Методическая разработка урока русского языка по теме: «Твердые и мягкие согласные» (по УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, 5 класс, § 6)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Актуализация знаний о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по мягкости-твёрдости, о возможности изменения звуков в речевом потоке; совершенствование правописных умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_kl_tverdye_i_myagkie_soglasnye.docx29.01 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Твердые и мягкие согласные» (по УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, 5 класс, § 6)

Цели: актуализация знаний о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по мягкости-твёрдости, о возможности изменения звуков в речевом потоке; совершенствование правописных умений.

Ход урока:

I. Игра «Допиши слова»

 Цель игры: отработка навыков правописания глухих и звонких согласных перед глухими. Класс делится на три команды (по количеству рядов), и работа организуется по вариантам — каждый ученик восстанавливает одно слово.

Сюжет для игры: «Этим утром я получила морскую почту, а она, как известно, приходит по воде в бутылке. Часть слов размыло, и я не могу их прочитать. Помогите мне восстановить слова».

___________ шка                            __________ жка

 __________  шка                           __________  жка

__________   шка                            __________  жка

 __________  шка                           __________   жка

__________   шка                            __________  жка

(Чашка, шашка, мушка, кошка, сушка, брошка, ладошка. Ложка, варежка, кружка, ножка, шпажка, дорожка.)

II. Запись в  рабочую тетрадь:

                                          Двадцать пятое сентября

                                                   Классная работа

Пропустите строку, тему урока мы запишем позже.

III. Игра «Верно ли, что...»

Учитель сообщает некоторые факты; учащиеся же должны оценить их соответствие истине. Двое учеников работают у доски, остальные — в тетради.

1. Верно ли, что слова алфавит и азбука означают одно и то же понятие? (Да.)

 2. Верно ли, что в русском языке согласных букв меньше, чем гласных? (Нет.)

 3. Верно ли, что и на письме, и в устной речи мы используем буквы? (Нет, единицей устной речи является звук.)

 4. Верно ли, что количество букв и звуков в слове может быть разным? (Да, например в слове яблоко.)

 5. Верно ли, что бывают слова, состоящие из одной буквы? (Да, например местоимение я, предлог о, союз и.)

 6. Верно ли, что бывают слова, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково? (Да, например луг — лук.)

IV. Какое у вас сегодня настроение? Взгляните в окно, светит солнышко, поют птицы, школа с радостью принимает вас в свои объятия, все улыбаются. Попробуйте написать о сегодняшнем дне, о вашем настроении, используя слова прекрас( )ный, радос( )ный, чудес( )ный, прелес( )ный,     счас( )ливый.

Все пишут текст (не менее 3-х предложений), один ученик у доски вставляет пропущенные буквы, записывает проверочные слова. В каких словах встретилась орфограмма? Как она называется? Вспомните другие слова, в которых нет непроизносимой согласной.

описание провинциального города? Какие слова или выражения помогают услышать перекличку текстов? 

Дома вам нужно было переписать в теорию таблицу из упр.47. Открыли тетради по теории, проверили друг у друга наличие работы. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

V. Запись в рабочую тетрадь темы урока:

                                         Твердые и мягкие согласные

VI. Когда я работала в другой школе, села вечером проверять тетради. И что в них обнаружила? Много ошибок. Помогите мне их исправить.

  1. Пароход сел на мел.
  2. Кон встал на дыбы.
  3. Ко мне домой пришел ГОСТ.
  4. Надо обходить лук, чтобы в него не провалиться.
  5. Папа вол мальчика за руку.
  6. Рабочий поднял тяжелый тук.
  7. Возмите с полки книгу.
  8. Выполни мою прозбу.
  9. Принеси, пожалуйста, гвозьди и молоток.

Запишите слова парами (где возможно). Какими звуками они отличаются? Рассмотрите схему упр.49.

 

VII. Обратите внимание на последний пример, выполните упр.51. Прочитайте правило и расскажите, в каких сочетаниях Ь не пишется.

VIII. Работа в группах.

В стране Скороговорок произошло землетрясение, оно было таким сильным, что, когда все стихло, слова перепутались. Помогите восстановить скороговорки.

Жарко жабе в теплой луже, 
Жаба ждет дождя и тужит.

 

Из колодца две девицы

Носят ведрами водицу.

В ночной тиши у шалаша 

Чуть слышен шорох камыша.

Два щенка щека к щеке 

Щиплют щетку в уголке.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.

Эй, постой, Зайка мой,

Лапы мой перед едой.

Какие звуки повторяются? Запись в тетрадях.

Непарные согласные

всегда твердые

всегда мягкие

[ж] [ц] [ш]

[щ] [ч] [й]

IX. Упражнение 50

Словарная работа, закрепление умений определять значение слова по контексту.

Подбор однокоренных слов к слову бисер — бисерина, бисеринка, бисерный, бисероплетение. Выполнение задания к упражнению 50.

X.  Материал всплывающего окна § 6 «Из истории языка» о написании мягкого знака после шипящих также может стать идеей и основой для создания учебной ситуации. Кроме того, предлагаемый материал позволяет организовать работу по расширению кругозора учащихся, развитию умения работать с разными источниками информации, осуществлять информационную переработку текста, работать в парах. Начинаем работу с чтения басни С. Михалкова «Слон-живописец». Просим учащихся подчеркнуть слова с непарными твёрдыми шипящими ж и ш:

Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

 Он пригласил друзей взглянуть на полотно,

— Что, если вдруг не удалось оно?

 Вниманием гостей художник наш польщён!

 Какую критику сейчас услышит он?

 Не будет ли жесток звериный суд?

Низвергнут? Или вознесут?

 Ценители пришли. Картину слон открыл.

 Кто дальше встал, кто подошёл поближе.

 «Ну что же, — начал Крокодил,

 — Пейзаж хорош! А Нила я не вижу!..»

«Что Нила нет, в том нет большой беды! —

Сказал Тюлень. — Но где снега? Где льды?»

 «Позвольте! — удивился Крот. —

Есть кое-что важней, чем лёд!

 Забыл художник огород».

«Хрю-хрю, — заметила Свинья. —

 Картина удалась, друзья!

 Но с точки зрения Свиней,

 Должны быть жёлуди на ней».

Все пожеланья принял Слон,

 Опять за краски взялся он.

И всем друзьям по мере сил

Слоновьей кистью угодил,

 Изобразив — снега и лёд,

И Нил, и дуб, и огород,

И даже — мёд!

(На случай, если вдруг Медведь

Придёт картину посмотреть...)

Картина у Слона готова.

 Друзей созвал художник снова.

 Взглянули гости на пейзаж,

И все сказали: «...!»

 Мой друг! Не будь таким слоном:

 Советам следуй, но с ...!

 На всех друзей не угодишь,

 Себе же только ... .

 

1.Назовите слова с непарными твёрдыми шипящими ж и ш. (Пейзаж, вернисаж, не угодишь.) Вы, конечно, обратили внимание, что слова пейзаж и вернисаж написаны без мягкого знака. Нет ли здесь ошибки? Почему мы пишем мягкий знак в словах угодишь, печь, вещь, дочь, сжечь, читаешь? С помощью информации из всплывающего окна страницы учебника (материал § 6) объясните правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.

2. В предложении Взглянули гости на пейзаж, / И все сказали: «...!» пропущено слово. Какое и что оно означает? Какой источник информации, на ваш взгляд, быстрее всего даст ответ на вопрос? А какой — подробнее?

Пропущено слово ералаш.

Самый быстрый способ получения справочной информации — поиск слова в Интернете, где информация дана так:

Ералаш (тюрк. aralas) — 1) беспорядок, сумятица, путаница;

2) смесь разнородных засахаренных фруктов (спец. устар.)

По словарю Д. Н. Ушакова:

 Ералаш — устар. смесь разнородного сахарного сухого варенья, сладостей (сайт Википедия).

 А вот как представлена информация в словаре В. И. Даля:

 Ералаш — м., вздор, пустяки, бестолочь, дичь, чушь, бессмыслица; смесь, всякая всячина, беспорядица, сумятица. Смесь разнородного сахарного сухого варенья, в одном слитке. Ералашный, к ералашу относящийся.

 Ералашник — м., ералашница, ж. — кто говорит либо производит ералаш: бестолковый рассказчик или исполнитель.

 Ералашить или ералашничать — делать ералаш, на словах или на деле; приводить что-то в беспорядок, тревожить, суматошить, ерошить.

Таким образом, словарь даёт подробную информацию о неизвестном слове, предлагает большее количество примеров.

3. Каждая басня заканчивается моралью — кратким нравоучительным заключением автора, его советом читателям. В авторском совете, завершающем басню, пропущены слова. Правильно восстановив деформированные строки, вы прочитаете мораль этой басни.

Мой друг!  Не будь таким слоном:

 Советам следуй, но с умом!

 На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь.

 4. Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Создавая басню, С. В. Михалков использовал не только знания основ литературного стихосложения, но и информацию из географии — о природных зонах Земли, из биологии — о растениях и животных нашей планеты. Разделитесь на пары для выполнения следующих заданий. Пусть один из вас будет географом, другой — биологом. Выберите из текста басни свой тематический материал, кратко объясните его выбор.

География

1)«Ну что же, — начал Крокодил, — Пейзаж хорош! А Нила я не вижу!..»

 В самой длинной реке земного шара Ниле, протекающей по территории Африки, водятся знаменитые нильские крокодилы, самые большие на этом континенте и вторые по размерам в мире. Из-за размеров своих и невероятной силы известны как крокодилы-людоеды, которых следует опасаться.

2) «Что Нила нет, в том нет большой беды! —

 Сказал Тюлень. —

Но где снега? Где льды?»

Тюлень — хищный обитатель приполярных широт, самых холодных районов земного шара, где много снега и льда, где температура воды в морях крайне низкая.

Биология

1)«Позвольте! — удивился Крот. —

     Есть кое-что важней, чем лёд! Забыл художник огород».

Крот — насекомоядное животное, приспособленное к подземному образу жизни. Кроты зачастую поселяются в наших садах-огородах. Здесь рыхлая плодородная почва, изобилующая дождевыми червями, а кроты очень прожорливы, вот они и любят обустраиваться в таких местах.

2) «Хрю-хрю, — заметила Свинья.

 — Картина удалась, друзья!

Но с точки зрения Свиней,

Должны быть жёлуди на ней».

Свиньи в дикой природе лесные животные, питающиеся растительной пищей. Леса Северного полушария Земли отличаются большим разнообразием дубов, плод которых — жёлудь — служит хорошим кормом для многих животных. Это своего рода орех, питательный, калорийный, обладающий сладковатым медовым вкусом. Видимо, по этой причине жёлуди в большом почёте у свиней.

3) И даже — мёд!

(На случай, если вдруг Медведь

Придёт картину посмотреть...)

Медведь — хищник, хорошо лазающий по деревьям. Любитель мёда, совершенно невосприимчив к пчелиным укусам.

5. Работая в парах, объясните друг другу, что означает слово пейзаж, а что — вернисаж.

Пейзаж (фр. рaysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Вернисаж (фр. vernissage, буквально — покрытие лаком) — открытие художественной выставки в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица. Название родилось из традиции французских художников перед открытием своей выставки покрывать картины лаком для большего эффекта.)

6. Задание-соревнование.

Можете ли вы назвать имена русских художников-пейзажистов? Пара, назвавшая наибольшее количество имён художников, становится победителем. Полагаем, что, даже если учащиеся и не вспомнят имена многих, это даст почву для размышлений. Назовём имена художников: Иван Иванович Шишкин, Иван Константинович Айвазовский, Исаак Ильич Левитан, Василий Дмитриевич Поленов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Архип Иванович Куинджи, Фёдор Яковлевич Алексеев, Апполинарий Михайлович Васнецов; с рассказом о творчестве многих из них, с историей создания произведений учащиеся будут знакомиться, работая с материалами УМК.

7. Составьте простой план текста басни С. В. Михалкова. В каждом пункте плана уделите особое внимание ключевым словам, фразам.

 Вариант выполнения задания:

Слон-живописец

1. Пейзаж для вернисажа.

2. Необходимость предварительного просмотра картины.

3. Ценители пришли.

4. Критические замечания гостей: пейзаж хорош, но...

5. Слон переделывает работу.

 6. Взглянули гости на пейзаж, и все сказали...

 7. Мораль басни.

8. Прочитайте басню по ролям.

XI. Домашнее задание.

Выполнить упр.48, 52 (записать правило на с.26 в теорию)

XII. Рефлексия. Анкета.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

Игра «Найди четвёртое лишнее»

 

1. [б], [в], [г], [л]. ([л] — непарный по звонкости-глухости.)

2. Дуб, рог, код, кон. (Слово кон не содержит орфограмму, так как нет оглушения на конце.)

3. Сердце, честно, прелестно, песня. (Слово песня, так как нет орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова».)

4. Мышь, дочь, рожь, плющ. (Слово плющ, так как мягкий знак в этих словах является не показателем мягкости согласных, а показателем грамматической формы.)

 5. Пончик, серьги, раньше, пальма. (Слово пончик, так как в сочетаниях чк, чн, нч, рщ, щн мягкий знак не пишется.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жарко жабе в теплой луже, Жаба ждет дождя и тужит.

Слайд 2

Из колодца две девицы Носят ведрами водицу.

Слайд 3

В ночной тиши у шалаша Чуть слышен шорох камыша.

Слайд 4

Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке.

Слайд 5

Ученик учил уроки, У него в чернилах щёки.

Слайд 6

Эй, постой, Зайка мой, Лапы мой перед едой.

Слайд 7

Ералаш ( тюрк . aralas ) 1) беспорядок, сумятица, путаница; 2) смесь разнородных засахаренных фруктов (спец. устар.) По словарю Д. Н. Ушакова: Ералаш — устар. смесь разнородного сахарного сухого варенья, сладостей (сайт Википедия ).

Слайд 8

В словаре В. И. Даля: Ералаш — м., вздор, пустяки, бестолочь, дичь, чушь, бессмыслица; смесь, всякая всячина, беспорядица , сумятица. Смесь разнородного сахарного сухого варенья, в одном слитке. Ералашный, к ералашу относящийся. Ералашник — м., ералашница , ж. — кто говорит либо производит ералаш: бестолковый рассказчик или исполнитель. Ералашить или ералашничать — делать ералаш, на словах или на деле; приводить что-то в беспорядок, тревожить, суматошить , ерошить.

Слайд 9

Пейзаж (фр. рaysage , от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Слайд 10

Вернисаж (фр. vernissage , буквально — покрытие лаком) — открытие художественной выставки в торжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица. (Название родилось из традиции французских художников перед открытием своей выставки покрывать картины лаком для большего эффекта.)

Слайд 11

Слон-живописец План 1. Пейзаж для вернисажа. 2. Необходимость предварительного просмотра картины. 3. Ценители пришли. 4. Критические замечания гостей: пейзаж хорош, но... 5. Слон переделывает работу. 6. Взглянули гости на пейзаж, и все сказали... 7. Мораль басни.

Слайд 12

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"

Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку  соз...

Разработка урока по теме "Твердые и мягкие согласные"

Разработка урока по теме "Твердые и мягкие согласные"...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...