Необычный словарь русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Лукьянова Ольга Львовна

 

А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений России изучаются всего лишь два произведения Александра Исаевича: «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича». 
Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2008 года «О методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в образовательных учреждениях», назвал писателя символом русской культуры xx века, призвал расширить изучение его творческого наследия в школах России. «Изучение в школе творчества Александра Исаевича Солженицына обусловлено масштабом его  личности…. Фигура А.И.Солженицына слишком значима и масштабна, чтобы быть неизвестной школьникам».  
Солженицын известен не только как писатель, но и как автор Словаря языкового расширения. В словаре собраны редкие и малоупотребительные слова (значительная их часть взята автором из Словаря живого великорусского языка В.И.Даля), которые, по мнению Солженицына, незаслуженно забыты и могут вернуться в активный словарный запас сегодняшних носителей языка. В Нобелевской лекции  он писал: « …литература  вместе с языком сберегает национальную душу». В предисловии к словарю А.И.Солженицын пишет: «Лучший способ обогащения языка - это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств. 
«Словарь языкового расширения» означает собрание слов, смежных с обычно употребляемым языковым объёмом, но по разным причинам из этого употребления выпавших», по выражению А.И.Солженицына. Предназначается  этот словарь  филологам, преподавателям, писателям, студентам. 
Я думаю, что и для учащихся знакомство с этим словарём будет полезным.  Предлагаю серию занятий с использованием данного словаря в 9 классе в  качестве дополнения к элективному курсу «Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь…» (словари и их роль в повышении общей лингвистической культуры) (авторы-составители Обернихина Г.А., Потёмкина Т.В.).
Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы. Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса – практические занятия, на которых обучаемые учатся выбирать словарь для выполнения определённой лексической работы,  исследовательская и проектная деятельность детей, где учащиеся знакомятся не только с конкретными словарями, но и получают представление об их создателях, совершенствуют навыки пользователя.
В программу элективного курса входят следующие темы:
1. Словари и их роль в нашей жизни.
2. Словари, отражающие нормы правописания и произношения.
3. Энциклопедические словари.
4. Толковые словари.
5. Словари, отражающие выразительные возможности речи.
6. Владимир Иванович Даль – известный русский лексикограф.
7. Д.Н.Ушаков – составитель толкового словаря.
8. Словарь юного филолога.
Одной из тем к данному элективному курсу предлагаю добавить   
9. Необычный словарь русского языка. 
ЗАНЯТИЕ  №1 Судьба Александра Исаевича Солженицына.
Данный материал  можно использовать   в 9-11 классах  при изучении биографии А.И.Солженицына на уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых писателю. Биография Солженицына может стать наглядным примером тех процессов, которые происходили в жизни страны. События жизни писателя стали знаком времени, поэтому данный материал  можно предложить учителям истории.
ЗАНЯТИЕ  №2  Необычный словарь русского языка.
На этом занятии учащиеся знакомятся с необычным словарём русского языка, узнают, что словари можно читать так, как  читают любую художественную книгу. Знакомятся со вступительной статьёй А.И.Солженицына к словарю и отвечают на ряд вопросов.
ЗАНЯТИЕ  №3 Необычный словарь русского языка. 
Проводится исследовательская работа с использованием «Русского словаря языкового расширения». Обучаемые находят в словаре слова на тему « Жить не по лжи», выбирают слова для личного словаря и в качестве домашнего задания пишут небольшое сочинение с использованием найденных слов. На следующем занятии может быть предложено чтение и анализ статьи А.И. Солженицына «Жить не по лжи!»
 
    
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solzhenicyn.rar150.05 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Словари русского языка"

Презентация, рассказывающая о словарях...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Орфографический словарь русского языка для школьников

§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.§ 3. В Словаре представлены произносительные,грамматические и словообразовательные вариантыслов, связанн...

Словари русского языка

Обязательный  шаг  для поиска информации – обращение к словарям.  В них можно найти…ВСЁ!!   Чтобы уметь правильно и красиво говорить, необходимо знать значение слов,их пр...

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...

Необычные падежи русского языка

Ребята вспоминают падежи и знакомятся с новыми. Материал можно разделить на урок и внеурочную дейтельность. Данный материал направлен на мотивацию учеников....