом этапе работы? (различать определения от других второстепенных членов). 4. Изучение нового материала. Актуализация знаний. 5. Словарная работа Из 6 предложения замените стилистически нейтральным синонимом слово зарылось (скрылось) - Записываем тему урока: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. - У вас было задание: повторить изученный материал по теме «Деепричастие». - Что обозначает деепричастие? - Какие морфологические признаки имеет деепричастие? – Какие синтаксические признаки имеет деепричастие? (Ответ ученика) - Что такое деепричастный оборот? - Что известно о его обособлении из курса 7 класса? Слайды с правилами. «Хочу знать!»
• Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом , независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому. Неудачной шуткой можно не шутя обидеть человека. Не читай лёжа.
Почему в данном предложении не выделяется деепричастный оборот? (фразеологизм) Никогда не обособляется деепричастный оборот, представляющий собой фразеологический оборот Закрепим, прочитав теоретические сведения & 30 на 162 стр. - Для чего нам необходимо знать об обособленных обстоятельствах и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ОГЭ). - Как вы думаете, для чего нам в речи нужны обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами? (Для описания действия писатели и поэты часто используют деепричастия и деепричастные обороты, которые обозначают добавочные действия. Это создаёт экспрессивность, усиливает динамику эпизода). 6.Проведем исследование (раздается каждой команде текст художественного произведения) 6 мин - расставить знаки препинания и определить, для чего используются обособленные обстоятельства в художественной литературе. (Автор, используя обособленные члены предложения, подчёркивает главную мысль – бабушка для Алёши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, вывела в свет из темноты.) б) … Морщинясь, волнуясь, катаясь, Взметаясь и пенясь, ликуя , гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! ( Р.Саути «Лодорский водопад») (с помощью обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием автор передаёт образную картину неукротимой стихии.) По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью. Обособленные члены предложения характерны прежде всего для книжной речи и помогают писателю или поэту красочно описать предмет или явление . Вывод. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями делают произведение образным, выразительным, эмоциональным. Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного. (А.П.Югов)
Домашнее задание будет таким: письменно выскажите своё отношение к утверждению Югова. Упр из параграфа на выбор для закрепления навыка расстановки зн.препин. 6. Закрепление. Итогом нашего урока будет тест. Открываем ноутбуки, заходим на сайт, вводим тему теста и работаем. - Какие выводы нужно сделать? (тем, у кого ошибки) Оценивание. Рефлексия ЦЕЛЬ: выявить уровень осознания содержания пройденного материала
Учитель благодарит ребят за активную работу на уроке Это интересно 1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота. 2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля. 3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий"
Данная презентация составлена к уроку русского языка в 7 классе. Она отражает все случаи постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах....
Открытый урок по теме «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями».
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями...
Тема урока: Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.Как выполнить задание В4?
Цели урока: 1.Продолжить формирование знаний правил обособления обстоятельств,выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.2.Продолжить формировать умение и находить одиночные и ра...
Тема урока: Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.Как выполнить задание В4?
Презентация урока "Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.Как выполнить задание В4?"...
"Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях"
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе на тему "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях"...
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Открытый урок - Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, 8 класс
Цели урока:Предметные:- повторить известные учащимся по курсу VII класса сведения о деепричастии и деепричастном обороте;- формировать умение находить деепричастный...