Открытый урок русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Открытый урок русского языка в 5 классе "Согласные твёрдые и мягкие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в

                5 классе

Тема: «Согласные твёрдые и

                                                  мягкие»

                                                                                Подготовила

                                                                     учитель русского языка

                                                                          и литературы

                                                                                Сухарева С.Г.

 с. Александровка

2019 год

Цели:

Обучающие:

       систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

       дать понятие твёрдости-мягкости,

       формировать умение различать их;

       составление транскрипции слов.

         расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные твёрдые и мягкие

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
  •  расширять  кругозор обучающихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока  через планируемые результаты:

                                      Личностные

     -  создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

  -  создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

   -формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.    

                                             Предметные:

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

                                             Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.

Оборудование:

Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ;

 проектор;

 компьютер;

 раздаточный материал.   

                                                Ход урока:

1. Орг.  момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке уважаемые гости, давайте поприветствуем их.

1) Актуализация   знаний

1) Урок русского языка. А начать его мне хочется словами Куприна(на стене)Мы в этом ещё раз убедимся.

- Запишите в тетрадях число, классная работа, тему запишем немного позже.

2)-Какую большую тему мы изучаем? (Фонетика)

- Из чего состоит устная речь? (состоит из  звуков, образующих слова, слова создают  прекрасные высказывания).

2). Орфографическая пятиминутка:

1)      Уч.ба  и  тр.д  –  р.дом   .дут.

          Хл.б  д.ром  не  д.ётся .

(один уч-к  работает у доски)

а) прочитайте предложения, вставив пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове,  найдите слово, в котором гласная находится в слабой позиции, обоснуйте правильность написания.

( запись по рядам по одной пословице)

б) подумайте, что это за высказывания. (пословицы)

 - Дайте определение пословицы.   (краткое, мудрое изречение)

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Записанную пословицу можно применить к нашему настоящему труду? Объясните почему.

в) Для чего нужны знания?

(Главная наша задача: подготовиться к ГИА)

2)   Словарная работа :

(уч-к  у доски)   вставить пропущенную букву, пост ударение, подумать, какая орфограмма объединяет слова.  (безуд гласная в корне -  слабая позиция гласной)

В.да, тр.ва, р.ка, зв.зда, сл.ды, з.мля, м.роз, т.традь.

- Что нужно сделать для того, чтобы не допустить ошибки в слове? (поставить гласную в сильную позицию)

- Какие звуки мы называем гласными? (голос не встречает преград)

- Какие ещё существуют звуки? (согласные)

3. Изучение нового материала.

1). Проблемный вопрос: - чем отличаются слова (1 столб оканчиваются на тв звук, 2 – на мягкий)

  • ел                                           ель
  • стал                                       сталь
  • угол                                       уголь                      
  • мел                                        мель    

- Как же можно сформулировать тему нашего урока? Что мы будем сегодня изучать? (твердые и мягкие согласные) _ запишите тему урока.

2). Целеполагание.

Цель:

  •  Знать: о различии твёрдых и мягких согласных,
  • об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова,
  • о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных;
  • Уметь различать твёрдые и мягкие согласные,
  •  обозначать мягкость согласного в транскрипции,

3)  Давайте будем исследовать все согласные русского алфавита: я показываю букву, вы называете звуки(тв и мягк)

Выделяем в отд группы   Ж Ш Ц  и   Й Ч Щ

Сделайте вывод из нашего исследования  -  какие бывают согласные?

(согласные бывают парные тв и мягк, только тв и только мягкие)

- Как же на письме обозначить мягкость согласного? Об этом вы узнаете, изучив  материал  на стр _127

    4) Самостоятельная работа с учебником (стр.127).

 Беседа:

  • Как обозначается мягкость согласных в фонетике? Знак                 [  ]
  • Сколько согласных в русском языке имеют пары по твёрдости-мягкости? (15)
  • Какие твёрдые согласные не имеют парных мягких звуков?
  • Какие согласные в русском языке всегда мягкие?

Физкультминутка:

              Потрудились_отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд

Влево, вправо, поворот.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

4. Закрепление.

  • 1). Игра «Узнай звук!»  Я называю слово, а вы показываете предмет (камешек или подушечку)  упр 277
  • 2). Упражнение 278 (по заданию):
  •  как мы узнаём о мягкости согласного? (если после него пишется Ь или Е,Ё,Ю,Я,И).
  • -Что мы будем называть сигналами мягкости?
  • 3). Спишите, подчеркните мягкие согласные одной чертой, сигналы мягкости-  двумя.

Мы кормушку смастерили.     (комментированное письмо)

Записать слово в транскрипции  ( смас т е р и л и )

4) А ещё  я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ОГЭ.

Перед вами тесты, попробуйте выполнить их.

1. На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) сильные и слабые

2. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31;

Б) 32;

И) 33

3. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;

Б) дуб;

В) пруд;

Г) молотьба.

5 . Повторение изученного

В лесу прижилась тихая, ласковая осень.

Синтаксический разбор предлож  сам-но

6. Итоги урока.

 кластер «ФОНЕТИКА»

7.  Рефлексия:

  • На уроке я узнал, что…
  • На уроке я научился…
  • Мне было трудно…

* Мне было интересно…

   8.  Домашнее задание:   пар.54, упр.279.

     9.  Выставление оценок.

 Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

Ж

Ш  всегда твёрдые

Ц

Й

Ч   всегда мягкие

Щ

сигналы мягкости: Ь,Е,Ё,Ю,Я,И

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 10 классе по теме Русский язык в мировом культурном контексте

Цели урока - осмысление понятие «язык» и «народ», движение от «слова – к тексту», от «языка – к речи» подведение учащихся к выводу, что «язык» – средство общения и нравственный эталон речи....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Открытый урок русского языка в 6 классе " Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данный урок построен с использованием современных педагогических технологий....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Твердые и мягкие согласные» (по УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, 5 класс, § 6)

Актуализация знаний о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по мягкости-твёрдости, о возможности изменения звуков в речевом потоке; совершенствование правописных умений....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание мягкого знака в глаголах по 2-м лице единственного числа"

Технологическая карта предназначена для использования учителями русского языка на уроках в 5 классе при изучении раздела "Морфология. Орфография. Культура речи". Данный урок входит в систему...