Статья "Использование технологии интеллектуальных карт для написания сочинения"
статья по русскому языку (9 класс)
Использование метода интеллектуальной карты для подготовки к выполнению творческого задания (написания творческого задания) на ГВЭ по русскому языку реализуется в процессе преподавания курса внеурочной деятельности «Теории и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» и изучается в 9 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода интеллектуальной карты для подготовки к выполнению творческого задания (написания творческого задания) на ГВЭ по русскому языку
Использование метода интеллектуальной карты для подготовки к выполнению творческого задания (написания творческого задания) на ГВЭ по русскому языку реализуется в процессе преподавания курса внеурочной деятельности «Теории и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» и изучается в 9 классе.
По учебному плану ОУ в 9 классе реализуется за счёт регионального компонента учебного плана и компонента образовательной организации в объеме 34 часов (1 час в неделю).
Деятельность в рамках курса осуществляется по следующим направлениям:
Тема 1. Основные цели и задачи предмета. Основные требования к творческой работе. Знакомство с основными целями и задачами предмета. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема 2. Основные аспекты анализа текста. Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.
Тема 3. Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды, Абзацное членение. Речевые клише.
Тема 4. Рецензирование и редактирование творческих работ.
В сборнике тренировочных материалов по русскому языку ГВЭ -9 представлены изложения с творческим заданием (маркировка буквой « К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ.
Данные тренировочные материалы предназначаются для подготовки обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, глухих обучающихся и состоят из текста и задания к нему:
1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения М. Зощенко.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему важно любить других?
В сборнике представлены 9 текстов для изложения и задания к ним:
- Почему важно любить других?
- Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?
- Как, с Вашей точки зрения, нужно относиться к природе?
- Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы?
- Какие качества характеризуют настоящего солдата?
- Чем для Вас интересен мир природы?
- Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?
- Какого человека можно назвать добрым?
- Почему природу называют живой?
Также представлен Комплект критериев оценки изложения и выполнения творческого задания к изложению, который используется для подготовки к выполнению работы.
Критерии оценки выполнения творческого задания к изложению
Критерии оценки творческого задания | Баллы | |
КТ1 | Соответствие сочинения формулировке задания | |
Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос | 1 | |
Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос * Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов | 0 | |
КТ2 | Отражение собственного мнения экзаменуемого | |
Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме | 1 | |
Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу | 0 | |
КТ3 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения | |
Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента) | 1 | |
Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение | 0 | |
Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям КТ1–КТ3 | 3 |
В соответствии с требованиями, обучающимся необходимо создать письменное высказывание, используя алгоритм:
- ответить на вопрос;
- сформулировать собственное мнение по проблеме;
- аргументировать свою позицию;
- сделать вывод.
Для подготовки обучающихся к решению второго задания используем метод интеллектуальных карт.
Цель использования техники на уроке: обучение написанию творческого задания на предложенную тему через применение технологии «интеллект - карта».
Задачи
1.Познакомить с понятием «интеллект - карта».
2.Освоить техники работы с графическими (визуальными) материалами.
3.Отработать построение логической цепи рассуждений.
4.Научить составлять интеллект – карту.
5.Использовать интеллект-карту для создания письменной творческой работы.
Деятельность.
1.Ознакомительный этап.
На первых занятиях знакомим учащихся, с понятием «интеллект – карта», откуда она появилась и где ее можно применять. Осваиваем основные техники работы с графическими материалами, обучаемся видеть ситуацию с различных точек зрения и анализировать объекты с целью выделения признаков. Затем, классифицируем признаки ситуации и устанавливаем причинно - следственные связь между ними.
Полученные знания, сначала закрепляем готовыми примерами.
2.Обучающий этап.
Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, интеллектуальные карты составляются в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся во время урока (в начале) и могут быть использованы для выполнения домашнего задания (сочинение и дополнение визуального ряда карты).
3. Творческий этап.
Создание интеллектуальных карт на основе самостоятельно подобранных или предоставленных учителем текстов.
4.Рефлексивный этап.
Результативность проведённой работы представляем в виде самостоятельно созданных или подобранных интеллектуальных карт (дифференцированный подход). Этот этап проводится в конце года и является формой зачёта по элективному курсу.
План занятия
1.Чтение текста учителем.
2.Чтение текста обучающимися.
3.Определение темы текста.
4.Формулировка проблематики текста.
5.Выделение основного понятия, микротем и ключевых слов.
6.Работа по составлению карты:
-ассоциации, цвета;
-синонимы, антонимы, гиперонимы, средства художественной выразительности;
-средства художественной выразительности;
-последовательность микротем;
-визуальный ряд (рисуем, вклеиваем);
- примеры из литературы и жизни;
- вывод.
План занятия не является догмой и подразумевает введение в практическую деятельность таких форм обучения, которые позволяют «разбудить» дремлющую в каждом ученике жажду познания. Сегодня учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении поставленных задач.
Задача педагога — сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"
Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....
Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения анализу текста, формулирования проблемы и комментария её, ...
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...
статьяИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
статья "Использование технологии проблемного обученияна уроках английского языка " представляет собой описание технологии и практическое её применнение на уроках иностранного языка...
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....
Адаптированный материал для написания сочинения учащимися с интеллектуальными нарушениями по картине Н.Богданова-Бельского "Устный счёт"
Вашему вниманию предлагается вариант задания, который может быть использован как опора или подготовителный материал при работе с картиной Н.Богданова-Бельского "Устный счёт"...
Использование технологии «Интеллектуальная карта» в коррекционной работе со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
В течение многих лет мы работаем со старшими дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Для повышения эффективности коррекционной работы по развитию детей с ЗПР, в том числе и их речевого развити...