Открытый урок русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в
5 классе
Тема: «Согласные твёрдые и
мягкие»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
Сухарева С.Г.
с. Александровка
2019 год
Цели:
Обучающие:
∙ систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
∙ дать понятие твёрдости-мягкости,
∙ формировать умение различать их;
∙ составление транскрипции слов.
∙ расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные твёрдые и мягкие
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
- расширять кругозор обучающихся;
- воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
-формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
- знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
- уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию.
Оборудование:
Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ;
проектор;
компьютер;
раздаточный материал.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке уважаемые гости, давайте поприветствуем их.
1) Актуализация знаний
1) Урок русского языка. А начать его мне хочется словами Куприна(на стене)Мы в этом ещё раз убедимся.
- Запишите в тетрадях число, классная работа, тему запишем немного позже.
2)-Какую большую тему мы изучаем? (Фонетика)
- Из чего состоит устная речь? (состоит из звуков, образующих слова, слова создают прекрасные высказывания).
2). Орфографическая пятиминутка:
1) Уч.ба и тр.д – р.дом .дут.
Хл.б д.ром не д.ётся .
(один уч-к работает у доски)
а) прочитайте предложения, вставив пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове, найдите слово, в котором гласная находится в слабой позиции, обоснуйте правильность написания.
( запись по рядам по одной пословице)
б) подумайте, что это за высказывания. (пословицы)
- Дайте определение пословицы. (краткое, мудрое изречение)
- Как вы понимаете смысл пословиц?
- Записанную пословицу можно применить к нашему настоящему труду? Объясните почему.
в) Для чего нужны знания?
(Главная наша задача: подготовиться к ГИА)
2) Словарная работа :
(уч-к у доски) вставить пропущенную букву, пост ударение, подумать, какая орфограмма объединяет слова. (безуд гласная в корне - слабая позиция гласной)
В.да, тр.ва, р.ка, зв.зда, сл.ды, з.мля, м.роз, т.традь.
- Что нужно сделать для того, чтобы не допустить ошибки в слове? (поставить гласную в сильную позицию)
- Какие звуки мы называем гласными? (голос не встречает преград)
- Какие ещё существуют звуки? (согласные)
3. Изучение нового материала.
1). Проблемный вопрос: - чем отличаются слова (1 столб оканчиваются на тв звук, 2 – на мягкий)
- ел ель
- стал сталь
- угол уголь
- мел мель
- Как же можно сформулировать тему нашего урока? Что мы будем сегодня изучать? (твердые и мягкие согласные) _ запишите тему урока.
2). Целеполагание.
Цель:
- Знать: о различии твёрдых и мягких согласных,
- об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова,
- о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных;
- Уметь различать твёрдые и мягкие согласные,
- обозначать мягкость согласного в транскрипции,
3) Давайте будем исследовать все согласные русского алфавита: я показываю букву, вы называете звуки(тв и мягк)
Выделяем в отд группы Ж Ш Ц и Й Ч Щ
Сделайте вывод из нашего исследования - какие бывают согласные?
(согласные бывают парные тв и мягк, только тв и только мягкие)
- Как же на письме обозначить мягкость согласного? Об этом вы узнаете, изучив материал на стр _127
4) Самостоятельная работа с учебником (стр.127).
Беседа:
- Как обозначается мягкость согласных в фонетике? Знак [ ]
- Сколько согласных в русском языке имеют пары по твёрдости-мягкости? (15)
- Какие твёрдые согласные не имеют парных мягких звуков?
- Какие согласные в русском языке всегда мягкие?
Физкультминутка:
Потрудились_отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо, поворот.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
4. Закрепление.
- 1). Игра «Узнай звук!» Я называю слово, а вы показываете предмет (камешек или подушечку) упр 277
- 2). Упражнение 278 (по заданию):
- как мы узнаём о мягкости согласного? (если после него пишется Ь или Е,Ё,Ю,Я,И).
- -Что мы будем называть сигналами мягкости?
- 3). Спишите, подчеркните мягкие согласные одной чертой, сигналы мягкости- двумя.
Мы кормушку смастерили. (комментированное письмо)
Записать слово в транскрипции ( смас т е р и л и )
4) А ещё я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ОГЭ.
Перед вами тесты, попробуйте выполнить их.
1. На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные;
Б) парные и непарные;
В) сильные и слабые
2. Сколько букв в русском алфавите?
А) 31;
Б) 32;
И) 33
3. найди четвёртое лишнее слово.
А) Коробка;
Б) дуб;
В) пруд;
Г) молотьба.
5 . Повторение изученного
В лесу прижилась тихая, ласковая осень.
Синтаксический разбор предлож сам-но
6. Итоги урока.
кластер «ФОНЕТИКА»
7. Рефлексия:
- На уроке я узнал, что…
- На уроке я научился…
- Мне было трудно…
* Мне было интересно…
8. Домашнее задание: пар.54, упр.279.
9. Выставление оценок.
Наука даром не даётся - наука трудом берётся.
Ж
Ш всегда твёрдые
Ц
Й
Ч всегда мягкие
Щ
сигналы мягкости: Ь,Е,Ё,Ю,Я,И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте
Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
"Открытый" урок русского языка в 7 классе. «Лингводилижанс. Урок-диспут на тему: "Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?". Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2015 – 2016 уч.г.
В форме дискуссии на уроке обсуждалсь изменения, происходящие в языке....
Открытый урок русского языка в 6 классе " Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Данный урок построен с использованием современных педагогических технологий....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Твердые и мягкие согласные» (по УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, 5 класс, § 6)
Актуализация знаний о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по мягкости-твёрдости, о возможности изменения звуков в речевом потоке; совершенствование правописных умений....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание мягкого знака в глаголах по 2-м лице единственного числа"
Технологическая карта предназначена для использования учителями русского языка на уроках в 5 классе при изучении раздела "Морфология. Орфография. Культура речи". Данный урок входит в систему...