Путешествие в страну "Лингвистика"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Путешествие в страну "Лингвистика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в страну "Лингвистика" | 48.28 КБ |
Презентация Путешествие в страну "Лингвистика" | 321.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Бурятия
МБОУ «Кяхтинская СОШ №4»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Путешествие в страну Лингвистика
(для 5-6 классов)
Разработала: Тимофеева Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы
Г. Кяхта
2019г.
Путешествие в страну Лингвистика
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к изучению русского языка
Обучающие задачи:
- расширять кругозор учеников по предмету;
- обобщать знания, полученные учениками;
- способствовать формированию интереса учащихся к различным разделам лингвистики;
- отрабатывать навыки использования знаний на практике.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать умение работать в команде,
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- таблички с названиями команд,
- портреты А.С. Пушкина, И.С.Тургенева , К. Г. Паустовского,
- на стенде толковый словарь В.И. Даля,
- на школьной доске: карта страны Лингвистика.
Ход игры:
1.Вступительное слово учителя
2. Оглашение правил игры
3. Выдача маршрутных листов
4. Путешествие по станциям
5.Заключительная часть.
6. Подведение итогов
1. Вступительное слово учителя
Советский и российский филолог, академик Дмитрий Сергеевич Лихачева говорил: «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека». Действительно, изучая язык, человек приобщается к социальным ценностям, к общепринятым нормам поведения.
На карте мира много стран, среди них самая большая по территории страна мира – Россия. Это наша необъятная Родина. Национальный язык народа России - русский. Особенность русского языка состоит в том, что он служит средством межнационального общения в нашем многонациональном государстве, является государственным языком в России. Русский язык входит в число мировых языков. Он является рабочим и официальным языком Организации Объединенных Наций.
Русский язык - это язык великих людей - художников слова: Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя.
Русский язык очень богат. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Например, Словарь В. И. Даля содержит более 200 тысяч слов. Русский язык изучают во всех странах мира. Среди более пяти тысяч языков, известных на земном шаре, русский язык относится к числу наиболее распространенных, им владеют свыше 250 миллионов человек. Народ России любит свой язык и гордится им.
Наше мероприятие «Путешествие в страну Лингвистика» поможет каждому из присутствующих не только вспомнить какие-то сведения о русском языке, но и проникнуться любовью к нему. Страна эта не простая, а волшебная.
Вопрос детям:
- Что же обозначает слово лингвистика? (Лингвистика – это наука о языке)
Лингвистика имеет свои разделы – это и будут наши станции, по которым мы будем путешествовать. Наше путешествие оценивает жюри. (Знакомство с жюри) У нас будут две команды. (Знакомство с членами команд, капитанами. Узнаём их название, девиз) Та команда, которая первая побывает на всех станциях и выполнит правильно все задания и будет победителем. За каждый правильный ответ вы будете получать или берёзовые листочки, или цветочки. Когда вы справитесь со всеми заданиями, то обязательно прикрепите листочки к дереву, а цветы разместите на полянке, и волшебная страна Лингвистика станет ещё прекраснее.
Всем счастливого путешествия!
2. Оглашение правил игры
Каждая команда во главе с капитаном в соответствии со своим маршрутным листком, на котором указано задание, путешествует по разным станциям страны Лингвистики.
Работа на каждой станции прекращается по общему сигналу.
Игра прекращается по общему сигналу, после чего капитаны команд сдают организаторам свои маршрутные листы для подведения итогов. Победителей награждают грамотой, а остальных благодарят за игру.
3. Выдача маршрутных листов
4. Путешествие по станциям:
Станция Фонетика.
1.Напишите гласные звуки.
2. Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?
3. Придумайте сказку «Спор гласных и согласных звуков: кто главнее»
Остановка. Столовая.
1.Скажите, какие слова обозначают продукты питания?
Кольраби, борщ, ассорти, рис , ирис, кок, брокколи, черемша, салями, туесок
(Кольраби – разновидность капусты, борщ – суп со свёклой, ассорти – набор продуктов, перемешанных между собой, рис – крупа, кок – повар, брокколи – разновидность капусты, черемша – многолетнее лесное растение, вид рода лука, салями – сорт колбасы, туесок - короб из бересты)
Станция Орфография.
1.Разберите слова на 2 группы. Вставьте пропущенные буквы.
Проверяемые Непроверяемые
Б..наны, к..ртофель, изд..лека, разг..дать, к..пуста, вбл..зи, п..рила, в..дянистый, м..рковь, л..нейка.
(непроверемые: бананы, картофель, капуста, перила, морковь
Проверемые: издалека, разгадать, вблизи, водянистый, линейка,)
2. Где надо, поставьте Ь:
Среди чащ.. и рощ..
Растёт плющ.. и хвощ.. .
Хорош.. калач.., пока горяч.. .
Мой весёлый, звонкий мяч..,
Ты куда несёш..ся вскач..?
Остановка на 5 минут. Художники
Нарисуйте и напишите названия цветов радуги (без ошибок)
(Красный; оранжевый; желтый; зеленый; голубой; синий; фиолетовый.
Подсказка: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
Станция Морфология.
Учитель:
Следующая станция называется Морфология. Чтобы добраться до неё, нужно:
1.назвать 5 самостоятельных частей речи, 3 служебных части речи. Запишите свои ответы на маршрутном листке. Чья команда готова, поднимает руку.
2. разгадать загадки, где ответы – имена существительные.
Загадки развивают ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадок? В их краткости, меткости, ёмкости. С раннего детства они служит забавой и своеобразной «тренировкой» ума. Что и продемонстрирует сейчас каждая команда.
1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
2.Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
3.Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
4.Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
5.На время что-то прекратив,
Мы объявляем…(перерыв)
6.После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена)
Станция Лексика.
1.Перед вами пять непонятных слов. Вам нужно так переставить буквы, чтобы получились названия городов России.
- Квасом (Москва)
- Скомт ( Томск)
- Кятах (Кяхта)
- Дивостокавл (Владивосток)
5. Куритск (Иркутск)
2. Продолжите:
Слово может быть однозначным и…
Слово может быть заимствованным и …
Слово может иметь прямое значение и …
Слово может быть устаревшим и …
3.Станция Фразеология.
Найдите для каждого фразеологизма его значение.
Кот наплакал-
(очень мало)
Хоть пруд пруди-..
( очень много)
Водой не разольёшь –
(близкие друзья)
Зарубить на носу-
(запомнить)
Шевелить мозгами –
(думать)
Водить за нос-
(обманывать)
Конкурс от волшебного поезда. Скороговорка. Кто быстрее и лучше?
Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова). Скороговорки тренируют дикцию, делая произношение правильным и чистым. Труднопроизносимые словосочетания невольно заставляют произносить фразы снова и снова: вначале меделенно и спотыкаясь, затем быстрее и почти без ошибок. Русские скороговорки не только помогают «оттачивать» свой язык, но и знакомят с богатством русского языка и поэтическими образами. Словесная игра становится увлекательным процессом, делает весёлым времяпрeпровождение.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Станция Орфоэпия. Расставьте ударение:
Торты, банты, позвонишь, форзац, красивее, алфавит, километр, свёкла, кафе, жалюзи, кухонный.
Станция Морфемика.
Выберите слова, которые обозначают части слова.
Приставка, предлог, суффикс. стиль, основа, буквы, звуки, окончание, род, корень.
Станция. Синтаксис.
Разберите предложение по членам.
- Снежное покрывало землю покрывало.
- Девочка пила сок. В сарае висела пила.
Остановка. Отдых
Ребята, а давайте поиграем в народную игру «Кто летит?».
Это игра на внимание. Раньше она разыгрывалась на посиделках да на вечерках. Итак, я сообщаю, что кто-то или что-то летает, вы же, если согласны, то должны быстро поднять руки и крикнуть «Летает!». Если называется нечто нелетающее, надлежит молчать и рук не поднимать.
- Гуси летят?
- Утки летят?
- Собаки летят?
- Воробьи летят?
- Мухи летят?
- Щуки летят?
-Вороны летят?
- Сороки летят?
-Крокодилы летят?
Станция Пунктуация.
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Расставьте в предложениях запятые так, чтобы у вас получились разный смысл.
Казнить пленника нельзя помиловать! Казнить пленника нельзя помиловать!
(Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!)
Строить здесь нельзя сносить! Строить здесь нельзя сносить!
(Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!)
Говорить на уроке нельзя молчать! Говорить на уроке нельзя молчать!
(Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!)
Жюри подводит итоги, а для детей – физминутка.
Физминутка. Волшебный лес страны Лингвистики.
- Представьте себе, что мы с вами идём в лес волшебной страны Лингвистики. Встали! Шагом марш! Посмотрите направо. Посмотрите налево. Оглянитесь вокруг. Как хорош лес! Посмотрите вверх на одно дерево, на другое. Сколько здесь птиц, сколько гнёзд на деревьях! Присядьте, загляните под куст. Что случилось? Там сидит птенчик, он выпал из гнезда. Возьмите его. Осторожно! Посадите его на дерево как можно выше. Выше! Выше! Поднимитесь на носочки, смелее тяните руки! Молодцы, хорошо! Вы помогли птичке. Теперь нам пора возвращаться домой. Ещё раз оглянитесь вокруг! Мы прощаемся с лесом. Помашите лесу, птицам, птенчику.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
А мы подводим итоги. Чья же команда быстрее побывала на всех станциях и собрала больше листочков и цветов? Украсьте дерево и поляну. У кого на дереве больше листочков, а на поляне - цветов?
Слово жюри. Награждение.
Маршрутный лист
Станция Фонетика.
1.Напишите гласные звуки.
2. Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?
3. Придумайте сказку «Спор гласных и согласных звуков: кто главнее»
Остановка. Столовая .Скажите, какие слова обозначают продукты питания?
Кольраби, борщ, ассорти, рис , ирис, кок, брокколи, черемша, салями, туесок.
Станция Орфография.
1. Разберите слова на 2 группы.
Вставьте пропущенные буквы.
Проверяемые Непроверяемые
Б..наны, к..ртофель, изд..лека, разг..дать, к..пуста, вбл..зи, п..рила, в..дянистый, м..рковь, л..нейка.
2. Где надо, поставьте Ь:
Среди чащ.. и рощ..
Растёт плющ.. и хвощ.. .
Хорош.. калач.., пока горяч.. .
Мой весёлый, звонкий мяч..,
Ты куда несёш..ся вскач..?
Остановка на 5 минут. Художники
Нарисуйте и напишите названия цветов радуги (без ошибок)
Станция Морфология.
1.Назовите 5 самостоятельных частей речи, 3 служебных части речи.
2. разгадать загадки, где ответы – имена существительные.
Конкурс. Загадки.
1.Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной.
2.Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок.
3.Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет.
4.Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг.
5.На время что-то прекратив,
Мы объявляем…
6.После урока непременно
Нужна ребятам …
Станция Лексика.
1.Перед вами пять непонятных слов. Вам нужно так переставить буквы, чтобы получились названия городов России.
Квасом –
Скомт -
Кятах -
Дивостокавл -
Куритск -
2. Продолжите:
Слово может быть однозначным и…
Слово может быть заимствованным и …
Слово может иметь прямое значение и …
Слово может быть устаревшим и …
Станция Фразеология.
Найдите для каждого фразеологизма его значение.
Кот наплакал-
Хоть пруд пруди-
Водой не разольёшь –
Зарубить на носу-
Шевелить мозгами –
Водить за нос-
Конкурс от волшебного поезда. Скороговорка. Кто быстрее и лучше?
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Станция Орфоэпия. Расставьте ударение:
Торты, банты, позвонишь, форзац, красивее, алфавит, километр, свёкла, кафе, жалюзи, кухонный.
Станция Морфемика.
Выберите слова, которые обозначают части слова.
Приставка, предлог, суффикс. стиль, основа, буквы, звуки, окончание, род, корень.
Станция. Синтаксис.
Разберите предложение по членам.
- Снежное покрывало землю покрывало.
- Девочка пила сок. В сарае висела пила.
Станция Пунктуация.
Расставьте в предложениях запятые так, чтобы у вас получились разный смысл.
Казнить пленника нельзя помиловать! Казнить пленника нельзя помиловать!
Строить здесь нельзя сносить! Строить здесь нельзя сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать! Говорить на уроке нельзя молчать!
Список использованных источников:
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., «Просвещение»,1989
Предметные недели в школе: русский язык и литература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008
Интернет-ресурсы
Infourok. Ru Надеждина Н.М. «Урок-путешествие в страну Лингвистика»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Напишите гласные звуки Какие две буквы не обозначают звуков? СТАНЦИЯ ФОНЕТИКА
Разберите слова на 2 группы: Проверяемые Непроверяемые Вставьте пропущенные буквы СТАНЦИЯ ОРФОГРАФИЯ Б.. наны , к.. ртофель , изд..лека , разг..дать , к..пуста , вбл .. зи , п.. рила , в.. дянистый , м.. рковь , л.. нейка .
Назовите пять самостоятельных частей речи. Назовите три служебных частей речи. СТАНЦИЯ МОРФОЛОГИЯ
Перед вами пять непонятных слов. Вам нужно так переставить буквы, чтобы получились названия городов России. Квасом Скомт Кятах Дивостокавл Куритск СТАНЦИЯ ЛЕКСИКА
Найдите для каждого фразеологизма его значение Кот наплакал Хоть пруд пруди Водой не разольёшь Зарубить на носу Шевелить мозгами Водить за нос Очень мало обманывать думать о чень много б лизкие друзья з апомнить СТАНЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ
Расставьте ударение Торты, банты, позвонишь, форзац, красивее, алфавит, километр, свёкла, кафе, жалюзи, кухонный СТАНЦИЯ ОРФОЭПИЯ
Выпишите слова, которые обозначают части слова П риставка, предлог, суффикс, стиль, основа, буквы, звуки, окончание, род, корень. СТАНЦИЯ МОРФЕМИКА
Разберите предложени Я по членам и подпишите, какой частью речи они являются. Снежное покрывало землю покрывало. Девочка пила сок. В сарае висела пила СТАНЦИЯ СИНТАКСИС
СТАНЦИЯ ПУНКТУАЦИЯ Расставьте в предложениях запятые так, чтобы у вас получил СЯ разны Й смысл. Казнить пленника нельзя помиловать! Казнить пленника нельзя помиловать! Строить здесь нельзя сносить! Строить здесь нельзя сносить! Говорить на уроке нельзя молчать! Говорить на уроке нельзя молчать!
Русский язык Лингвистика !!! ж ч ш щ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"
Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....