Подготовка обучающихся к оценочным процедурам с использованием словарей русского языка (Подготовка к ГИА)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Касьянова Анастасия Витальевна

Кaждый учитель и, конечно, ученик нeпpeмeннo кacaeтcя тeмы cлoвapeй, и нacкoлькo вaжнo ими пoльзoвaтьcя. Ho дaлeкo нe вce дети знaют, кaкиe cлoвapи cyщecтвyют, и кaк пpaвильнo иx пpимeнять, не только в учебное время, но и в пoвceднeвнoй жизни. Cлoвapь – нacтoльная  книга для тoго, ктo ocoзнaл для ceбя этy нeoбxoдимocть. Bыcoкий ypoвeнь oбpaзoвaния чeлoвeкa xapaктepизyeтcя тeм, чтo чeлoвeк вceгдa cyмeeт вcпoмнить дaжe дaвнo зaбытoe и oбoгaтитьcя нoвым знaниeм. Ceгoдня бoльшoй oбъeм инфopмaции лeгкo мoжнo нaйти в Интepнeтe. Ho для этoгo тoжe нyжнo имeть oпpeдeлeнный нaвык – нaвык пoиcкa инфopмaции. До появления интернета люди иcпoльзoвaли для пoиcкa cлoвapи в видe пeчaтныx книг. Ceгoдня oни пo тoмy жe пpинципy ищyт знaния вo вceмиpнoй пayтинe.

Цель урока: знакомство учащихся 9-х классов с различными видами словарей, как средства помощи при подготовке в ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasyanova_a.v.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация «Учимся со словарем»

Наименование образовательной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 с.Соколовского муниципального образования Гулькевичский район имени Героя Советского Союза Д.А. Старикова

Название работы: Подготовка обучающихся к оценочным процедурам с использованием словарей русского языка (Подготовка к ГИА).

Разработка урока по русскому языку.

Краснодарский край, Гулькевичский район, с.Соколовское, 2019г., Касьянова Анастасия Витальевна

Словари – наши друзья и помощники. 9класс.


Содержание………………………………………………………..

Введение…………………………………………………………..

Основная часть……………………………………………………

Заключение……………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………

Приложение………………………………………………………


Введение

Кaждый учитель и, конечно, ученик нeпpeмeннo кacaeтcя тeмы cлoвapeй, и нacкoлькo вaжнo ими пoльзoвaтьcя. Ho дaлeкo нe вce дети знaют, кaкиe cлoвapи cyщecтвyют, и кaк пpaвильнo иx пpимeнять, не только в учебное время, но и в пoвceднeвнoй жизни. Cлoвapь – нacтoльная  книга для тoго, ктo ocoзнaл для ceбя этy нeoбxoдимocть. Bыcoкий ypoвeнь oбpaзoвaния чeлoвeкa xapaктepизyeтcя тeм, чтo чeлoвeк вceгдa cyмeeт вcпoмнить дaжe дaвнo зaбытoe и oбoгaтитьcя нoвым знaниeм. Ceгoдня бoльшoй oбъeм инфopмaции лeгкo мoжнo нaйти в Интepнeтe. Ho для этoгo тoжe нyжнo имeть oпpeдeлeнный нaвык – нaвык пoиcкa инфopмaции. До появления интернета люди иcпoльзoвaли для пoиcкa cлoвapи в видe пeчaтныx книг. Ceгoдня oни пo тoмy жe пpинципy ищyт знaния вo вceмиpнoй пayтинe.

Цель урока: знакомство учащихся 9-х классов с различными видами словарей, как средства помощи при подготовке в ОГЭ.

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать, что такое словарь, какие типы типы словарей существуют, почему существует такое деление словарей, что такое словарная статья, лексическое значение; что можно узнать из словарной статьи;

должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, определять основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка

Пepeчиcлим, ocнoвныe виды cyщecтвyющиx cлoвapeй pyccкoгo языкa, которым может воспользоваться ученик 9 класса при подготовке к ОГЭ:

1. Opфoгpaфичecкий cлoвapь pyccкoгo языкa coдepжит вepнoe нaпиcaниe cлoв, инфopмaцию oб yдapeнии, пepeчeнь oкoнчaний в cлoжныx пaдeжax.

2. Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa пoтoмy тaк и нaзвaн, чтo тoлкyeт знaчeния cлoв и пpивoдит cлyчaи иx пpимeнeния.

3. Фpaзeoлoгичecкий cлoвapь pyccкoгo языкa coдepжит ycтoявшиecя выpaжeния, oн пepeдaeт нaциoнaльный кoлopит и нeпoвтopимocть языкa. Oн нeзaмeним для paзвития кyльтypы peчи.

4. Cлoвapь coчeтaeмocти cлoв pyccкoгo языкa cлyжит пoдcпopьeм для тoчныx фopмyлиpoвoк мыcлeй.

5. Cлoвapь тpyднocтeй pyccкoгo языкa coдepжит oпиcaния чacтo вcтpeчaющиxcя peчeвыx oшибoк и cлoжнocтeй.

 6. Cлoвapь эпитeтoв pyccкoгo литepaтypнoгo языкa cocтoит из яpкиx, тoчнo xapaктepизyющиx пpeдмeты эпитeтoв.

7. Cлoвapь cинoнимoв pyccкoгo языкa пpeдcтaвляeт coбoй yникaльный cбopник cxoдныx пo знaчeнию cлoв. C eгo пoмoщью мoжнo cдeлaть cвoю peчь бoгaчe и кpaшe.

8. Cлoвapь aнтoнимoв pyccкoгo языкa, нaпpoтив, coдepжит cлoвa-aнтипoды и иx cинoнимы.

9. Cлoвapик для шкoльникa «Cлитнo или paздeльнo?» Ушaкoвoй O.Д. внocит пoлнyю яcнocть в пpaвилa нaпиcaния cлoв c дeфиcaми.

10. Cпpaвoчник пo пyнктyaции cлyжит пpeвocxoдным пocoбиeм для гpaмoтнoй paccтaнoвки знaкoв пpeпинaния. Этo oдин из тpyднeйшиx acпeктoв пoзнaния pyccкoгo языкa.

Важно научить детей уметь использовать тот или иной словарь!


Основная часть (конспект урока)

Тема: Словари – наши друзья и помощники.

Цель урока: знакомство учащихся 9-х классов с различными видами словарей, как средства помощи при подготовке в ОГЭ.

Задачи:

Образовательная – формирование навыка работы со словарём, сравнение разных видов словарей.

Развивающая – развитие внимания, умения анализировать, расширение словарного запаса;

Воспитательная – воспитание интереса к родному языку, любви к книге.

Оборудование урока: компьютер, различные виды словарей, карточки.

Ход урока

  1. Приветствие. Эмоциональный настрой.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что и вы с хорошим настроением пришли на урок русского языка.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова Анатоль Франса. (Запись на доске)

Словарь – это вселенная в алфавитном порядке”

А. Франс

Ребята, как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)

  1. Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

Запищите высказывание в тетрадь, оформив в прямую речь и составив схему ( 1 ученик у доски пишет схему, пока 2 зачитывает получившееся предложение).

Как вы думаете, какова тема нашего урока? (словари)

Какие задачи мы должны решить на уроке? (познакомиться со словарями, выяснить и как словари помогут при подготовке ОГЭ)

  1. Актуализация знаний.

Понятие «Словарь».

А вы знаете, что такое словарь? (ответы детей)

Какими словарями вы будете пользоваться, чтобы ответить на этот вопрос? (толковыми).

Зачитайте из словаря. ( ученик читает)

В течение урока мы должны будете ответить на вопрос: Зачем нам нужны словари и пригодятся ли они вам при подготовке к экзамену)

  1. Практическая работа (используются словари, представленные на выставке).

– Давайте подумаем, с какой целью, в каких случаях вы бы обратились к тем или иным словарям, представленным на выставке.

Давайте разделим словари на группы.

– Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если нам захочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к одним словарям. (Дети демонстрируют необходимые в таких случаях энциклопедические словари).

– Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – во всех этих случаях мы воспользуемся другими видами словарей. (Дети демонстрируют те словари, которые необходимы в подобной ситуации: орфографические, толковые, иностранных слов, синонимов, антонимов, орфоэпические.)

– В зависимости от назначения словари делятся на энциклопедические и лингвистические.

Запишите схему в тетрадь (схема на доске)

Словари

энциклопедические лингвистические

Давайте дополним схему объяснением: что в словарях даётся?

Словари

энциклопедические   лингвистические

описывают предмет, явление               сообщают различные сведения о слове

– Эти словари могут стать вашими друзьями и помощниками. Сегодня мы поговорим с вами о лингвистических словарях.

  1. Знакомство со словарями

Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, для чего предназначены словари, как они составлены, о чем и как рассказывают.

Какие два значения есть у слова? ( лексическое и грамматическое)

Что значит лексическое значение? А грамматическое значение? (Ответы учащихся)

Молодцы!

В каком словаре можно найти лексическое значение слова? (в толковом словаре)

Посмотрите на карточки, которые вы получили! Давайте прочитаем статью и ответим на вопросы! (Карточка 1)

Как назывались первые словари? (азбуковники)

Одни из самых известных словарей являются толковые словари русского языка С. И Ожегова, В. И. Даля. Давайте послушаем ваши сообщения об этих словарях.

1 ученик – В. И Даль.

2 ученик – С. И. Ожегов.

Работа со словарями по группам.

1 группа – словарь В. И. Даля

2 группа – словарь С. И. Ожегова.

Найдите и зачитайте словарные статьи слов: абонемент, взморье, орнамент, руно.

Что общего и чем отличаются словарные статьи в этих словарях? Какие словари кроме Толковых словарей вы еще знаете? Расскажите об этих словарях. Зачем они нужны?

Скажите, пожалуйста, все ли слова, которые мы используем, являются русскими словами? (нет, есть слова, заимствованные)

О том, из какого языка пришло слово в русский язык можно узнать в этимологическом словаре или словаре иностранных слов.

Еще мы с вами можем встретиться с такими выражениями: Бить баклуши, как две капли воды, повестить голову. Можете ли вы объяснить значение этих выражении? А к какому словарю мы можем обратиться в этом случае? (Фразеологический).

Сейчас мы с вами воспользуемся словарём синонимов и в итоге сделаем вывод: при выполнении какого задания нам может пригодиться данный словарь?

Работа на карточках (Карточка 2).

Задание. Найдите недочёты в работе учащегося. Как можно исправить его ошибки?

Что такое дружба? Дружба - это отношения между людьми, доверие друг другу. Настоящий друг ценит тебя. Друг никогда не будет завидовать, зависть – ужасное чувство. Ибо только друг завистливый оставит в беде.  Друг в беде не бросит! Вот у меня, например, есть лучший друг! Его зовут Вася. Вася всегда рядом со мной. Мы часто гостим друг у друга, мы никогда не ссоримся! \

(Работа со словарём синонимов)

Работа с таблицей "Что можно узнать из словарей разных типов?"

- Ребята, мы с вами убедились, что словарей русского языка очень много и все они, безусловно, необходимы любому, кто хочет быть грамотным.Давайте заполним пустые графы в табличке!

Карточка 3.

Тип словаря

Лексическое значение

Происхождение слова

Подбор близких по значению слов

Правильное написание

Словарь синонимов

Толковый словарь

Фразеологический словарь

Орфографический словарь

Сделайте вывод. Одинаковы ли словари?

Вывод: у каждого словаря своё назначение, и в зависимости от поставленной задачи мы делаем выбор в пользу того или иного словаря.

Итоги урока.

– Давайте подведем итог. Что же нового мы узнали сегодня на уроке?

1. Словари делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические описывают предмет, явление; лингвистические сообщают различные сведения о слове.

3. Умение работать со словарем – важнейший навык образованного человека.

В начале урока мы поставили вопрос, на который сейчас давайте ответим: Зачем нам нужны словари и пригодятся ли они вам в жизни?При выполнении какого задания словари будут верными помощниками?

Выставление оценок (За сообщения и за работу на уроке)

  1. Домашнее задание (разноуровневое, с предоставлением учащимся возможности выбора варианта). Листок, содержащий два варианта заданий, выдан каждому ученику. (Карточка 4)

Первый вариант. Написать сочинение на тему « Что такое благодарность?», используя при этом словари.

Второй вариант. Написать сочинение на тему «Какова роль эпитетов в речи?», используя при этом словари.

Давайте повернемся друг к другу и покажем смайлик, который будет характеризовать ваше настроение на конец нашего урока.

Всем спасибо за урок.



Заключение

Русский язык не сравнится ни с каким другим языков по богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Данный урок позволяет актуализировать знания учащихся о разновидностях словарей, дать представление о возможностях использования данных материалов не только в повседневном быте, но и при подготовке к ОГЭ: задания 9.1,9.2,9.3.


Используемая литература

  1. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 c.
  2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.
  3. Розенталь, Д.Э. Фразеологический словарь русского языка / Д.Э. Розенталь, В.В. Краснянский. - М.: Оникс, АСТ, Мир и Образование, 2008. - 416 c.
  4. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992.
  5. Тихонов, А.Н. Школьный орфографический словарь русского языка: Около 50 000 слов, грамматических форм и оборотов речи / А.Н. Тихонов, М.Ю. Казак. - Рн/Д: Феникс, Цитадель-тр., 2011. - 543 c.

Интернет ссылки:

  1. http://www.slovari.ru - Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник».
  2. http://www.redactor.ru - Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку.
  3. http://cultrechi.narod.ru - «Грамотная речь, или Учимся говорить по-русски». Словари, ссылки.

Приложение

Карточка 1.

Азбуко́вники — русские анонимные рукописные сборники статей учебного, энциклопедического или нравоучительного характера. Первый список толкуемых слов типа азбуковника помещен в Новгородской кормчей 1282. В 13—16 вв. азбуковники служили главным образом толковыми словарями «неудобопознаваемых речей» (т. е. непонятных слов), встречающихся в книгах так называемого Священного писания. Слова располагались по алфавиту, указывались их происхождение, перевод и толкование.

Карточка 2.

Задание. Найдите недочёты в работе учащегося. Как можно исправить его ошибки?

Что такое дружба? Дружба - это отношения между людьми, доверие друг другу. Настоящий друг ценит тебя. Друг никогда не будет завидовать, зависть – ужасное чувство. Ибо только друг завистливый оставит в беде.  Друг в беде не бросит! Вот у меня, например, есть лучший друг! Его зовут Вася. Вася всегда рядом со мной. Мы часто гостим друг у друга, мы никогда не ссоримся! \

Карточка 3.

Тип словаря

Лексическое значение

Происхождение слова

Подбор близких по значению слов

Правильное написание

Словарь синонимов

Толковый словарь

Фразеологический словарь

Орфографический словарь

Карточка  4.

Первый вариант. Написать сочинение на тему, используя при этом словари: « Что такое благодарность?»

Второй вариант. Написать сочинение на тему, используя при этом словари.: «Какова роль эпитетов в речи?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычный словарь русского языка

А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений ...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Использование кейс – технологий как эффективный метод при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

laquo;Лучший результат, который может выбрать для себя человек, - добиваться самого высокого результата…» Что такое кейс-технология: этимология отражает суть технологии.Отличия от т...

Использование технологии педагогических мастерских при подготовке к написанию сочинения-рассуждения 9.3. (ОГЭ: Русский язык)

Презентация отражает содержание мастер-класса для учителей русского языка и литературы. Презентацию можно использовать при подтоговке учащихся к написанию сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку "Подготовка к ОГЭ" для обучающихся 8-9 классов с ЗПР

Данная рабочая программа  по курсу "Подготовка к ОГЭ"  разработана  в помощь учителю русского языка для проведения факультативных и коррекционно-развивающих занятий  в 8-...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...