Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoetochie_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.odt.zip | 20.24 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_dvoetochie_v_bsp.odp.zip | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта дистанционного урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 11
Тип урока: урок новых знаний и первичного их закрепления.
Форма урока: дистанционный урок
Технические средства обучения и оборудование: специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья
- Компьютер Apple Mac mini, Мышь Logitech RX250, Клавиатура Apple Keyboard, Монитор LG W2043T, Системное программное обеспечение Apple Mac OS X Snow Leopard, Наушники DIALOG M-881HV, Микрофон USB Desktop Microphone, Колонки Dialog W-203, Веб-камера CNR-WCAM820; компьютерные программы — Skype, презентация, электронные файлы таблица «Постановка двоеточия в БСП»
Тема урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:
Обучающая:формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
Развивающая:формирование у обучающейся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательная:воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тезаурус: сложные предложения, бессоюзные сложные предложения (БСП), двоеточие, функция разъяснительно-пояснительная.
Сценарий дистанционного урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||
Организационно-мотивационный этап (1 мин) | ||||
Подготовка к уроку: перед уроком учитель загружает презентацию к уроку, отправляет учащейся в скайпе пронумерованные файлы, необходимые для работы на уроке. | Начало урока: Приветствие учителя | Ученица приветствует учителя и сообщает о своем настрое и готовности к уроку. | ||
Актуализация знаний (2 мин) Слайд № 1 [ ], [ ], [ ]. [ ] ; [.-.-.-.-.]. | На предыдущих занятиях ты познакомилась с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрала случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП. Напомни, какие сложные предложения называются бессоюзными? прочитай схемы (слайд1) | Ученица рассказывает правило. Читая схемы, повторяет правило, объясняет постановку запятой и точки с запятой между частями БСП? Приводит устно примеры. |
Повторение пройденного (3 мин)
В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки. (М.Лермонтов) Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев) | Учитель диктует предложения, просит ученицу объяснить знаки препинания | Ученица записывает в скайпе предложения, объясняет орфограммы, пунктограммы ( части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений) ( точка с запятой требует значительной паузы между предложениями и понижения голоса, почти как на точке) | ||
Новая тема. Создание проблемной ситуации ( 3 -4 мин) | ||||
Слайд № 2
| Учитель: «реши 1 учебную задачу» определи структуру предложений;- объясни постановку двоеточия в первых двух предложениях; -можешь ли ты объяснить постановку двоеточия в последнем предложении | Ученица объясняет знаки препинания в первых двух предложениях. В 3 предложении ставит двоеточие, не может назвать условие постановки знака препинания. | ||
| ||||
Учитель просит ученицу сформулировать тему урока, проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП. Определить учебную задачу | Тема нашего урока: «Двоеточие в БСП», проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП? Задача- совершенствовать пунктуационные умения. | |||
Изучение нового материала (10-13 мин) | ||||
1. Народ без книги похож на человека без зеркала так как ему нельзя увидеть свое лицо. Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами он не видит мира 2.А.Моруа верил в то что время – самый честный критик А.Моруа верил время – самый честный критик | Учитель просит ученицу сопоставить предложения (Файл) | сопоставляя предложения, объясняет знак препинания |
Сделай, пожалуйста, вывод: какую функцию выполняют БСП? При каком условии ставится двоеточие в БСП? Учитель дополняет ответ ученицы. Вторая часть БСП может во всех падежах и числах отвечать на вопросы: а какой именно? А какая именно?, определяя признаки, свойства, качества того, о чем идет речь в первой части. Вторая часть относится к определению, стоящему в первой А свойство чудное имеет ( а какое именно?): Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет. | Ученица делает вывод: СБП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно-пояснительную. Смысл один и тот же, а знаки препинания разные. Употребление БСП в тексте украшают нашу речь выразительностью. Ученица называет условия. | |||
Учитель просит ученицу заполнить таблицу (файл) | Ученица заполняет таблицу (самопроверка по слайду презентации) | |||
Заполнение таблицы (слайд № 3) | ||||
Схемы | Каковы отношения между частями | Какие слова можно вставить между частями | ||
[ ] : [ причина] (потому что) | Вторая часть раскрывает причину происходящего в первой | Потому что | ||
] : [дополнение ] (что) | Вторая часть раскрывает содержание первой | Что? О чем? | ||
] : [ пояснение] (а именно) | Вторая часть поясняет содержание первой | А как именно |
Закрепление изученного материала Контроль полученных знаний (20 -22 мин) | ||||
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3e2e556-556a-4604-aae0-0cd654ddcffd/%5BRUS9_216%5D_%5BIA_076%5D.swf | Устное закрепление по электронному учебнику i-klasse (2-3 мин) | Ученица работает с таблицей, объясняя постановку двоеточия в БСП | ||
Тестовое задание из i-klasse упр. 459 Литературная викторина «Угадай произведение» (5 -6 мин) | ||||
http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1455734 | Учитель проверяет название произведений по скриншоту, отправленному ученицей | Ученица выполняет тест, самостоятельно проверяет. Если есть ошибки, выполняется работа над ошибками. Делает скриншот | ||
| ||||
Упражнение «Ритмы свободы» -Хлопни в ладоши три раза. -Топни правой ногой. -Топни левой ногой. -Поднимись. -Помаши руками. -Глубоко вдохни, задержи дыхание. -Сделай полный выдох. -Медленно, как сдувшийся шарик , опустись на стул. - Медленно поднимись. -Повернись три раза вокруг себя. -Громко скажи : «Я свободна». | Учитель предлагает выполнить следующую динамическую паузу | Ученица выполняет упражнение | ||
Слайд № 4 «Игра «Третий лишний» (3 мин) Все хорошие книги похожи друг на друга они правдивее жизни. Я убежден лишь в одном вдохновение приходит во время труда. Грамоте учиться всегда пригодится. | Найти лишнее предложение, доказать.Записать 2 предложения в тетрадь, объяснить орфограммы и пунктограммы | Ученица пишет в тетради, объясняет орфограммы и пунктограммы | ||
Работа с текстом. Выборочный диктант (5-6 мин) Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полета. Важно еще и другое человек создан для того, чтобы жить окруженным природой. В одной книжке написано про революционера-узника, томившегося в одиночной камере царской тюрьмы. Книги радовали его. Но вот он нашел прилипшее к странице книги крохотное зернышко неведомого пока для него растения. Он посадил это зернышко в зем-лю, поливал его, вызрела веточка лесной земляники с крупными ягодами. Узник признавался радость невозможно измерить никакой человеческой мерой. Какими бы стенами не отделялись мы от природы, природа всегда будет властно и требовательно звать нас к себе она наша мать, а мы ее дети. | Учитель отправил файл с текстом, в котором не расставлены знаки препинания. Просит ученицу назвать БСП с постановкой двоеточия, выписать 1-2 предложения на выбор | Ученица читает выразительно текст. Находит предложения, записывает 1 предложение, объясняет знаки препинания. | ||
Подведение итогов урока. Домашнее задание (3-5 мин) | ||||
Технология правильного утверждения: Какое утверждение верно: 1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно. 2) В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных. 3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями. 4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые. Домашнее задание: сочинение «Природа всегда будет звать нас к себе» с использованием БСП с разными знаками препинания (запятой, точки с запятой, двоеточием, тире) Подумать над проблемой: когда ставится тире в БСП? | При подведении итогов урока учитель использовал технологию правильного утверждения: - При каких условиях ставится двоеточие в БСП В скайпе учитель прописывает домашнее задание: « Тебе понятно домашнее задание? Какие у тебя остались вопросы по данной теме урока? Какое задание, выполняемое тобой на уроке, показалось тебе самым трудным, интересным? Ты довольна своей работой на уроке?» Учитель: «Какую бы ты сегодня поставила себе оценку по 5-ти бальной шкале?» Учитель выставляет оценку за урок, комментирует и проговаривает свое отношение к работе учащейся «Молодец!Ты сегодня хорошо работала!» Благодарит за урок.
| Ученица отвечает
Девочка ещё раз перечисляет 3 условия постановки двоеточия в БСП
Ученица записывает домашнее задание в тетрадь. Ученица отвечает на вопросы учителя.
Ученица оценивает свою работу на уроке Ученица благодарит учителя за урок, прощается |
Подписи к слайдам:
1 Однажды Анатоль Франс сказал Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке. 2 В моей домашней библиотеке находятся книги самых разных жанров исторические научные фантастика классика. 3 Любите книгу она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей
Схемы Каковы отношения между частями Какие слова можно вставить между частями [ ]: [потому что] (причина) Вторая часть раскрывает причину Потому что [ ]: [ дополнение] (что) Вторая часть раскрывает содержание первой Что? О чём? [ ]: [пояснение] ( а именно) Вторая часть поясняет содержание первой А как именно
1 Все хорошие книги похожи друг на друга они правдивее жизни. 2 Я убеждён лишь в одном вдохновение приходит во время труда. 3 Грамоте учиться всегда пригодится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".
Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....
Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
Урок в 9 классе Бессоюзные сложные предложения
Урок изучения нового материала с применением технологии дифференцированного обучения....