А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений России изучаются всего лишь два произведения Александра Исаевича: «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича».
Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2008 года «О методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в образовательных учреждениях», назвал писателя символом русской культуры xx века, призвал расширить изучение его творческого наследия в школах России. «Изучение в школе творчества Александра Исаевича Солженицына обусловлено масштабом его личности…. Фигура А.И.Солженицына слишком значима и масштабна, чтобы быть неизвестной школьникам».
Солженицын известен не только как писатель, но и как автор Словаря языкового расширения. В словаре собраны редкие и малоупотребительные слова (значительная их часть взята автором из Словаря живого великорусского языка В.И.Даля), которые, по мнению Солженицына, незаслуженно забыты и могут вернуться в активный словарный запас сегодняшних носителей языка. В Нобелевской лекции он писал: « …литература вместе с языком сберегает национальную душу». В предисловии к словарю А.И.Солженицын пишет: «Лучший способ обогащения языка - это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств.
«Словарь языкового расширения» означает собрание слов, смежных с обычно употребляемым языковым объёмом, но по разным причинам из этого употребления выпавших», по выражению А.И.Солженицына. Предназначается этот словарь филологам, преподавателям, писателям, студентам.
Я думаю, что и для учащихся знакомство с этим словарём будет полезным. Предлагаю серию занятий с использованием данного словаря в 9 классе в качестве дополнения к элективному курсу «Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь…» (словари и их роль в повышении общей лингвистической культуры) (авторы-составители Обернихина Г.А., Потёмкина Т.В.).
Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы. Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса – практические занятия, на которых обучаемые учатся выбирать словарь для выполнения определённой лексической работы, исследовательская и проектная деятельность детей, где учащиеся знакомятся не только с конкретными словарями, но и получают представление об их создателях, совершенствуют навыки пользователя.
В программу элективного курса входят следующие темы:
1. Словари и их роль в нашей жизни.
2. Словари, отражающие нормы правописания и произношения.
3. Энциклопедические словари.
4. Толковые словари.
5. Словари, отражающие выразительные возможности речи.
6. Владимир Иванович Даль – известный русский лексикограф.
7. Д.Н.Ушаков – составитель толкового словаря.
8. Словарь юного филолога.
Одной из тем к данному элективному курсу предлагаю добавить
9. Необычный словарь русского языка.
ЗАНЯТИЕ №1 Судьба Александра Исаевича Солженицына.
Данный материал можно использовать в 9-11 классах при изучении биографии А.И.Солженицына на уроках литературы, при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых писателю. Биография Солженицына может стать наглядным примером тех процессов, которые происходили в жизни страны. События жизни писателя стали знаком времени, поэтому данный материал можно предложить учителям истории.
ЗАНЯТИЕ №2 Необычный словарь русского языка.
На этом занятии учащиеся знакомятся с необычным словарём русского языка, узнают, что словари можно читать так, как читают любую художественную книгу. Знакомятся со вступительной статьёй А.И.Солженицына к словарю и отвечают на ряд вопросов.
ЗАНЯТИЕ №3 Необычный словарь русского языка.
Проводится исследовательская работа с использованием «Русского словаря языкового расширения». Обучаемые находят в словаре слова на тему « Жить не по лжи», выбирают слова для личного словаря и в качестве домашнего задания пишут небольшое сочинение с использованием найденных слов. На следующем занятии может быть предложено чтение и анализ статьи А.И. Солженицына «Жить не по лжи!»