Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку
План-конспект урока русского языка по ФГОС ООО
Класс – 5
Предметная тема урока: имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Метапредметная тема урока: знания и информация, повторение и развитие
Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа
Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации
Задачи: научить детей 1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
2)употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательным и глаголом прошедшего времени.
3)Включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный
УУД:
познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки-памятки.
Этапы урока:
1) этап мотивации,
2)этап актуализации,
3)этап объяснения нового материала,
4)этап первичного закрепления с проговариванием вслух,
5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
6) этап включения в систему знаний и повторение,
7) этап рефлексии учебной деятельности на уроке,
8) этап объяснения домашнего задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_fgos.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка по ФГОС ООО
выполнила Жирнова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с. Новополеводино» Саратовской области Балаковского района
Класс – 5
Предметная тема урока: имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Метапредметная тема урока: знания и информация, повторение и развитие
Содержательная цель: знакомство с существительными, имеющими только форму единственного числа
Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации
Задачи: научить детей 1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;
2)употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательным и глаголом прошедшего времени.
3)Включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный
УУД:
познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки-памятки.
Этапы урока:
1) этап мотивации,
2)этап актуализации,
3)этап объяснения нового материала,
4)этап первичного закрепления с проговариванием вслух,
5) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
6) этап включения в систему знаний и повторение,
7) этап рефлексии учебной деятельности на уроке,
8) этап объяснения домашнего задания.
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация 3мин. | Проверяю готовность учащихся к уроку Провожу игру «Третий лишний» (запись на доске) 1) кони , лошади, пони 2)песни, ножницы, бури 3)сумерки, темнота, вечер Задаю вопрос: -Какое мы можем сделать открытие? | Встают, успокаиваются и усаживаются за свои столы. Играют в игру «Третий лишний» 1)пони 2)ножницы 3)сумерки Отвечают на вопрос: -Есть сущ., которые имеют только форму множественного числа. -Не все сущ.могут иметь два числа(ед. и мн.) | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Подведение под понятие (П) |
2.Актуализация знаний (разминка) 5мин. | Прошу открыть тетради, записать дату ( тема урока пока не записывается, оставляется место), указать вид работы. Даю задание: из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа (слова спроецированы на доску): Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, похороны, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, опилки, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли. Проверим, какие слова вы выписали. | Дети выполняют работу в тетрадях. Выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа. По очереди называют выписанные слова. | Выборочная работа (П) Логические действия(П) Самоопределение(Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
|
3.Формирование новых знаний. 7мин. | А) Тему нашего урока мы должны узнать, выполнив следующее задание. Работаем в паре (даю инструкцию). На доске запись: У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Задание: Выписать в тетрадь все имена существительные, определить их род, число. Можно ли от них образовать форму множественного числа? Задаю вопрос классу: Как же мы можем сформулировать тему урока? (по аналогии с предыдущей темой) Предлагаю записать тему на доске тому ученику, кто её правильно сформулировал первым. Б) Предлагаю прочитать текст на стр. 206(материал под звездочкой). Ставлю цель чтения: пересказать текст напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте. Даю инструкцию | Учащиеся выполняют работу в тетрадях. Вопросы для мышления:
Затем проверяют, делают вывод. Учащиеся выполняют -Имена сущ,, которые имеют только форму единственного числа Записывают тему в тетрадь ( там , где оставлено для этого место) Пересказывают текст напарнику, задают вопросы Предполагаемые вопросы: Почему нельзя сказать: «Стоят хорошие погоды?» Чем отличается сущ. погода от других слов? | Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре(К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками(К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
4.Первичное закрепление и проговаривание вслух 10мин. _____________ 5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин. | А) упр.№512 – устно. Выполняется в форме игры «Передай другому» . Ребята по рядам передают друг другу мяч, при этом называя слова (небольшая подвижная пауза). Б) Предлагаю прочитать задание к упражнению 513, рассказать напарнику, как понял задание. Спрашиваю, как поняли задание фронтально и предлагаю выполнить упражнение, заполнив таблицу и комментируя вслух. Обращаю внимание на слова в рамочках (стр.206), прошу проговорить в парах эти слова и составить и записать с ними словосочетания [сущ.+ прил.]. Все ли слова были понятны? ____________________________________________ А) Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам. В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе. Правда, бедность, горе, старость, белизна. Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба). В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе. Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба). | Учащиеся передают мяч и придумывают слова, продолжая начатый в книге ряд. ( Могут пользоваться словами для справок) Учащиеся читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу. Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу 1 столбик ( с ударением на 1 слог) : засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок. 2 столбик (с ударением на 2 слог):боязнь, дремота, доставка, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель. 3 столбик(с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь. Проверяем Учащиеся обсуждают. Называют ответы. Красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель ... ______________________________________________Ученики выбирают вариант и самостоятельно выполняют задание по эталону: 1 .Правда-ложь, Бедность-богатство, горе-радость, Старость- молодость, белизна- чернота. 2. Беготня-тишина, свет-тьма, движение- неподвижность, доброта-злость, боязнь-смелость, Детство- старость (взрослость) Затем проверяют, делают вывод. | Игровой момент (К) Контроль (Р) Классификация (П) ___________________ Самоопределение(Л) Выполнение действий по алгоритму(П) Коррекция(Р) |
6.Включение в систему знаний и повторение 7 мин | А)Делаю на доске запись: Не все существительные имеют два числа: Обращаюсь к ученикам: « Мы недавно познакомились с рассуждением как типом речи. Что мы сейчас записали? Тезис, утверждение. Что нужно сделать, чтобы этот тезис развернулся в рассуждение? Доказательство, именно поэтому мы поставили двоеточие( == а именно). Продолжите предложение. Б)Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки. Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,ОиО – это рабочие инструменты. Задание 2 группе: вспомнить «вкусные» сущ. и «подать» их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О,О,О и О – это наш любимый завтрак. | Есть сущ., имеющие только форму ед. ч. и мн.ч. Учащиеся могут свободно передвигаться по классу и общаться в группах Примерные ответы. Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - … Молоко, творог, сметана и редис-… | Постановка и формулирование проблемы(П) Робота в группах(К) Составление предложений по схеме(П) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учётом позиций других (К) |
7. Рефлексия 5мин. | Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке, какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока, чему каждый из вас научился. Проведите рефлексию в паре, используя клише. Обобщаю сказанное. Благодарю за работу. Прошу ребят оценить свою работу на уроке. | Составляет внутреннюю речь. Клише при рефлексии:
Высказывается вслух по желанию или по просьбе учителя. | Рефлексия способов и условий действий(П) Контроль и оценка результатов деятельности(П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха(неуспеха)(Л) |
8 Д.З. 3мин. | Прошу записать домашнее задание в дневник: § 96 и объясняю разноуровневые задания: упр.№ 514(выполнить по образцу), 515(провести выборочную работу), 516 (составить предложения) (одно по выбору уч-ся); словарные слова в рамочках записать в словарь и выучить. | Каждый ребёнок записал д/з в дневник | Дифференцированные(разноуровневые) задания (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
КМС на определение уровнясформированности мыслительных ОУУНТема: «Имена существительные, которые имеютформу только единственного числа»Класс: 5-й...
Урок 5 класс ФГОС "ИМена существительные,которые имеют форму только единственного числа"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....
Презентация на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».5 класс.
Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый...