Конспект урока русского языка в 8 классе "Назывные предложения".
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме
Интегрированный урок. Обобщение односоставных глагольных предложений. Знакомство с новым видом односоставных назывных предложений, сферой их употребления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_8_klasse_nazyvnye_predlozheniya.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка в 8 классе
по теме: «Назывные предложения».
Автор: Прусова Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «Нарышкинская СОШ».
ТУЛА, 2013
Тема урока: «Назывные предложения»
(интегрированный урок русского языка в 8 классе)
Цели: - повторить знания учащихся об односоставных предложениях с
главным членом сказуемым; знакомить с особенностями
односоставных предложений с главным членом подлежащим; учить
отличать виды односоставных предложений друг от друга.
- развивать связную речь, воображение, мышление, память; учить
самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по
изученной теме.
- воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес,
любовь и бережное отношение к родному краю.
Методы и приемы:
1)методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
2)методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации
(приемы: наблюдение, работа по картине);
3)методы передачи информации с помощью практической деятельности
(работа с книгой, творческая работа);
4)методы стимулирования и мотивации учащихся
(приемы: частично-поисковая деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);
5)методы контроля
(приемы: фронтальный опрос, самооценка).
Форма организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
- материально-технические: проектор, компьютер, репродукция картины.
- дидактические: учебники русского языка, тетради, карточки с заданиями.
Хронометраж урока:
1) Организационный момент -2 мин.;
2) Повторение пройденного материала -8 мин.;
3) Объяснение нового материала -10 мин.;
4) Закрепление знаний -15 мин.;
5) Подведение итогов - 2 мин.;
6) Предъявление и обсуждение домашнего задания -3 мин.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: - Сегодня у нас с вами урок обычный и необычный. На нашем уроке присутствуют гости. Но никто не волнуется, отвечаем четко, внятно.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы должны обобщить ранее изученное об односоставных глагольных предложениях. Познакомиться с новым видом односоставных предложений с главным членом подлежащим. Уметь находить подобные предложения. Познакомиться со сферой их употребления. Уметь использовать назывные предложения в описании для обозначения места и времени.
Тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов. Но, пожалуй, именно эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций.
3. Проверка домашнего задания.
Блиц-опрос:
Учитель: - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
Ученик: - В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.
Учитель: - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
Ученик: (По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)
Учитель: - Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
Ученик: (Определенно-личные, неопределенно – личные, безличные.)
Учитель: - Какие предложения называются определенно-личными?
Ученик: (Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)
Учитель: - Какие предложения называются неопределенно-личными?
Ученик: (Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем
и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.)
Учитель: - Какие предложения называются безличными?
Ученик: (Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.)
4. Мини – тест.
Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических
основ.
1.Брожу по набережной снова. (определенно –личное)
2.Повеет полем, первой бороздой. (безличное)
3.Его везли из крепости, из Бреста. (неопределенно – личное)
4.Цыплят по осени считают. (обобщенно – личное)
5.В лесу держался запах прелой травы. (двусоставное)
6.Пальто купил к зиме. (двусоставное)
7.Листопадит в роще, листопадит. (безличное)
8.В Сибири не любят горячку и спешку. (неопределенно – личное)
9.Уже смеркалось, и в комнате стало темно. (сложное: 1безличное,
2безличное)
10.Прочитайте Гоголя. (обобщенно – личное)
5. Лингвистический диктант.
А) Наука о языке (языкознание).
Б) Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (синтаксис).
В) Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу (предложение).
Г) Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица (определенно-личные).
Д) Неопределённая форма глагола (инфинитив).
Е) Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего (безличные).
6. Сообщение ученика (рассказывает заранее подготовленный ученик – Погосова Кристина).
Ученик: - Одним из первых, кто впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике был Алексей Александрович Шахматов.
А.А. Шахматов (1864 – 1920), великий русский лингвист, внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории языке. С ранних лет он проявил глубокий интерес к проблемам языкознания. Еще учась в гимназии, он принимал участие в научных диспутах. Тогда же была опубликована его первая статья.
Многогранны научные интересы языковеда. А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков. Он возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Он выдающийся русский синтаксист.
В книге А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, «впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи Шахматова не потеряли до сих пор своей актуальности.
7. Объяснение нового материала.
Учитель: - Появление стихотворения, которое сейчас прочитает Сальников Иван, вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись, другие возмущались.
(Чтение под музыку подготовленным учеником (Погосова Кристина) стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»)
А.А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
Ученик: Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!...
Ученик: - Автором этого стихотворения является Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный русский поэт, живший в 19 веке. Его современниками являлись Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, Ф.М.Достоевский.
Учитель: - Чем же необычно стихотворение?
Ученик: - В этом стихотворении нет ни одного глагола.
Учитель: - «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» - восторженно отмечал Л.Н.Толстой.
Учитель: - В этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Автор использует только имена существительные, называющие предметы. А.Фет употребляет назывные предложения (или номинативные).
Блиц-опрос:
1. Назывные – односоставные предложения? (Да.)
2. Назывные – двусоставные предложения? (Нет.)
3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да.)
4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да.)
5. Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да.)
Учитель: - Теперь вы знаете о назывных предложениях почти всё. Выведите правило.
Назывные предложения – это ………………………………….........................
…………………………………………………………………………………………...
(Ученики самостоятельно выводят правило.)
Учитель: - Назывные предложения составляют специфическую группу среди односоставных. В научной грамматике они трактуются по-разному, и практически представляют довольно пеструю группу, в которой в роли главного члена выступают предметные и признаковые существительные. (Комната. Стол. Диван. Ночь. Прохлада. Тишина).
Назывные предложения, как и безличные, являются экспозиционными. Преимущественно используются они в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. Назывные предложения очень кратки, но выразительны. С помощью них писатель тонко и лаконично рисует место, время действия, пейзаж, обстановку. Они способствуют стремительному развитию сюжета. Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Земская больница. Утро. (рассказ «Хирургия»)
Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег. (рассказ «Тоска»)
А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложения:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле.
(Примечание: все предложения выведены на доке с помощью проектора)
Учитель: - Обращаем внимание на чтение назывных предложений. Они читаются с продолжительной паузой.
Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений:
а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем существительным в именительном падеже (Лес. Просека), количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого.), личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша). В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и, тогда такие предложения приобретают указательное значение.
б) Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.
Учитель: - Какие определения называются согласованными?
Ученик: - Определения, связанные с определяемым существительным по способу согласования, т.е. в падеже, числе, роде.
Например: Звездная ночь.
Учитель: - Какие определения называются несогласованными?
Ученик: - Определения, связанные с поясняемым словом по способу управления или примыкания.
Например: Тёплые дни с ясным небом...
7. Закрепление нового материала.
- Упр. 137, стр. 87 (чтение предложений цепочкой).
- Написание сочинения – миниатюры.
Учитель: - Давайте попробуем написать небольшое сочинение-миниатюру, используя все виды односоставных предложений.
(На экране осенняя зарисовка. Учитель читает образец под музыку).
Осень. Хорошо в лесу. Прозрачный, чистый воздух. Еще тепло, но по утрам бывает прохладно. Осенняя свежесть бодрит, вливает новые силы. Пахнет грибами. Шуршат листья под ногами. Светло и радостно шагать по осеннему нарядному лесу.
Учитель: - Красиво? Давайте тоже попробуем создать красивый текст. Написать сочинение-миниатюру по теме “Достопримечательности села Нарышкино”, используя односоставные предложения.
(Самостоятельная работа. Высвечивается фотография с. Нарышкино )
(чтение 1-2 учениками сочинений- миниатюр)
8. Подведение итогов урока.
- Что узнали нового?
- Что осталось непонятным?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным?
9. Дифференцированное домашнее задание.
1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.
2) Всем остальным: § 22, упр. 138.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
План-конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса
Урок усвоения первичных знаний...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...
Конспект урока русского языка "Главные члены предложения"
Урок изучения нового материала. Предполагается групповая работа. Развивается умение учеников переводить текстовую информацию в схему....
Конспект урока русского языка. Тема урока: «Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях»
Конспект урока русского языка "Неполные предложения."...