Этап урока, время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Цель этапа | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика) |
I. Оргмомент | Слово учителя. Приветствие. | Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. | - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
| Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
|
|
II. Мотивационный(самоопределение) к учебной деятельности
| 1.Беседа с классом. Лингвистическая сказка. | Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне | - И чтобы не терять времени, в тетрадочки сразу запишем число, классная работа, а тему пока не пишем, оставим для нее пустую строчку. Вы сами попробуете сформулировать ее, прослушав мою лингвистическую сказку: В стране Морфология в городе Предметинск жили-были слова одной части речи, которые сочинили о себе хвастливую песенку Давно живем мы в мире этом Даем названия предметам. Жили они на огромном дереве познания и представляли собой листики с именами. Как только появлялось в мире новое понятие. На древе познания вырастал новый листик.
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы на урока | Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. | Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
| 2.Объявление темы и целей урока
|
| Как вы думаете, о какой части речи эта сказка? Верно. Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Имя существительное - часть речи удивительная». - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи).
| Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи. Формулируют тему урока. Фиксируют возникшее затруднение. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
III.Актуализация и пробное учебное действие | Игра «Спрятанное слово» | Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | А вы много уже знаете о существительном? Для чего необходимы имена существительные ? Первое задание: Если вы такие эксперты по существительным, вам не составит труда узнать слово-существительное по его значению 1) Атмосферные осадки в виде белых хлопьев. 2) Учебный час, посвященный отдельному предмету 3) Театральное представление или то, что представляется взору, привлекает взор. 4) Это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей» 5) С древнегреческого языка это слово означает «весь водный покров Земли» 6) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения 7) Синоним слов «работа, занятие» 8) Часть суток от захода до восхода солнца - Какие словари помогли мне подготовить данное задание? Какое «спрятанное» слово получилось?
- Какое оно имеет отношение к существительному?
| Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам) Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд.
Называют словари (толковый, этимологический, словарь синонимов)
Определяют слово «сущность»
Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).
Имена существительные называют предметы, живые существа, явления природы, события, действия как предмет, признаки как предмет, качество людей. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
|
IV. Творческая практическая деятельность | Эвристическая беседа | Определение роли существительных в речи | Организует работу по выявлению роли существительных в речи. Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица. - Слов какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении? В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Научная справка: ученые подсчитали, каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов. Вывод: Поэт насыщает поэтические тексты именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи. - Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку? - Как вы это определили? - А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (вопросы кто? или что?, смысл, форма множественного числа винительного падежа)
| Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух. Выписывают имена существительные в тетрадях.
Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам. Правильный ответ: соловья – одушевленное, отвечает на вопрос кто? Соловей | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Тренировочное упражнение | Формулирование правила.
| Распределите данные слова на два столбика Нарицательные имена существительные | Собственные имена существительные |
|
|
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген. -Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных? -Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. Взаимопроверка. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника |
| 2.Игра «Белая ворона» ( по группам)
| Систематизация знаний морфологических признаках имени существительных
| Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить? а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... . Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа. Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы. г) Песни, ножницы, кони, бури. Общее: все во множественном числе. Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное. д) Грач..., печ..., ноч...,доч... . Общее: существительные с шипящей на конце. Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. - С какой целью мы выполняли данное задание?
| Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.
Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника |
3.Работа на карточках | Определение синтаксической роли. | А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении? Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. Я часто думаю о России. Я живу в России. | Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами. |
VI. Включение в систему знаний и повторение | Морфологический разбор | Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание | - У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. - Разбор слова Россия. (Моя родная страна –Россия) | Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________. 1. Моя начальная форма: ____________________. 2. Мои морфологические признаки: а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения); б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа). 3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе. Сегодня я играю роль_____________________
| П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
VII. Домашнее задание |
|
| 1.Кто хочет, может сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного. 2.Кто желает, может составить карточки-задания по любой изученной орфограмме. 3.Составить кроссворд по теме «Имя существительное».
|
|
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - У кого в гостях мы сегодня побывали? - Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Довольны ли своей работой? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работеМолодцы! Вы хорошо поработали. Я попрошу оценить свою работу на уроке. Заполните таблицу. А мне сегодня на уроке с вами было легко и интересно! Спасибо вам! До свидания! | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта) | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |