Конспект "Имя существительное - часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок повторения изученного в 5 классе по теме "Существительное", составление опорного конспекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи" | 22.92 КБ |
imya_sushchestvitelnoe-chast_rechi.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя существительное - часть речи
Цели:обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);совершенствовать навыки морфологического разбора;
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой
Оборудование: «Русский язык. 6 класс» под редакцией Л. М. Рыбченкова И. Г. Добротина
Задачи урока: Образовательные: развить навыки определения морфологических признаков имени существительного; формировать умение находить имена существительные в тексте, использовать имена существительные в речи; обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
- Развивающие :осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему;
- воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД:
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Слово учителя. Приветствие. Мотивация на положительный результат
1. Беседа с учащимися.
- Какая часть речи стоит на первом месте в группе самостоятельных частей речи?
- Как вы думаете, почему?
- А что такое имя существительное?
2. Объявление темы и целей урока.
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).
II. Блиц-опрос. Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? Теория
1. Беседа с учащимися
- Что такое имя существительное?
- К какому роду относятся имена существительные?
- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы?
- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?
- Какие имена существительные называются собственными?
- Какие имена существительные называются нарицательными?
- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему
Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим, умеем ли мы применять теорию на практике
О.КонспектПереход. (от теории перейдем к практике. Повторили-вспомнили)
2. Выявление восприятия. Распределительный диктант. (Текст на доске)выпишите имена существительные, отвечающие на вопрос кто? в левую колонку, на вопрос что? — в правую. Запишите существительные в форме именительного падежа единственного числа. Определите их род.
Из-за леса поднимается солнце. Прохлада бодрит, и мы быстро идем к лесу. Тишина нарушается стуком дятла. А вот прыгнула белка, пробежал заяц. Солнце поднялось высоко. Мы подходим к поляне. Она пестрит цветами, над ними с жужжанием летают пчелы.
- О частоте употребления имен существительных.
Сделайте вывод о частоте употребления существительных в нашей речи, если известно, что на каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (глаголов 26).
4.Вспомним падежи. Определить каждого сущ.падежСОВЕТЫ ПОМОЩНИКА
III. Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные?
1.Тренировочное упражнение. Формулирование правила. Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик
-Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
- (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами
2. Игра «Я – волшебник».
- Превратите имена нарицательные в имена собственные.
Птица орёл – (город Орёл); Цветок роза – (девочка Роза);
Плодородная земля – (планета Земля);Воздушный шарик – (собака Шарик).
3. Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.
Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант.
Определите склонение имён существительных
Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.
- Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, руль, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, детство, юноша.
В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3.
3,2,1,3,3,2,2,2,2,2,1,1,2,1.
-ученик читает порядок цифр или самопроверка. Произносит правильный порядок цифр
4. Вновь поиграем. «Подскажи словечко!» Запиши его в той же форме и с тем же предлогом, если он есть.УПР.227
- Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
- Через несколько минут опустился... парашют.
- Елка слишком высока, достает до... потолка.
- Взял художник краски, рисует на... терраске.
- Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
- Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
- Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
- Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
- Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.
- Я подошел к окошку, и луч поймал в... ладошку.
Определите у выписанных существительных род, число, падеж, склонение.
IV. Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи.Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной.
Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.
Назовем имена существительные в стихотворении. (дети называют по цепочке) (Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?
- Слов, какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Для чего они необходимы в данном стихотворении? (помогают создать образВ этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Распределительный диктант.Определите род имен существительных, разместите слова в трех столбцах.Картофель, пальто, трамвай, метро, ведерко, полотенце, рояль, манжета, туфля, заря, фамилия, какао, тюль, врач, мощь, овощ, дочь, шалаш, гость.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
- Какие задания вызвали затруднения?
- VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий
. Упр. ____226.228____
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя существительное - часть речи
Цели:обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);совершенствовать навыки морфологического разбора;
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой
Оборудование: «Русский язык. 6 класс» под редакцией Л. М. Рыбченкова И. Г. Добротина
Задачи урока: Образовательные: развить навыки определения морфологических признаков имени существительного; формировать умение находить имена существительные в тексте, использовать имена существительные в речи; обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
- Развивающие :осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему;
- воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД:
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Слово учителя. Приветствие. Мотивация на положительный результат
1. Беседа с учащимися.
- Какая часть речи стоит на первом месте в группе самостоятельных частей речи?
- Как вы думаете, почему?
- А что такое имя существительное?
2. Объявление темы и целей урока.
Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).
II. Блиц-опрос. Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? Теория
1. Беседа с учащимися
- Что такое имя существительное?
- К какому роду относятся имена существительные?
- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы?
- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?
- Какие имена существительные называются собственными?
- Какие имена существительные называются нарицательными?
- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает вопросы кто? или что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему
Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим, умеем ли мы применять теорию на практике
О.КонспектПереход. (от теории перейдем к практике. Повторили-вспомнили)
2. Выявление восприятия. Распределительный диктант. (Текст на доске)выпишите имена существительные, отвечающие на вопрос кто? в левую колонку, на вопрос что? — в правую. Запишите существительные в форме именительного падежа единственного числа. Определите их род.
Из-за леса поднимается солнце. Прохлада бодрит, и мы быстро идем к лесу. Тишина нарушается стуком дятла. А вот прыгнула белка, пробежал заяц. Солнце поднялось высоко. Мы подходим к поляне. Она пестрит цветами, над ними с жужжанием летают пчелы.
- О частоте употребления имен существительных.
Сделайте вывод о частоте употребления существительных в нашей речи, если известно, что на каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (глаголов 26).
4.Вспомним падежи. Определить каждого сущ.падежСОВЕТЫ ПОМОЩНИКА
III. Самостоятельная работа с самопроверкой. На какие еще группы делятся существительные?
1.Тренировочное упражнение. Формулирование правила. Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», « Ералаш», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген, (О,о)рел, (Р,р)оза, (З,з)емля, (Ш,ш)арик
-Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
- (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами
2. Игра «Я – волшебник».
- Превратите имена нарицательные в имена собственные.
Птица орёл – (город Орёл); Цветок роза – (девочка Роза);
Плодородная земля – (планета Земля);Воздушный шарик – (собака Шарик).
3. Что вы знаете о склонении имён существительных? Расскажите, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению.
Давайте проверим умеете ли вы определять склонение. Выполним цифровой диктант.
Определите склонение имён существительных
Осень, зима, весна, лето; март, апрель; ель, сосна; вьюга, метель, солнце, радость.
- Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, руль, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, детство, юноша.
В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 1, 3, 2, 3.
3,2,1,3,3,2,2,2,2,2,1,1,2,1.
-ученик читает порядок цифр или самопроверка. Произносит правильный порядок цифр
4. Вновь поиграем. «Подскажи словечко!» Запиши его в той же форме и с тем же предлогом, если он есть.УПР.227
- Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
- Через несколько минут опустился... парашют.
- Елка слишком высока, достает до... потолка.
- Взял художник краски, рисует на... терраске.
- Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
- Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
- Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
- Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
- Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.
- Я подошел к окошку, и луч поймал в... ладошку.
Определите у выписанных существительных род, число, падеж, склонение.
IV. Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи.Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной.
Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.
Назовем имена существительные в стихотворении. (дети называют по цепочке) (Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?
- Слов, какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Для чего они необходимы в данном стихотворении? (помогают создать образВ этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Распределительный диктант.Определите род имен существительных, разместите слова в трех столбцах.Картофель, пальто, трамвай, метро, ведерко, полотенце, рояль, манжета, туфля, заря, фамилия, какао, тюль, врач, мощь, овощ, дочь, шалаш, гость.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Какие признаки имени существительного мы повторили?
- Какие задания вызвали затруднения?
- VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий
. Упр. ____226.228____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"
Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...
Имя существительное - часть речи удивительная
Предлагаю вам конспект урока русского языка по обобщению изученного по теме: “Имя существительное - часть речи удивительная”. Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м класс...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
конспект урока "Имя существительное - часть речи удивительное"
обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи)...
Конспект урока: «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);совершенствовать...