Открытый урок русского языка в 6 классе " Мягкий знак на конце и в середине числительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок построен с использованием современных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6kl.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
« Мягкий знак на конце
и в середине числительных»
(Открытый урок русского языка в 6 классе)
Провела:Ширлина Т.В.,
учитель русского языка и литературы
2014г.
Дидактическая цель урока: создать условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной компетентностей обучающихся с помощью интерактивных методов обучения.
Задачи:
- Способствовать формированию знаний о правописании мягкого знака на конце и в середине числительных, умений правильно оформлять данные орфограммы на письме и правильно употреблять в речи.
- Направить деятельность обучающихся на развитие речевых и оценочных умений, умений работать в группе, в паре, находить главное, участвовать в обсуждении.
- Содействовать воспитанию положительного ценностного отношения к здоровому образу жизни, гордости за российских чемпионов.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирование ключевых компетенций, здоровьесберегающая технология.
Оборудование: презентация, учебник, КИМы, таблица.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель урока; умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение составлять задания к предложенным учителем упражнениям
ХОД УРОКА
I) Организационный этап.
Слайд 1.
Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим cвоими улыбками хорошее настроение друг другу. Сегодня наш урок будет необычным. Обратите ,пожалуйста, внимание на число, записанное на доске. Какое событие произойдёт в нашей стране сегодня?
Слайд 2.
Правильно. Сегодня в 20ч14 мин в г.Сочи состоится открытие XXII зимних Олимпийских игр. Я предлагаю провести наш урок под девизом всех спортсменов: « Быстрее! Выше! Сильнее!» и приложить максимум усилий в языкознании.
День 7 февраля -
«красный» день календаря.
Это праздник всей страны!
И гордимся этим мы!
II. 3) Актуализация знаний.
- Ребята, говорят, на ошибках учатся. Но, согласитесь, лучше учиться на чужих ошибках.
Работа в группе.
Слайд 3 .
А сейчас поработайте в группе. Перед вами кластер «Имя числительное». Вам необходимо, работая с кластером , вспомнить, что вы знаете о имени числительном. И будьте внимательны. Здесь закралась ошибка. Найдите её. Как будете готовы, поднимите руку.
- Какую ошибку вы заметили. Аргументируйте свой ответ.
Слайд 3.( удаляю ошибку)
Что вы можете рассказать об имени числительном?
У каждого из вас на столе есть оценочные листы. Не забывайте сами оценивать свою работу на уроке.
III. Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Слайд 3.
А я ещё к кластеру добавлю вот такую запись .( добавляю2 раза).Это зашифрованное орфографическое правило.
5Ь – 20Ь, 30Ь 5Ь0 – 8Ь0 Всередине числительных 15,16, 17, 18,19 Ь
5Ь00 – 9Ь00
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. СЛАЙД 4.
Молодцы!
Сядьте красиво. Откройте свои тетради и запишите число, классная работа и тему урока.
(пишу на доске)
Слайд 5
Опираясь на тему урока, опорные слова на слайде монитора , сформулируйте, пожалуйста, цели урока. (Узнаем о правописании ь на конце и в середине числительных, научимся правильно писать слова с данной орфограммой и правильно употреблять имена числительные в речи).
Молодцы!
IV. Открытие новых знаний.
- РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ НА ДОСКЕ.
1.Ребята, посмотрите внимательно на первую часть орфографического правила. Как вы думаете, в каком случае пишется ь на конце числительных? ( пять - когда обозначает мягкость конечных согласных).
2.По второй части орфографического правила попробуйте определить: в середине каких числительных ь не пишется?
Орфоэпическая минутка.
- В числительных на -дцать нормированное произношение [ц].
Вывод учителя: Ребята, чтобы не ошибиться в записи числительных прописью, нужно не только уметь склонять числительные, но и знать и применять орфографические правила.
Давайте проверим, правильно ли мы свами ответили на поставленные вопросы и обратимся к правилу в учебнике, на стр. 47.( чтение самостоятельно).
Совпадают ли наши выводы с правилом?
V. Первичное усвоение знаний.
А теперь проверим , как Вы сумеете применить полученные и уже имеющиеся у вас знания на практике. Выполним упр.401 на стр. 47 учебника.
К доске пойдёт Костя. – Что нужно сделать? ( Сгруппировать слова :
- с буквой ь на конце слова,
- с буквой ь в середине слова,( Дима у доски).
- без буквы ь.( самостоятельно).
-Какая же общая орфограмма у всех этих частей речи? ( Употребление и неупотребление буквы ь для обозначения мягкости ).
Не забывайте оценивать свою работу на уроке!!!
ФИЗМИНУТКА. Глазки крепко закрываем .Дружно до 7 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.
VI. Открытие новых знаний
- Посмотрите на 3 часть нашего орфографического правила. – Какие даны числительные? (Сложные).Докажите. ( Пятьдесят- пять десятков. Пятьсот – пять сотен. Они состоят из двух корней. Что обозначают данные числительные? ( Круглые десятки). Как вы думаете, в каком случае пишется ь на конце числительных?(когда обозначает мягкость последующего согласного первого корня или после первого корня и обозначает мягкость согласных в середине слова).
Чтобы сформулировать правило, рассмотрите таблицу склонения сложных числительных настр.54 учебника(1 и 2 столбики) и скажите, в каких падежах пишется ь в середине сложных числительных? Когда же пишется ь в сложных числительных ?
Давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили на поставленные вопросы и обратимся к правилу в учебнике, на стр. 48.( чтение самостоятельно).
Совпадают ли наши выводы с правилом?
Запишите в тетрадь примеры из правила и выделите орфограмму « Мягкий знак в середине числительных».
Слайд 6.
VII. Закрепление новых знаний.
1.)Комплексный анализ текста.
Закрепим полученные знания на практике.
Перед вами текст. Рассмотрите фотографии и прочитайте про себя текст. – Какие слова вам непонятны?
Рапиристка- это женщина- фехтовальщик на рапирах(шпагах).
Монреаль – город в Канаде.
-Озаглавьте. - Какова тема текста. - Определите основную мысль теста.- Назовите тип текста. (Испытываем гордость за то, что в нашей области стартовала эстафета Олимпийского огня, и что спортсмены Курской области являются олимпийскими чемпионами).
Работа в паре.
Поработаем в паре. 1 пара- Костя и Дима. 2 пара – Наташа и я.
-Выберите и выпишите из текста имена числительные с изученной орфограммой. Выделите орфограмму.
С какой орфограммой будете выписывать имена числительные ?
(16 января в Курске стартовала эстафета Олимпийского огня.Первым факелоносцем эстафеты стал олимпийский чемпион Игр 1976 года в Монреале по велоспорту Валерий Чаплыгин. Чемпионка Игр 2008 года в командных соревнованиях рапиристок Евгения Ламонова завершила этап эстафеты огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Курске.Она зажгла городскую чашу огня вместе с губернатором Александром Михайловым.)
Не забывайте оценивать свою работу на уроке.
(Шестнадцатого ( без ь), тысяча девятьсот семьдесят шестого, две тысячи восьмого, двадцать вторых, две тысячи четырнадцатого).
-Костя, какие слова вы выписали и почему? Мы с Наташей тоже выписали эти слова. Молодцы, справились с заданием.
Определите, какие это числительные : простые или составные, количественные или порядковые.
2.)Самостоятельная работа.
Откройте свои « Контрольно- измерительные материалы» на стр. 56.(1в.), стр. 58 (2в.). Выполните задание А2 из теста «Имя числительное». – В каком числительном на месте пропуска не пишется ь? Взаимопроверка. (Ключ: 1(4)).
Оцените работу друг друга. Оценки занесите в оценочные листы.
Слайд 7.
VIII.Рефлексия.
Ребята, наш урок подходит к концу. Оцените свою работу и работу товарищей на уроке.
Комментируют свои оценки за урок.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слайд 8.Запишите домашнее задание.
1. § 69 УПР. 403
2. Сочинить загадки с именами числительными ( по желанию).
Ребята, вы все сегодня старались. Не всё иногда удавалось. Но ведь и у спортсменов бывают тоже и победы , и поражения. Главное, не отчаиваться, а стремиться вперёд за знаниями. Любите также спорт. Может, кто-то из вас станет в будущем выдающимся спортсменоми будет прославлять наш край своими победами.
А нашей команде на Олимпиаде в г.Сочи пожелаем удачи!
Давайте завершим наш урок словами: «Встанем, за руки взявшись, в ладони ладонь – в каждом сердце пусть зажжётся Олимпийский огонь!»
СЛАЙД 9. Урок окончен. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...
урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Данныйпо урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....
Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
На уроке использованы современные образовательные технологии...
Конспект урока русского языка 1 класс "Мягкий знак - показатель мягкости"
Задачи:- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;- совершенствовать умение правильно писать слова;- формировать умение работать в паре;- организовывать самооценивание ...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)
Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный и контролирующий материал по изучаемой теме....